Вестник гражданского общества

11.02.2019

«Марш разгневанных матерей» России

«Марш разгневанных матерей» в Москве. Фото: Коммерсантъ/Дмитрий Лебедев
 

В воскресенье, 10 февраля, в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Ярославле, Казани и некоторых других городах России прошла акция «Марш разгневанных матерей» в поддержку активистки «Открытой России» Анастасии Шевченко, которую следователи не отпускали из-под домашнего ареста к умирающей дочери.
 
Член федерального совета общественного движения «Открытая Россия» Анастасия Шевченко была задержана 21 января, а 23 января заключена под домашний арест. Ее предъявили обвинение в участии в деятельности организации, признанной в России нежелательной, в частности, в том, что она участвовала в собраниях и митингах «Открытой России». Это дело стало первым случаем уголовного преследования по статье 284 УК РФ.  
 
Закон о «нежелательных организациях» был принят в 2015 году, в том же году первым в список «нежелательных» был занесен Национальный фонд поддержки демократии (США), затем - фонд Джорджа Сороса «Открытое общество». В апреле 2017 года список пополнили две британские организации Михаила Ходорковского «Открытая Россия» (Otkrytaya Rossia, OR) и общественное сетевое движение «Открытая Россия» (Open Russia Civic Movement). Активисты российского движения «Открытая Россия» настаивают, что не имеют отношения к этим организациям.
 
Анастасия Шевченко - мать троих детей. Двое из них – четырнадцатилетняя Влада и семилетний Миша - проживают с ней, а семнадцатилетняя дочь Алина была инвалидом и находилась в интернате для детей с особенностями развития.
 
Утром 31 января Алина скончалась. За день до смерти она попала в реанимацию с обструктивным бронхитом. В реанимации у нее случилась остановка сердца и дыхания.
 
Весь день 30 января следователи держали Шевченко на допросе. Возможность увидеть дочь у нее появилась только около восьми часов вечера; а утром ее дочь скончалась.
 
4 февраля в Ростове-на-Дону прошли похороны дочери Анастасии Шевченко  Алины. А 7 февраля суд этого города оставил активистку «Открытой России» под домашним арестом.
 
Анастасия Шевченко признана узницей совести правозащитниками Amnesty International.
 
В Москве и Петербурге местные власти не согласовали шествие против ареста Шевченко. Между тем, люди все равно вышли на улицу.
 
Московская акция

В столице, по информации московской полиции, в мероприятии приняли участие около 400 человек, по мнению организаторов, пришло как минимум 500 человек.
 
Московская акция началась в 11 утра и прошла в форме коллективного шествия по бульварному кольцу. Издание «Грани.ру» опубликовало в Твиттере съемку шествия.
 
Поскольку мероприятие не было согласовано с московскими властями, большинство его участников отказались от плакатов и иной атрибутики, лишь отдельные активисты несли  антипутинские плакаты. Символом акции стало изображение черного сердца, которое многие участники прикрепили к одежде.
 
В целом акция была спокойной, но в ее начале произошла стычка, спровоцированная активистами прокремлевского националистического движения  SERB, которые порвали плакаты оппозиционеров. В итоге полиция задержала двух активистов SERB, в том числе лидера движения SERB Гошу Тарасевича. Также были задержаны член демократического движения «Солидарность» Михаил Кригер и участник «Марша» Максим Пряхин. Кригеру и Пряхину вменяют статью 20.1 КоАП (мелкое хулиганство).

По данным «ОВД-инфо», всего в столице задержаны девять участников акции протеста. Среди задержанных член демократического движения «Солидарность» Михаил Кригер, участник «Марша» Максим Пряхин, активисты «Левого сопротивления» Дарья Полюдова и Кирилл Котов, а также Егор Гудков, последние трое были задержаны на  Пушкинской площади, где стояли в одиночных пикетах.
 
Акция в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге на акцию протеста пришло около 200 человек, среди них глава фракции партии «Яблоко» в Законодательном собрании Борис Вишневский. Участники марша шли по улицам в тишине и без лозунгов. По информации сайта «ОВД-инфо», здесь полиция задержала семь участников акции, среди них организатора протеста Светлану Уткину.
 
Полиция задерживала тех, кто скандировал лозунги либо имел на одежде символику «Открытой России», передает корреспондент.
 
