Вестник гражданского общества

01.08.2018

«Не ходите, дети, в Африку гулять»

У Центрального дома журналиста. Фото: Александр Щербак/ТАСС
 

Гибель российских журналистов в ЦАР вызывает массу вопросов, которые пока остаются без ответов
 
Вчера, 31 июля, пришло трагическое известие о гибели в Центральноафриканской Республике одного из самых известных российских военных корреспондентов Орхана Джемаля, оператора Кирилла Радченко и одного из лучших российских режиссеров-документалистов Александра Расторгуева.  Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко приехали в Центральноафриканскую республику 28 июля для съемок документального фильма о наемниках ЧВК «Вагнера». Это был их совместный проект с «Центром управления расследованиями» Михаила Ходорковского, сообщила СМИ заместитель руководителя ЦУР Анастасия Горшкова.
 
«Могу подтвердить, что они делали совместно с нами документальный фильм. Они прилетели в субботу в Банги (столица ЦАР), позавчера по плану выходили на связь, мы вечером переписывались, должны были ехать в другое место и выйти на связь сегодня вечером», - сказала Горшкова во вторник «Интерфаксу». Она отметила, что в ЦУР узнали о гибели журналистов из СМИ.
 
По словам Горшковой, изначально Расторгуев хотел снять кино о российских наемниках в Сирии - СМИ неоднократно писали о том, что частная военная компания «Вагнера» действует в этой стране. Однако вариант со съемками в Сирии реализовать не удалось. Оставались Южный Судан и ЦАР - там также работают сотрудники ЧВК «Вагнера». Въехать оказалось возможно только в Центральноафриканскую республику, поэтому и выбрали ее.
 
Центральноафриканская Республика - одна из беднейших стран мира, входит в число самых нестабильных государств Африки. В последние десятилетия власть там менялась в основном в результате переворотов. Значительную часть страны контролируют различные военизированные группировки.
 
После прихода к власти нынешнего президента Фостена-Аршанжа Туадера сотрудничество России и ЦАР значительно укрепилось. Российские власти поставили африканской стране оружие - для этого даже пришлось преодолеть эмбарго в Совбезе ООН. Тогда же в ЦАР отправились военные инструкторы.
 
С весны российские и западные СМИ стали писать о том, что в ЦАР были замечены наемники ЧВК «Вагнера». Об их присутствии, в частности, писала Washington Post , французская Le Monde, The Bell, «Новая газета». В прессе сообщалось, что наемники помогают охранять президента страны. МИД России подтверждал присутствие россиян в ЦАР, но говорил, что речь идет о «гражданских служащих».
 
По словам Горшковой, Джемаль, Радченко и Расторгуев прибыли в ЦАР в субботу, 28 июля.  На следующий день они поехали на базу на территории поместья Беринга к востоку от города Сибю — там, предположительно, располагаются наемники ЧВК «Вагнера». На базу журналистов не пустили, сославшись на необходимость получить аккредитацию Минобороны ЦАР, но взяли их данные и сообщили, что аккредитацию можно получить через пять дней.
 
По ЦАР журналисты ездили с водителем, которого им порекомендовал фиксер (помогающий в организации съемок консультант) из миссии ООН по имени Мартин. В воскресенье, 29 июля, Джемаля, Расторгуева и Радченко возле отеля встретили двое полицейских, которые заявили, что использование журналистами съемочной аппаратуры незаконно, и потребовали взятку 100-120 долларов. Требование журналистам перевел водитель — этот факт смутил редакцию «Центра управления расследованиями», которая предположила, что он мог быть связан с полицейскими, на что журналисты сказали «Нет, не похоже». Полицейские проехали с ними в машине несколько сотен метров и получили необходимую сумму.
 
