Вестник гражданского общества

13.04.2017

К президентским выборам-2018 вновь меняют избирательное законодательство


12 апреля Госдума приняла в первом чтении поправки в закон «О выборах президента», которые меняют правила проведения голосования. Самое важное новшество — отмена открепительных удостоверений. Голосовать можно будет на любом участке, просто подав заявление.
 
Об этом написал в Фейсбуке депутат от партии «Справедливая Россия» Олег Шеин:
 
«Сегодня в первом чтении приняты поправки в закон о выборах президента России, которые также продублированы в Закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан".
 
В законе есть несколько улучшений, упрощающих сбор подписей и направление наблюдателей.
 
Но главная вещь - отмена открепительных удостоверений. Вместо них предлагается дать право избирателю, который не может проголосовать по месту своего жительства, просто без всяких бумажек прийти и проголосовать на любом избирательном участке. Никаких механизмов, исключающих путешествие такого избирателя по многим участкам, нет.
 
Вся парламентская оппозиция выступила против. От СР выступал я».

 
До сих пор проголосовать не на своем территориальном участке можно было только по открепительному удостоверению, который надо заранее взять в «своей» избирательной комиссии. Предполагалось, что этот способ должен предотвратить повторное голосование одного и того же избирателя. Между тем, голосование по открепительным удостоверениям часто использовалось в махинациях, например, для организации так называемых «каруселей» (когда одни и те же люди переезжали от участка к участку и голосовали многократно) и для принуждения к голосованию сотрудников предприятий со стороны руководства.
 
Авторы поправок к закону «О выборах президента» предлагают разрешить голосовать  в любом месте без дополнительных документов — надо будет просто заранее прийти на удобный участок и написать заявление. По мнению представителей парламентской оппозиции, отмена открепительных удостоверений не решит проблему с такими махинациями, основанными на сговоре между их организаторами и руководителями избирательных комиссий, и а наоборот упростит их. Ведь открепительные удостоверения хотя бы были документами, которые сложно подделать, а проконтролировать работу электронной базы ЦИК будет невозможно, следовательно, нельзя будет отследить, сколько раз проголосовал избиратель.
 
Центризбирком пообещал рассказать лишь к маю 2017 года, как будет работать новая система и какие будут меры защиты от повторного голосования, так что законодатели голосовали, по меткому выражению корреспондента «МК», «за кота в мешке». Пока только предполагается, что при подаче заявления будут сканировать паспорт, а данные избирателя передадут в общую базу — с этого момента он не сможет проголосовать ни на каком другом участке.
 
Еще одна поправка касается отмены нормы, приятой специально к выборам в Госдуму в 2016 году, когда наблюдателей «привязали» к участкам, где они работают. Кандидаты и партии должны были за три дня до выборов предоставить списки наблюдателей для каждого участка. Перемещаться между участками было нельзя. Эту норму решили исключить из закона специально для выборов президента, авторы поправок объясняют это «более либеральным подходом».
 
Правда, либерализация не коснулась правил для журналистов. Как и на выборах в Думу, представители СМИ должны будут получать аккредитацию. Редакциям будет по-прежнему запрещено отправлять активистов-наблюдателей под видом журналистов — на выборы пустят только тех, кто проработал в СМИ не менее двух месяцев.
 
Также авторы законопроекта предложили дать избиркомам возможность увеличивать количество участков «для создания максимальных удобств для избирателей». Сейчас участки создают так, чтобы в их границах жили не более 3 тысяч избирателей. Этот лимит предложено сократить вдвое. При этом из закона убрали требование формировать участки заново каждые пять лет — их границы будут менять только по необходимости.
 
Предполагается упростить систему регистрации избирателей. Еще в 2014 году Конституционный суд постановил, что нельзя забраковывать подписные листы из-за неточностей в адресах места жительства. Дело в том, что иногда на штампе в паспорте не указывают какие-то реквизиты (наименование субъекта РФ или населенного пункта), но избирательные комиссии трактовали это как нарушение. Авторы законопроекта предлагают закрепить в законе норму, что такие формальные ошибки не могут быть причиной для признания подписного листа недействительным.
 
Сами выборы 2018 года планируют перенести на неделю, с 11 на 18 марта, чтобы они совпали с годовщиной присоединения Крыма. Для этого в закон добавили уточнение: раз на эту неделю также выпадает праздничный день 8 марта, то выборы переносят на следующее воскресенье. Таким образом, голосование состоится 18 марта — в годовщину подписания договора о принятии Крыма в состав России.
 
Политолог Александр Кынев в комментариях  для «Медузы»  сказал, что, по его мнению, «общая философия законопроекта проста — никакой реальной угрозы фавориту выборов нет. Поэтому все, что придает выборам скандальность, что снижает доверие, мешает».
 
В целом же, все эти изменения, в первую очередь, направлены на увеличение явки. На последних федеральных выборах – в Госдуму в 2016 году – она была рекордно низкой. Когда исчезает интрига выборов, избиратели теряют к ним интерес.
 
Нынешние поправки в законодательство о выборах далеко не первые. Такие поправки – под конкретные выборы, под конъектуру момента – вносятся постоянно. Как уже упоминалось, менялись нормы выборного законодательства перед последними выборами в Госдуму в 2016 году в сторону ужесточения правил наблюдения за выборами.
 
В 2006 году был отменен порог явки избирателей. Ранее, для того чтобы выборы были признаны состоявшимися, в них должны были принять участие не менее 50% избирателей.
 
Действующий сейчас закон «О выборах президента Российской Федерации» принят в январе 2003 года. Именно в нем впервые появилась неоднозначная формулировка про «второй срок подряд», перекочевавшая из Конституции РФ 1933 года (в предыдущих законах «О выборах Президента Российской Федерации» от 1995 и 1999 годов этой формулировки не было).
 
С тех пор изменения и дополнения в этот закон вносились 34 раза. Самые значительные изменения закон «О выборах президента» претерпел в 2008 году, когда был изменен срок полномочий президента с 4 до 6 лет. Это изменение, внесенное при президенте Медведеве, вступило в силу после выборов 2012 года, когда пост президента вновь, уже в третий раз (но не подряд) занял Путин.


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.047523975372314