По данным «ОВД-инфо», на одну из задержанных - Марию Кожеватову - составили протокол по части 8 статьи 20.2 КоАП (повторное нарушение порядка проведения акции).
 
Кроме дела Анастасии Шевченко, участники акции в Петербурге пытались привлечь внимание к другим политическим делам, по которым проходят молодые люди: делу «Сети» и делу «Нового величия».
 
Дело «Сети»
 
Одиннадцать молодых людей в Пензе и Петербурге обвиняются в участии в террористическом сообществе «Сеть». Один из них уже осужден на 3,5 года.
 
По версии ФСБ, с которой согласился суд, вынося первый приговор по делу, антифашисты планировали устроить взрывы во время чемпионата мира по футболу и в период президентских выборов 2018 года.
 
Большинство обвиняемых первоначально дали признательные показания, но вскоре отказались от них и рассказали о пытках со стороны сотрудников ФСБ. Так, пензенские фигуранты дела Дмитрий Пчелинцев и Илья Шакурский говорят, что силовики били их электрошоком.
 
Один из петербургских обвиняемых - антифашист Виктор Филинков - подробно рассказывал о том, как его в течение ночи избивали и пытали, добиваясь признательных показаний. Члены ОНК, которые пришли к Филинкову в СИЗО вскоре после задержания, зафиксировали на его теле многочисленные следы от электрошокера и ссадины.
 
Дело «Нового величия»

 
Уголовное дело в отношении участников «Нового величия» возбудили в марте прошлого года. 18-летнюю Анну Павликову, 19-летнюю Марию Дубовик и еще восемь человек обвиняют в создании экстремистского сообщества.
 
По версии следствия, члены сообщества «Новое величие» собирались участвовать в «народных восстаниях, революционных действиях, в столкновениях с представителями действующего в России режима».
 
Защита Павликовой, как и защита некоторых других фигурантов, утверждает, что обвиняемые стали жертвами провокатора, связанного с правоохранительными органами. Ключевым свидетелем обвинения является некий Руслан Д. (он проходит по делу секретным свидетелем). Как утверждают адвокаты, он не только убедил будущих фигурантов дела создать организацию, но также распределил между ними роли, написал устав и снял помещение для встреч участников.
 
В середине августа прошлого года в Москве прошла акция «Марш матерей» в поддержку обвиняемых по делу «Нового величия». Она тоже не была согласована, но, несмотря на это и на проливной дождь, собрала очень много людей.
 
Как прошла акция в других городах России
 
В Екатеринбруге зампредседателя Свердловского отделения партии «Яблоко» Ирина Скачкова сообщила, что акция прошла организованно, полицейские не мешали действиям участников.
 
Как сообщает онлайн-издание «Чистовик», в Махачкале маршу протеста активно противодействовали силовики, несмотря на то, что организаторы акции официально и в срок подали заявку на ее проведение.
 
В Казани в акции участвовали около 20 человек. Они собрались в сквере Тинчурина с плакатами «Смерть ребенка от погон не отстирается» и «Руки прочь от Анастасии Шевченко». При этом участники акции выступили и в поддержку местной активистки Гульназ Равиловой, которая подвергается политическому преследованию.
 
В Ярославле на несогласованном «Марше материнского гнева» обошлось без задержаний, несколько десятков участников прошли шествием по Первомайскому бульвару в центре города от улицы Некрасова до памятника Петру и Февронии.
 
В Орле акцию солидарности с Анастасией Шевченко поддержали всего десять человек, они прошли по центру города с черно-желтыми воздушными шарами и плакатами «Мы здесь все в заложниках». Несогласованная акция также обошлась без задержаний.
 
В Волгограде несколько активистов местного отделения «Открытой России» провели пикет в защиту Анастасии Шевченко. Правоохранительные органы им не препятствовали.
 
По информации газеты «Коммерсантъ», в Ростове-на-Дону, родном городе Анастасии Шевченко, несколько гражданских активистов пришли к мемориальному комплексу «Памятник матери», поставили свечи, положили цветы и игрушки и сразу разошлись. Сотрудников полиции в форме на месте акции не было, мужчины в штатском наблюдали за происходящим, но к памятнику не подходили.

 
 
 


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.020246028900146