На 30 июля, у журналистов была запланирована встреча с Мартином, который на тот момент находился в 400 км от столицы Банги в населенном пункте Бамбари. Водитель предупредил Джемаля, Расторгуева и Радченко, что из-за блокпостов и плохой дороги ехать они могут около полутора дней. «С собой у журналистов было около 8,5 тысячи долларов наличными и аппаратура, в том числе две дорогие камеры», - рассказала «ДОЖДЮ» Анастасия Горшкова. Предполагалось, что вечером 31 июля они выйдут на связь, но в этот день стало известно об их гибели.
 
Организатором поездки Джемаля, Расторгуева и Радченко в ЦАР выступил Центр управления расследованиями, который спонсирует экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, а возглавляет бывший главред сайта «Коммерсант» Андрей Коняхин.
 
Расторгуев, как рассказал Би-би-си близкий к нему собеседник, попросивший об анонимности по личным соображениям, хотел снять кино о российских наемниках. ЦУР выступил партнером. Джемаль должен был заниматься своим проектом для ЦУРа. Расторгуев поехал со своей камерой Canon Mark II, а Джемаль с камерой Sony ЦУРа. Впрочем, по итогам поездки на ЦУР планировалась и публикация некоего совместного проекта.
 
ЦУР не имеет регистрации СМИ в России, тем не менее, по словам Горшковой, редакция предлагала выдать группе пресс-карты собственного образца. Джемаль, имевший опыт работы в «горячих точках», отказался, рассудив, что пресс-карта в ЦАР, скорее всего, не поможет, если не навредит.
 
Посольство России в ЦАР при этом сообщило, что у двух убитых россиян найдены пресс-карты «Известий». Орхан Джемаль работал в «Известиях» специальным корреспондентом в 2011 году освещая, в том числе, гражданскую войну в Ливии. Во время той поездки он получил тяжелое ранение в ногу из крупнокалиберного пулемета. Предположительно, одна из двух пресс-карт издания принадлежала ему.
 
Подруга Джемаля (по личным причинам попросила об анонимности) рассказала Би-би-си, что тот обычно брал с собой в командировки пресс-карты всех изданий, где он когда-либо работал.
Источник ТАСС, знакомый с ситуацией, сказал, что у журналистов «были с собой просроченные редакционные удостоверения различных СМИ».
 
Организаторы поездки погибших в Центральноафриканской Республике трех россиян не уведомляли МИД РФ о нахождении журналистов в этой стране, сообщила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
 
«Процедура опознания была осложнена тем, что у погибших россиян не было при себе паспортов. При этом ни они, ни люди, которые их туда направляли - какая-то компания или какое-то представительство, не сообщали в МИД РФ, ни нашему посольству в ЦАР ни о целях их поездки, ни вообще о факте их присутствия в ЦАР», - сказала Захарова в прямом эфире телеканала «Россия 24» (ВГТРК).
 
«В настоящее время наше посольство находится в тесном контакте с правоохранительными органами ЦАР, которые возбудили свое уголовное дело. Также оперативная группа местных правоохранителей в среду повторно выедет на место преступления. Наше посольство находится на прямой связи с руководством МИД и МВД ЦАР. Этому делу уделяется особое внимание», - сообщила официальный представитель МИД РФ.
 
«Теперь мы знаем, что они оформляли свой въезд в ЦАР как туристический, не были ими поданы какие-то заявления о журналистской деятельности», - сказала дипломат. Она также отметила, что в МИД РФ «нет понимания, как они там оказались, кто несет ответственность за их пребывание в ЦАР».
 
На данный момент неясно, кто именно напал на съемочную группу и как это произошло. Чиновники ЦАР озвучивали разные версии случившегося. Агентство ТАСС со ссылкой на местную радиостанцию утром 1 августа сообщило, что за нападением могли стоять боевики мусульманского повстанческого движения «Селека».
 
Мэр города Сибю, рядом с которым произошло нападение, Анри Депеле пересказал прессе показания водителя, который работал с Джемалем, Расторгуевым и Радченко. По словам чиновника, тот рассказал, что когда автомобиль находился в 23 километрах от Сибю, из кустов выскочили вооруженные люди. Они открыли по машине огонь, в итоге российские журналисты погибли мгновенно. Как при этом уцелел сам водитель и как он добрался до города, на данный момент неясно.
 
