Вестник гражданского общества

26.09.2017

Трудная победа фрау Меркель


В минувшее воскресенье, 24 сентября, в Германии состоялись выборы в парламент. Победу на них одержал блок христианско-демократических партий ХДС/ХСС во главе с действующим канцлером Ангелой Меркель. Об этом сразу после появления первых результатов голосования объявила сама фрау Меркель, заявив: «Нам поручено создать правительственную коалицию, а создать коалицию против нас не удастся». Тем не менее, хотя рычаги власти остались в руках возглавляемого Меркель блока, на этих выборах он получил худший результат в своей истории (блок ХДС/ХСС поддержали 33 процента избирателей).
 
Теперь победителям предстоят сложные переговоры по формированию правительственной коалиции. Их нынешние партнеры - социал-демократы (СДПГ) – также показавшие худший результат в своей истории (20,5 процента), уже объявили об уходе в оппозицию. (Для сравнения, на выборах в  2013 году консерваторы набрали 41,5 процента, СДПГ - 25,7 процента.)
 
Сенсацией выборов 2017 года стало третье место ультраправой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) с 12,6 процентами голосов. Впервые после окончания Второй мировой войны крайне правые получили места в бундестаге.
 
Всего в парламент прошли 6 партий из 42 участвовавших в выборах. Кроме первой тройки 5-процентный барьер преодолели либеральная Свободная демократическая партия (СвДП) - 10,7 процента, Левая партия - 9,2 процента и партия «Союз-90»/ «зеленые» - 8,9 процента.
 
Учитывая намерение СДПГ уйти в оппозицию, фактически единственным возможным вариантом новой правящей коалиции будет союз ХДС/ХСС, СвДП и «зеленых». Ранее все парламентские партии исключили возможность сотрудничества с правопопулистской АдГ.
 
Новый бундестаг станет самым большим в истории Германии, в нем будет 709 мест, что на 78 мест больше, чем в предыдущем парламенте (в немецком парламенте нет постоянного числа мандатов, оно зависит от результатов выборов).
 
Явка составила 76,2 процента, в предыдущих парламентских выборах в голосовании приняли участие 71,5 процента избирателей.
 
Историк-германист, шеф-редактор интернет-журнала «Контрапункт» Дмитрий Карцев в своем материале на сайте Московского центра Карнеги приходит к выводу, что, по сути, речь идет о резком снижении популярности всей политической системы, построенной Меркель, в основе которой лежит не идейная конкуренция, а элитный консенсус. Впервые в истории Германии в Бундестаге будет целых шесть фракций, и впервые так называемые малые партии набрали почти столько же голосов, сколько большие, или «общенародные».
 
Трехпартийная коалиция будет создана на общенациональном уровне впервые в немецкой истории, и, лишенная свободы маневра, Меркель вынуждена будет давать своим партнерам весьма широкие обещания.
 
Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов удивительное умение Меркель работать как раз в заданных условиях, когда компромисс приходится искать почти постоянно, считает Дмитрий Карцев. «Собственно, именно это позволило ей в течение восьми лет благополучно сохранять «большую коалицию». И велика вероятность, что еще четыре года на подведение итогов своего правления и попытку провести операцию «Преемник» у нее есть. Задача, которую она поставила на митинге в воскресенье, — «отвоевать избирателей „Альтернативы для Германии“».
 
Чтобы понять, куда ушли те избиратели, которые раньше голосовали за Меркель, достаточно посмотреть на итог «Альтернативы для Германии». Такой вывод из результатов выборов делает  DW. Правые популисты потеснили партию Меркель с правого фланга: по данным опросов, именно избиратели ХДС/ХСС чаще всего переходили в стан АдГ, созданной в 2013 году. На востоке Германии, в бывшей ГДР, АдГ стала второй политической силой после партии Меркель.
 
Главной темой последнего времени для АдГ стала политика в отношении беженцев, которую проводило правительство во главе с канцлером Ангелой Меркель. Недовольных ею было много даже среди избирателей, которые традиционно голосуют за блок консервативных партий ХДС/ХСС. Правые популисты привлекли на свою сторону этих людей. 85% проголосовавших за АдГ, заявили, что только так они смогут выразить протест против нынешней политики властей ФРГ.
 
При этом выбор в пользу АдГ не означает, что программа правых популистов ее избирателям действительно нравится: лишь каждый третий из них сообщил социологическому институту Forschungsgruppe Wahlen, что его убедили предложения «Альтернативы». И только от 8 до 13% из тех, кто отдал свой голос АдГ, верят, что партия смогла бы проводить более эффективную миграционную политику.
 
