Вестник гражданского общества

Почему нам необходима люстрация



Тема люстрации в российском (постсоветском) обществе носит двойственный характер. С одной стороны, она уже перезрела, с другой – общество к ней до сих пор не готово. Для одних она – пугало, страшилка из серии «не дай бог!», для других – панацея для решения всех проблем переходного периода от авторитарного общества к демократическому.
 
Между тем, люстрация – не панацея и не жупел, это выработанный международным общественным опытом инструмент переходного периода, который важно грамотно и вовремя применить, тогда он принесет несомненную пользу и не нанесет обществу психологическую травму, а наоборот, оздоровит его.
 
Чтобы разобраться, что такое люстрация, как она работает и зачем она нужна, проведем небольшой ликбез.
 
Обратимся к этимологии слова. Оно происходит от латинского  lustratio – что означает «очищение», что уже неплохо, чистое всяко лучше грязного. В Древнем Риме очищение проводилось путем жертвоприношения богам, приуроченное к очередной переписи населения. В новой истории процедура люстрации из мистической превратилась в бюрократическую, и под ней подразумевалась перепись государственного имущества, в первую очередь земельных наделов, в целях его наиболее эффективного использования и предотвращения злоупотреблений как чиновниками, так и нерадивыми арендаторами.
 
В новейшей истории термин «люстрация» перестал использоваться в хозяйственном значении и стал обозначать политический инструмент для придания легитимности новой власти, желающей очиститься от ошибок и грехов свергнутой.  Люстрация в том смысле, в котором мы используем это понятие сегодня, появилась лишь в конце ХХ века, с распадом социалистического лагеря и освобождением входящих в него стран от тоталитарных и автократических режимов. Люстрация стала обозначать составление списков акторов свергнутого режима с целью отстранения их от участия в управлении страной при новом режиме.
 
Как видим, понятие люстрации во все века неразрывно связано с переписью, со сбором документальных свидетельств и составлением списков чего или кого-либо, то есть ее суть в фиксации и упорядочении информации с целью оптимизации управления государством. Это очень важное фундаментальное свойство механизма люстрации, так как оно ведет не к разрушению, а к созиданию и улучшению качества жизни общества.
 
Еще одно важное и, несомненно, положительное типологическое свойство люстрации – раскрытие информации, прозрачность и доступность ее для общества. Это то, без чего невозможно избавление от злоупотреблений и коррупции.
 
Один из самых распространенных мифов про люстрацию – что она является инструментом мести представителям свергнутой власти. Этот миф возник не на пустом месте, под видом люстрации нередко занимаются сведением счетов со старой властной элитой, пределом собственности и другими, не имеющими отношения к люстрации грязными делами. Но извратить можно любую идею, и любой инструмент из созидательного можно превратить в разрушительный. Скальпель может спасти жизнь, и он же может стать орудием убийства. Все дело в том, в чьих руках он находится и с какой целью используется.
 
То же и с люстрацией. Она - механизм, инструмент, с помощью которого можно очистить и оздоровить общество, а можно столкнуть его в хаос гражданской войны. Чтобы инструмент служил во благо, необходимо уметь его правильно использовать и не подаваться искушению местью.
 
Для чего нужна люстрация в России после смены власти?
 
Прежде всего, для того чтобы избежать реконструкции свергнутого режима. Если бы в 1991 году в России запустили механизм люстрации, сегодня мы бы жили в другой стране.
 
Каждый режим, основанный не на прозрачных демократических институтах, а на теневых схемах, обрастает огромным количеством интересантов и участников этих схем. Степень их участия в этих схемах различна, от авторов и основных бенефициаров, до мелких исполнителей и лояльных свидетелей. И все эти люди являются носителями извращенной идеологии и морально готовы воспроизвести привычные им схемы взаимодействия гражданина и государства, как только к этому появятся малейшие предпосылки.
 
Если к авторам и основным выгодополучателям преступных схем применимо уголовное и административное преследование, то к латентным носителям преступной идеологии карательные меры применить невозможно. Но можно изменить их отношение к жизни, повлиять на их моральные принципы. В этом и состоит очистительная суть люстрации: очищение через люстрацию – это не устранение из общества, в первую очередь, из власти, преступных элементов (с этим должны справляться органы следствия и система правосудия), а изменение моральных норм общества, воспитание неприятия у граждан преступных схем в государственном управлении.  
 
Как работает механизм люстрации?
 
Постепенно, последовательно, системно и не репрессивно. Люстрация, в отличие от уголовного и административного преследования, не является ни репрессией, ни наказанием. Она частично ограничивает гражданские права тех, кто ей подвергается, не лишая их основных прав и свобод. При этом главным инструментом люстрации  является не ограничение, а порицание, нравственное осуждение обществом преступных, теневых схем управления и обогащения. Таким образом, постепенно в обществе формируется новая мораль - гуманистическая, основанная на открытости, честности, соблюдении прав и свобод всех граждан.
 
