Вестник гражданского общества

11.12.2018

Россия простилась с правозащитницей Людмилой Алексеевой

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
 

Сегодня в Москве, в Центральном доме журналиста, проходило прощание с самой известной российской правозащитницей Людмилой Алексеевой.
 
Людмила Михайловна умерла 8 декабря, в возрасте 91 года.
 
На сайте Московской Хельсинкской Группы (МХГ), основателем, председателем и душой которой была Людмила Михайловна, в этот день появилась скорбная новость «Сегодня не стало Людмилы Алексеевой»:
 
«8 декабря ушла из жизни Людмила Михайловна Алексеева, глава Московской Хельсинкской Группы. Человек-эпоха, человек-легенда, мудрая и человечная, Правозащитник до последних мгновений жизни. Для очень многих она была и останется душой правозащитного движения, примером, на который достойно равняться. Людмила Михайловна, мы благодарны судьбе, что подарила нам возможность работать и дружить с Вами. Горе наше трудно выразить словами, нам будет очень Вас не хватать».
 
Людмила Михайловна часто повторяла фразу, что в России нужно жить долго, чтобы дождаться перемен к лучшему. И, казалось бы, она их дождалась. В 1993 году она вернулась в Россию из политической эмиграции, в 1996 году возглавила восстановленную, не подпольную, МХГ. После возвращения на родину была, по общему признанию, самым уважаемым, известным и влиятельным правозащитным деятелем новой России.
 
Но даже такая долгая жизнь, которую прожила Людмила Алексеева, для России слишком коротка, чтобы дождаться не временных, настоящих, окончательных перемен к лучшему. После нескольких лет свободы и надежд страну постепенно, в режиме секретной спецоперации, стала захватывать мафиозная структура, лицом которой стал Путин.
 
Последние 18 лет жизни Людмилы Алексеевой прошли «под Путиным». И хотя официально она по-прежнему считалась «главным правозащитником России», все больше времени она проводила в судах, на процессах над политическими заключенными, на несанкционированных митингах, где участников затаскивали в автозаки. Однажды, 31 декабря 2009 года на митинге в защиту конституционного права на свободу собраний, в автозак засунули и саму Людмилу Михайловну. Ей тогда было 82 года. В милиции, куда ее доставили с другими задержанными, узнав, ее предложили отпустить. Но она отказалась, сказав, что выйдет только вместе со всеми задержанными участниками митинга.
 
За 2,5 года до этого, 20 июля 2007 года, в день своего 80-летнего юбилея, проходившего в отеле «Космос», Людмила Алексеева высказала надежду, что дело ее жизни не погибнет.
 
«Через 10-15 лет Россия станет демократической страной и правовым государством. Кто бы ни сидел в Кремле, люди не позволят обращаться с собой как с быдлом. В странах с развитой демократией в правительствах тоже сидят не ангелы, но они просто не смеют так себя вести - им этого не позволяют. Я верю, что мы тоже сумеем обуздать нашу бюрократию.
 
Не знаю, доживу ли я до этого, но я желаю вам: в 2017 году - легко запомнить! - вспомните о предсказании бабушки Люды. В 2017 году мы будем демократическим и правовым государством!» – сказала она тогда со сцены.
 
До 2017 года Алексеева дожила. Но пророчество ее не сбылось. Она пережила вместе с нами и Болотное дело, и захват Крыма, и войну на Донбассе и в Сирии. И санкции списка Магнитского, и антисанкции с людоедским «законом Димы Яковлева» и уничтожением продуктов в стране, где половине жителей не хватает денег на еду и лекарства. И длящееся дело «Седьмой студии», и много других тяжелых, стыдных событий российской истории. В последние дни ее жизни ей довелось пережить вооруженный захват украинских моряков в Керченском проливе и арест на 25 суток за перепост в Фейсбуке призыва группы родителей выйти на митинг «За наших и ваших детей» своего многолетнего соратника и друга Льва Пономарева.
 
В 2017 году поздравлять ее с 90-летием приезжал российский президент Путин. Это закончилось скандалом, как все, к чему прикасается Владимир Путин. Людмилу Михайловну, уже не встававшую с постели, обвинили на основании видео одного из центральных каналов в том, что она поцеловала руку президенту, обещавшему ей помиловать сидельца, за которого попросила правозащитница. Многие тогда обвинили Алексееву за сотрудничество с властью. А сидельца Путин, несмотря на данное обещание, не помиловал.
 