Другой представитель администрации Сибю Марселен Йойо сообщил, что россиян 30 июля похитили «примерно десять человек в тюрбанах, говорившие только по-арабски». Он не уточнил, кем, по его мнению, были похитители. Йойо добавил, что россиян убили на месте, а водителю удалось сбежать - он рассказал властям о случившемся уже во вторник. При этом чиновник также не объяснил, каким образом водитель смог скрыться от группы вооруженных людей.
 
Тела журналистов нашли утром во вторник сотрудники миссии ООН по стабилизации в ЦАР. В ЦУР, организовавшем поездку журналистов, сообщили, что, по сведениям редакции, техника и деньги с места преступления пропали. Каким образом водитель смог добраться до властей после нападения и где он находится сейчас, неясно.
 
Один из главных вопросов, который возник при появлении подробностей трагедии, - почему съемочную группу никто не охранял?
 
По словам Горшковой, найти телохранителей в Центральноафриканской Республике для группы ЦУР оказалось почти невыполнимой задачей, только поиск переводчика со знанием русского в ЦАР мог занять месяц и более. «Там развитие - ноль, цивилизации ноль», - добавила она.
 
8,5 тыс. долларов, ставшие добычей грабителей, были в наличных только потому, что в ЦАР почти нет банкоматов, пояснила Горшкова. Он отметила, что деньги у группы были на гостиницу, оплату работы водителя, еду и непредвиденные расходы, и больше, чем нужно, группа с собой не брала.
 
Иностранные медиакомпании зачастую нанимают для корреспондентов в «горячих точках» советников по безопасности, сообщает Би-би-си. Они охраняют журналистов, стараясь предвосхитить возможные угрозы и нивелировать их - продумывают маршруты, определяют места, куда можно или нельзя ехать. Впрочем, такие советники, обычно, не вооружены. Например, одна из компаний, оказывающих подобные услуги, 1st Option Group, работала с CNN, Sky, Би-би-си.
 
Тела погибших в Центральноафриканской республике российских журналистов планируется доставить в Россию в субботу, 4 августа, сообщил «Интерфаксу» глава Центра управления расследованиями Андрей Коняхин. СК РФ возбудил уголовное дело об убийстве (ст. 105 УК РФ).
 
По словам главреда ЦУР Коняхина, есть несколько версий убийства съемочной группы. «Рассматриваются три основные версии - ограбление, а также убийство журналистов различными группировками, которые орудуют в ЦАР», - сказал Коняхин.
 
Между тем, по его мнению, в этом преступлении «очень много белых пятен и странных моментов». Ссылаясь на разговоры с сотрудниками российского МИД, Коняхин сообщил, что за убийством могут стоять мусульманские группировки. Эта версия у самого Коняхина вызывает сомнения.
 
Коняхин отметил, что журналисты по неизвестной пока причине отклонились от ранее намеченного маршрута. «Проехав половину дороги, съемочная группа отклонилась от маршрута. Они проехали КПП, после чего неожиданно ушли восточнее на 20 км от намеченного маршрута», - сказал он.
 
Коняхин уточнил, что россияне проехали КПП ближе к вечеру и, «может быть, искали ночлег». По его словам, территория, по которой двигалась съемочная группа, контролируется мусульманскими группировками. «Водитель, который остался в живых, утверждает, что на машину напали люди в чалмах. Но я ему не очень верю», - сказал глава ЦУР.
 
Коняхин подтвердил, что журналисты въезжали в ЦАР по туристическим визам, о наличии у них журналистских удостоверений руководителю ЦУР ничего не известно.
 
По словам Коняхина, вопросы безопасности российской съемочной группы оговаривались представителями миротворческой миссии ООН в этой стране. «Мы действовали в соответствии с их (миротворческой миссии ООН в ЦАР) рекомендациями: куда можно ехать, а куда нельзя, где поселиться, а, самое главное, что водитель был предоставлен съемочной группе ооновцами», - уточнил глава ЦУР.
 
