Вестник гражданского общества

10.03.2020

Конституция – это правовой фундамент государства. Открытое обращение правозащитников


Открытое обращение правозащитников
к судьям Конституционного Суда РФ, к Федеральному Собранию РФ,
к главам Прокуратуры, МВД, ФСБ РФ, к главе ЦИК РФ,  к сообществу юристов и правоведов, к представителям СМИ, к гражданам России
 
 
Мы не имеем права молчать о том, что происходит.

Конституция – это правовой фундамент государства.

Этот документ определяет базовые принципы функционирования государства, закрепляет базовые права и свободы человека и гражданина. Он должен быть понятным, целостным и непротиворечивым, ибо пишется для безусловного и обязательного исполнения, как органами власти, так и всеми гражданами страны.
 
Даже незначительные изменения Основного Закона страны способны оказать сильнейшее воздействие на жизнь каждого живущего в ней. Переписывание Конституции должно быть исторически необходимым и обусловленным реальным запросом общества, но отнюдь не интересами преимущественно узкой группы лиц, находящихся в этот момент у власти.

20 января 2020 года в Государственную Думу РФ Президентом страны Владимиром Путиным был внесен Закон о поправке в Конституцию РФ.

Мы констатируем, что этот Закон:
 
— подготовлен и внесен на рассмотрение с нарушением Конституции РФ и действующего законодательства, в частности, статьи 136 Конституции РФ и Федерального закона от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», в котором значится, что разнородные поправки, затрагивающие различные главы Конституции, вносятся отдельными законами;

— содержит в себе поправки и положения, которые вступают в явное противоречие с содержанием 1,2 и 9 глав Конституции РФ, и в частности, в противоречие со статьей 16 приводят к нарушению закрепленного в статье 10 принципа разделения и самостоятельности ветвей власти, а также вводят не предусмотренный статьей 11 орган высшей власти с неопределенными полномочиями – Госсовет;

— содержит поправки, по существу затрагивающие и переопределяющие положения глав 1 и 2 Конституции РФ, изменение которых возможно только в порядке статьи 135 Конституции РФ;
 
— не содержит обоснования необходимости внесения ряда поправок, в частности, затрагивающих вопросы функционирования высших органов судебной и исполнительной власти, в нарушение статьи 3 Федерального закона от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».
 
2 марта 2020 года в Государственную Думу РФ Председателем Государственной Думы РФ Вячеславом Володиным были внесены дополнительные поправки Президента РФ к проекту Закона о поправке в Конституцию РФ.

Мы констатируем, что новые поправки от 2 марта не устраняют ни одного из критических недостатков Закона, внесённого 20 января, и в свою очередь, содержат положения, прямо противоречащие определенному в статье 136 Конституции РФ порядку принятия поправок к Конституции РФ, и нарушающие, в частности, статью 36 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
 
Оба документа – от 20 января и 2 марта 2020 года являются ничем иным, как открытым посягательством на основы Конституционного строя РФ. Их принятие в предложенном виде не только станет актом противоправным, но и приведет к разрушению целостности и внутренней логики самой Конституции, как главного нормативного правового акта страны.
 
Гражданам страны будет предложено голосовать за формулировки, внесенные и рассмотренные с нарушением законодательства РФ, включая Конституцию РФ, и более того, сами по себе содержащие в себе прямые нарушения Конституции РФ.

Принятие закона о поправке к Конституции РФ, внесенного Президентом страны Владимиром Путиным, будет ничем иным, как введением граждан страны в заблуждение и перераспределением высших властных полномочий в государстве антиконституционным способом, то есть, именно тем, что именуется государственным переворотом.
 
Процесс внесения катастрофических изменений в Конституцию РФ должен быть остановлен.

Мы требуем:
 
От Федерального собрания РФ: отклонить закон о поправке к Конституции РФ от 20 января 2020 года «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти»;
 
От ЦИК РФ: отказаться от проведения «общероссийского голосования» как не предусмотренного законом и нарушающего определенный законом и Конституцией РФ порядок принятия поправок к Конституции РФ, отказаться от вынесения на «общероссийское голосование» поправок, содержащих себе прямые нарушения Конституции РФ;
 
От Руководителей силовых структур – Прокуратуры, МВД, ФСБ РФ: дать оценку нарушениям законности при внесении на рассмотрение закона о поправке к Конституции РФ, следуя присяге, защитить основы Конституционного строя и интересы граждан РФ, в рамках своих полномочий пресечь дальнейшее антиконституционное внесение антиконституционных изменений в Основной закон страны.

Мы призываем:
 
Судей Конституционного Суда РФ: неукоснительно следовать букве и духу закона и Конституции РФ и отказать в принятии обращения Президента РФ о поправке в соответствии со статьей 36 и пунктом 2 статьи 43 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ»;

Судей, признанных экспертов и специалистов в области конституционного права, сообщество практикующих юристов и адвокатов: дать публичную оценку готовящимся изменениям Конституции, во имя сохранения гражданского мира и согласия призвать Президента РФ и Федеральное Собрание РФ воздержаться от внесения предлагаемых изменений в Основной закон страны;
 
Лидеров общественного мнения, представителей СМИ, общественных организаций и политических партий: приложить усилия по срочному информированию населения о противоправном характере предлагаемых изменений Конституции, призвать к мирному протесту и голосованию против внесения поправок в Основной закон страны;
 
Граждан России: поддержать Манифест от 23 января 2020 года, и без колебаний использовать все доступные мирные и законные средства волеизъявления: высказываться и протестовать против принятия закона о поправке к Конституции РФ и голосовать «против», в том случае, если этот вопрос все же будет вынесен на голосование.
 
В обществе оформился запрос на реальную сменяемость власти. Он обусловлен как критической массой нерешенных социальных и политических проблем, так и созреванием нового поколения политиков и политических активистов.

Поспешные и опасные попытки переписать Основной закон страны не только не снимут накопившиеся противоречия, но и способны столкнуть страну в пучину политического кризиса.
 
Мы убеждены: сменяемость власти на выборах – единственный мирный и легитимный способ решить проблемы, стоящие перед Россией.
 
 
Лев Пономарев, председатель Национальной Общественной Организации «За права человека»
Наталия Евдокимова, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
Валерий Борщев, сопредседатель Московской Хельсинкской Группы
Светлана Ганнушкина, председатель Комитета «Гражданское Содействие»
Лилия Шибанова, член Московской Хельсинкской Группы
Сергей Кривенко, член Московской Хельсинкской Группы
Олег Еланчик, аналитик Национальной Общественной Организации «За права человека»

 


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.015063047409058