Последнюю свою подпись за день до смерти Людмила Михайловна поставила в заявлении с требованием освободить 77-летнего директора движения «За права человека» Льва Александровича Пономарева.
 
В понедельник, 10 декабря, Тверской суд Москвы не разрешил Пономареву присутствовать на похоронах Алексеевой, мотивируя это тем, что она не была близким для него человеком и их общение сводилось к работе над совместными проектами.
 
Зато на церемонию прощания с Алексеевой в ЦДЖ приехал Путин. За час до начала церемонии по периметру здания выставили бойцов Росгвардиии, полицейский автобус и автозак, а также несколько рядов металлических ограждений и рамки металлоискателей. Перед приездом в зале, где проходила панихида, появились дополнительные сотрудники ФСО, а вход в ЦДЖ и выход из зала для обычных посетителей закрыли. Около получаса люди с цветами, включая политика Григория Явлинского, стояли на улице перед рамками металлоискателей.
 
Путин появился в зале для панихиды не через главную дверь, как все, а вышел прямо на сцену из-за кулис. Сначала он возложил красные розы, с секунду постоял у гроба, а после присел на стул возле сына Алексеевой, Михаила. Они недолго поговорили, после чего президент покинул зал. Вскоре в зал снова стали пускать и выпускать посетителей.
 
За три часа, которые длилось прощание с Алексеевой, в ЦДЖ  приехало более трехсот человек. Среди них - глава СПЧ Михаил Федотов, спикер Госдумы Вячеслав Володин, председатель Союза журналистов Владимир Соловьев, глава Счетной палаты Алексей Кудрин, экс-депутаты Госдумы Геннадий и Дмитрий Гудковы, актриса Лия Ахеджакова, телеведущие Татьяна Лазарева и Николай Сванидзе и поэт Лев Рубинштейн, оппозиционный политик Алексей Навальный с супругой Юлией.
 
Правозащитники об Алексеевой (из выступлений на панихиде и ответов журналистам)

«Она научила главному: не бояться. Мы ведь очень боимся - вслух подумать, а иногда и молча даже подумать. Боимся быть людьми», - сказала правозащитница Алла Гербер. Ее соратница Зоя Светова добавила, что когда приходишь на панихиду, видно, с чем осталась страна после ухода Алексеевой: «Я подумала, когда вошла, что мы все находимся в оккупированной стране - похороны, а так много ОМОНа».
 
Экс-министр экономики России Андрей Нечаев со сцены назвал Алексееву «истинной железной леди российской правозащиты».
 
Арестованный правозащитник, глава чеченского отделения «Мемориала» Оюб Титиев, по делу которого во время панихиды проходило судебное заседание в Чечне, передал письменно свои слова соболезнования.
 
Последним на церемонии прощания говорил младший сын Людмилы Алексеевой Михаил: «Она была удивительной женщиной, сделала очень много и многим помогла. И в то же время оставалась самой лучшей мамой, которую можно пожелать. Спасибо. Царствие тебе небесное".
 
Похоронена Людмила Алексеева будет в США. Ее кремируют на Троекуровском кладбище, и сын повезет урну с прахом в Вашингтон, там находится семейная могила, где покоятся мать, муж и старший сын Людмилы Михайловны. По словам помощницы Алексеевой, «она хотела быть вместе с ними».  
 
 
Краткая биография Людмилы Михайловны Алексеевой (с сайта МХГ)
 20.07.1927 – 8.12.2018
 
Историк, общественный деятель.
 
Член-основатель Московской Хельсинкской группы. Приняла предложение Юрия Орлова войти в состав создаваемой правозащитной организации в начале 1976 г. Стала редактором и хранителем документов МХГ, а ее квартира — своеобразной канцелярией группы. Подписала первые 19 документов группы, участвовала в составлении документа № 3 "Об условиях содержания узников совести". По поручению МХГ ездила в Литву по делам преследуемых католических священников и школьников-верующих. В 1968–1972 гг. была первой машинисткой первого в СССР правозащитного бюллетеня "Хроника текущих событий".
 
9 февраля 1977 года в ее квартире состоялась последняя перед арестом пресс-конференция главы МХГ Ю. Орлова.
 
С 1968 г. неоднократно подвергалась обыскам и допросам. В 1974 году Алексеевой объявлено предостережение по Указу Президиума Верховного Совета СССР за "систематическое изготовление и распространение антисоветских произведений".
 