«Конкретно вопросами безопасности журналистов занимался человек по имени Мартин. Он же рекомендовал нам человека как водителя и как переводчика», - сказал Коняхин. «То, что водитель остался жив, а все погибли - это вызывает вопрос», - заключил он.
 
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в среду в эфире телеканала «ДОЖДЬ» опровергла эти слова Коняхина. «Появилась информация <...>, что якобы водитель россиян был предоставлен ООН или был каким-либо образом рекомендован ООН, которая имеет свое представительство на месте, - сказала она. По словам Захаровой, представители организации опровергли МИД РФ данную информацию. «Они сказали, что это неправда. Они будут эту информацию официально дезавуировать», - подчеркнула официальный представитель МИД.
 
 
Издание «Медуза» рассказывает о погибших в ЦАР журналистах
 
Александр Расторгуев
 


Уроженец Ростова-на-Дону и выпускник Петербургской академии театрального искусства, Расторгуев стал одним из самых заметных представителей новой волны российского документального кино — в его фильмах героям предоставлялось куда больше свободы, чем это было принято в советской традиции; нередко режиссер сам отдавал им камеру, чтобы они фиксировали свою жизнь (в этой же манере Расторгуев снимал и игровое кино: скажем, совместный с Павлом Костомаровым «Я тебя люблю»).
 
В 2010-х Расторгуев сделал несколько проектов вместе с кинорежиссером и оператором Павлом Костомаровым и бывшим журналистом и ведущим НТВ Алексеем Пивоваровым: документальный сериал «Срок», рассказывавший о протестах 2011–2012 годов глазами их участников (позднее расширился тематически и стал проектом Lenta.doc в составе «Ленты.ру»), а также последовавший за ним проект «Реальность».

 
Орхан Джемаль
 


Орхан — сын известного российского исламского общественного деятеля, главы Исламского комитета России Гейдара Джемаля. В молодости работал по специальности геологом, но потом увлекся журналистикой. В «Новой газете» и газете «Версия» занимался расследованиями, в российском Newsweek сосредоточился на военных репортажах. В 2008 году, во время войны в Южной Осетии, Джемаль находился в расположении чеченского батальона «Восток», который прошел с боями много километров вглубь по территории Грузии; об этих событиях — его книга «Хроники пятидневной войны». Работая в Newsweek, Джемаль бывал и в Африке: в частности, попадал в тюрьму в Сомали.
 
В 2011 году как журналист «Известий» Джемаль провел несколько месяцев на войне в Ливии. Незадолго до свержения главы государства Муаммара Каддафи он пытался войти в столицу страны Триполи вместе с повстанцами, но был тяжело ранен в ногу из крупнокалиберного пулемета. После лечения посвятил себя публицистике, в частности постоянно выступал на радио «Эхо Москвы». Никогда не скрывал, что смотрит на мир не только как журналист, но и как мусульманин, принципиально отказываясь быть объективным.

 
Кирилл Радченко
 


О третьем погибшем, операторе Кирилле Радченко, известно меньше. Судя по его аккаунтам в социальных сетях, ему было 33 года. Он работал над интернет-сериалом «Район тьмы», а также сотрудничал с абхазским новостным агентством ANNA News. Радченко также принимал участие в проекте, в рамках которого во время президентских выборов десятки людей поехали в Чечню наблюдателями. Именно там он познакомился с Александром Расторгуевым.
 
«Кирилл долгое время работал оператором в Сирии — на какой-то не очень большой канал, который мог позволить себе оператора и корреспондента, — рассказала «Медузе» его знакомая, журналистка Александра Баева, также ездившая в Чечню как наблюдатель. — Я думаю, что в разговоре [с Расторгуевым] Кирилл говорил ему, что был в Сирии. Мы все это знали. И, возможно, Расторгуев ему предложил поехать. Кирилл — хороший оператор, умный парень. Вообще очень сдержанный и толковый. Я бы тоже его сразу взяла с собой в такую поездку».

 
 


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.015498876571655