С приходом правых популистов в бундестаг произойдет ряд изменений. Крупным фракциям, согласно парламентскому регламенту, полагается определенное число руководящих мест в комитетах бундестага. Не исключено, что представителю АдГ достанется и должность зампредседателя федерального парламента.
 
Но в целом избиратели, похоже, не ждут от новой партии в бундестаге того, что она будет добиваться принятия конкретных решений или иным конструктивным образом участвовать в законодательном процессе. По мнению большинства наблюдателей, АдГ попытается посредством трибуны бундестага оказать влияние на атмосферу в обществе и на выбор центральных политических тем в стране.
 
Учитывая будущий размер фракции (94 места), это вполне посильная задача для правых популистов, тем более что попадание в бундестаг гарантирует им еще и государственную поддержку в виде так называемых «фракционных денег» - около 12 миллионов евро ежегодно.
 
Долгое время социологи гадали, кто является типичным избирателем «Альтернативы для Германии». Но по итогам голосования 24 сентября нарисовать портрет сторонника партии оказалось несложно: это мужчина среднего возраста, от 30 до 44 лет, преимущественно из Восточной Германии, без высшего образования. По данным института Forschungsgruppe Wahlen, если среди избирателей-женщин за АдГ проголосовало 9%, то среди мужчин - 16%.
 
Наилучший результат правые популисты получили в новых федеральных землях, став на востоке Германии второй по силе партией. Опять же, если бы в голосовании принимали участие лишь мужчины, то АдГ в новых землях заняла бы первое место. Максимального успеха партии удалось достичь в Саксонии - там она стала победительницей, обогнав даже ХДС канцлера Меркель.
 
Обращает на себя внимание то, что лишь 7% из поддержавших АдГ имеют высшее образование - это самый низкий показатель среди электората всех партий, вошедших в бундестаг. Активнее всего за «Альтернативу» голосовали рабочие (19%). Крупным ресурсом правых популистов стали те, кто не ходил на прошлые выборы: 1,2 миллиона человек. По разным оценкам, от 700 тысяч до миллиона избирателей АдГ - это бывшие сторонники ХДС и ХСС, которые на этот раз отдали свой голос другой партии в знак протеста.
 
«Альтернатива» популярна среди русскоязычного населения в Германии и «русских» этнических немцев, переехавших в ФРГ из стран бывшего СССР. Многие предвыборные агитационные материалы «Альтернативы» были переведены на русский язык (например, на одном из плакатов для русскоязычной аудитории было написано с грамматической ошибкой: «Не званый гость хуже татарина. Защищать границы — высылать исламистов»). Сколько именно русскоязычных граждан проголосовало за «Альтернативу», пока неизвестно.

Не успев попасть в парламент, руководство «Альтернативы» разругалось между собой. На следующий день после объявления результатов выборов, в понедельник, 25 сентября, сопреседатель АдГ Фрауке Петри покинула партийную пресс-конференцию, сенсационно объявив, что во фракцию не войдет. Никто не берется спрогнозировать, останется ли Петри депутатом-одиночкой или ей удастся создать свою мини-фракцию в бундестаге.
 
С одной стороны, именно Фрауке Петри получила прямой мандат и добилась победы своей партии в Саксонии, с другой - в последние месяцы лицом АдГ была не она, а лидеры партийного списка Александер Гауланд и Алис Вайдель. Одновременно с демаршем Петри стало известно, что раскол произошел и во фракции АдГ в ландтаге земли Мекленбург-Передняя Померания.
 
Партию «Альтернатива для Германии» с самого начала ее появления сопровождают противоречия и конфликты. Мотивом для ее создания было несогласие ряда консервативно настроенных экономистов и интеллектуалов с политикой Евросоюза и Германии по стабилизации евро. Партия изначально позиционировала себя как консервативная и евроскептическая. Но затем в АдГ начали преобладать националистические, популистские и праворадикальные силы. Риторика партии сдвинулась в сторону критики ислама и политики властей в отношении миграции.
 
Во многих городах Германии прошли акции протеста против «Альтернативы» в бундестаге. В Берлине на Александерплац перед штаб-квартирой партии собрались около тысячи человек, скандировавших: «Нет места наци-пропаганде!» Аналогичные акции в воскресенье и понедельник прошли в Гамбурге, Кельне, Франкфурте и Дюссельдорфе. Все эти города находятся на западе Германии.


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.041964054107666