В феврале 1977 года вынуждена была эмигрировать из СССР. Поселилась в США. Там вела программы о правах человека на радиостанциях "Свобода" и "Голос Америки". Печаталась в русскоязычной эмигрантской периодике, а также в английской и американской прессе. Консультировала ряд правозащитных и профсоюзных организаций. В эмиграции была зарубежным представителем МХГ. В 1977–1984 гг. подготовила издание документов группы. С лета 1989 г. до возвращения в Россию — заочный член восстановленной МХГ.
 
В 1977–1980 гг. составила справочник о течениях в советском инакомыслии. Затем переработала его в монографию "История инакомыслия в СССР. Новейший период", вышедшую в 1984 г. на русском языке и через год на английском (в 1992 переиздана в России). Эта книга стала первым фундаментальным историческим исследованием на данную тему, не утратившим своего значения до сих пор. Во второй половине 1980-х гг. в составе делегации США участвовала в работе конференций ОБСЕ (Рейкьявик, Париж). Автор более ста брошюр и статей о правах человека. В 1990 г. в США вышла книга ее мемуаров "The Thaw Generation" ("Поколение оттепели").
 
Вернулась в Россию в 1993 году.
 
В мае 1996 года избрана председателем Московской Хельсинкской Группы. С ноября 1998 года по ноябрь 2004 года – Президент Международной Хельсинкской Федерации по правам человека.
 
В 2002 г. указом Президента России В. Путина была включена в состав Комиссии по правам человека при Президенте РФ, которая в 2004 г. была преобразована в Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте России. До сентября 2012 года являлась членом Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. В 2012 году Алексеева покинула СПЧ по собственному желанию из-за несогласия с политикой формирования совета. 26 мая 2015 года указом президента РФ Владимира Путина вновь включена в состав Совета по правам человека. Член постоянных комиссий СПЧ: по прецедентным делам, по исторической памяти, по развитию НКО, по содействию Общественным наблюдательным комиссиям и реформе пенитенциарной системы.
 
Алексеева активно работала в составе Общественного совета при МВД России.
 
В 2004 г. вошла в состав Комиссии по правам человека при мэре Москвы, сформированной для рассмотрения обращений москвичей, связанных с ущемлением их прав в связи с вступлением в силу нового Жилищного кодекса, а также жалоб на нарушения религиозных прав и свобод, прав ребенка и прав призывников.
 
С декабря 2004 г. по декабрь 2007 г. была сопредседателем Всероссийского гражданского конгресса «Россия за демократию, против диктатуры», созданного в целях консолидации гражданского общества и выработки конкретной программы его действий.
 
В 2008 году утверждена председателем Всероссийской гражданской сети, созданной гражданскими активистами для системных действий по защите фундаментальных прав и свобод и поддержке независимых общественных и демократических институтов.
 
Алексеева была членом Конгресса интеллигенции, входила в состав Правозащитного совета России.
 
Автор более 100 работ по вопросам прав человека.
 
За правозащитную деятельность Людмила Алексеева удостоена наград:
Почетный знак "За права человека", учрежденный Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации (2001)
Премия Улофа Пальме за 2004 год
"Премия демократии" ("Democracy Award"), учрежденная фондом "Национальный вклад в демократию" (National Endowment for Democracy) (2004)
Премия Федерации еврейских общин России "Человек года – 5765 (2005)"
Награда Human Rights First (2007)
Французский орден Почетного легиона (2007)
Медаль Федеральной палаты адвокатов РФ (2008)
Рыцарский крест ордена Великого князя Литовского Гядиминаса (2008)
Благодарность Президента РФ В. Путина за работу в Совете при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (2008)
Командорский крест ордена "За заслуги перед Федеративной Республикой Германия" (2009)
Премия имени Андрея Сахарова за 2009 год
 Эстонский орден "Крест Маарьямаа" III степени (2012)
Премия имени Натальи Эстемировой "Человек чести и совести" (2012)
Высшая юридическая премия "Фемида" за 2012 год
Премия "Pro Dignitate Humana" – "За человеческое достоинство" (Республика Польша, 2014)
Премия Вацлава Гавела (2015)
Почетный профессор Хельсинкского университета (2016)
Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности (2017)
Орден заслуг перед Республикой Польша – посмертно (2018)

 
 


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.031009912490845