С чего должна начинаться люстрация?
 
1. С раскрытия информации: рассекречивание архивов, их публикация, свободный и удобный доступ к информации всех и каждого.
 
2. С признания порочности и преступности идеологии и практики свергнутого режима и закрепления этого признания законодательно.
 
3. С выработки и обнародования Закона о люстрации с понятными, прозрачными, общими для всех принципами люстрации и создания государственного органа для проведения люстрации.
 
4. С составления списков для люстрации на основании двух первых пунктов и обнародования этих списков в виде публикаций в СМИ и составления общедоступной базы данных люстрации. В списке для люстрации помимо ФИО, ИНН, места и даты рождения гражданина должны быть указаны основания включения его в этот список.
 
Что еще является неотъемлемой частью люстрации?
 
Возможность каждого, кто считает ошибочным включение его в список для люстрации, подать заявление об этом в специально созданную при люстрационном органе комиссию, которая по понятным и прозрачным правилам проведет проверку этого заявления и в случае его верности признает за заявителем право на публичную реабилитацию и восстановление в правах.
 
В чем состоит люстрация?
 
Каждый гражданин страны, включенный в люстрационный список, получает пожизненный запрет занимать государственные и выборные должности (во всех ветвях власти - законодательной, исполнительной и судебной), работать в правоохранительных органах  и преподавать  во всех учебных заведениях страны. Эта информация должна быть внесена в базу данных  люстрации и может быть удалена из нее только по решению комиссии о реабилитации.
 
Включение гражданина в люстрационный список никак не влияет на его преследование по закону за совершенные уголовные и административные преступления.
 
Включение гражданина в люстрационный список никак не ограничивает его другие права и свободы и не должно являться причиной какой-либо дискриминации.
 
Таким образом, каждый гражданин, подвергнутый за свою деятельность люстрации, не сможет  участвовать в управлении государством, образовательном процессе и правоохранительной системе. Все остальные его права остаются при нем и защищаются законом. Люстрация не заменяет и не отменяет наказание за совершенные преступления.
 
Кто должен быть включен в список для люстрации?
 
Это очень важный вопрос, потому что проведение люстрации нельзя превращать в «охоту на ведьм» и сведение счетов.  Поэтому принципы включения человека в список для люстрации должны быть четкими, понятными, исчерпывающими и неизменными.
 
На мой взгляд, в этот список в обязательном порядке должны быть включены все, кто при преступном режиме (тут важно очертить временные рамки, когда режим стал преступным) занимал государственные должности, избирался в законодательные органы, работал в судебной и правоохранительной системах. Причем на всех уровнях, от федерального до муниципального. Также в этот список должны быть включены те, кто сотрудничал с властью в качестве тайного агента, участвовал в фальсификации выборов, лжесвидетельствовал, состоял в различных созданных властью псевдообщественных организациях для борьбы с оппозицией, работал на пропаганду в СМИ и интернете, участвовал в преступных войнах, а также был членом организаций, которые будут признаны новой властью преступными.  
 
Вполне возможно, что в списках для люстрации окажутся лично порядочные люди, попавшие в него по формальным признакам. Но, по моему мнению, делать исключения для них нельзя, так как это предоставит богатые возможности для манипуляций и подтасовок. Люстрация не репрессивная мера, и включение в нее невиновного человека не будет являться большой несправедливостью. К тому же, личная порядочность не помешала этим людям сотрудничать с преступным режимом и закрывать глаза на преступления своих коллег.
 
В заключении хочу еще раз повторить основные тезисы о люстрации.
 
Российское общество очень мало знает о люстрации и нуждается в просвещении на эту тему.
 
Люстрация не является наказанием и репрессивной мерой.
 
Люстрация не заменяет и не отменяет наказания за преступления.
 
Люстрация не должна быть поводом для преследования.
 
Люстрация должна проводиться по понятным, исчерпывающим и неизменным правилам.
 
Люстрация должна быть неотвратимой и не иметь обратной силы (кроме прямой ошибки).

Список для люстрации должен быть конечным и исчерпывающим.
 
Люстрация в обязательном порядке должна сопровождаться полностью открытой и общедоступной информацией.
 
Без проведения люстрации новая власть в России неизбежно снова переродится в преступную и коррупционную.
 
Люстрация должна начинаться с осуждения преступного режима и основываться на гуманистических принципах.
 
Самое важное и долгосрочное следствие люстрации – моральное оздоровление общества.

 

РИММА ПОЛЯК


24.05.2017



Обсудить в блоге




На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.019162178039551