Вестник гражданского общества

Просто «Познер» на просто Первом

          В прошлый понедельник Первый канал вышел в эфир с премьерой – новой вечерней программой Владимира Познера, которая, судя по анонсу, задумана как еженедельное ток-шоу.
          Имя автора и ведущего новой программы в представлениях не нуждается, о чем красноречиво говорит ее название - «Познер». Вот так, без лишних дополнений и уточнений, просто Познер.
          Видимо, появление этого ток-шоу призвано заменить прекратившую свое существование воскресную программу «Времена», автором и ведущим которой также был Владимир Владимирович. 
          Замена, конечно, получилась неадекватная: вместо оживленной и острой дискуссии на актуальные темы политической и социальной жизни России, проходившей за большим круглым столом, в «Познере» телезрителям предложено послушать диалог между ведущим и приглашенным им гостем.
          Первая же передача получилась скандальная – ее гость – бессменный мэр Москвы Юрий Лужков неосторожно ответил на вопрос ведущего, и на следующий же день, после державного окрика, публично взял свои слова обратно.
          К сожалению, премьерой я не насладилась, передачу с Лужковым не видела. Зато в этот понедельник села у экрана смотреть с первого же эфира так громко заявившую о себе программу.
          Вторым гостем Владимира Познера стал некогда очень популярный и любимый народом актер-сатирик, а сейчас скорее скандально известный директор Театра эстрады Геннадий Хазанов.
          Я не буду обсуждать содержание передачи – это совсем другая тема. Мне хочется поговорить о том, что сильно мешало мне к этому содержанию продраться – к тому, КАК эта передача была сделана. Увы, это так, качество новой программы оставляет желать много лучшего, и Познер тут, как ни странно это звучит, очевидно, совсем не причем.
          Наверное, никто не станет оспаривать тезис, что телевидение – это, прежде всего, «картинка», даже если речь идет о беседе двух сидящих друг напротив друга людей. И восприятие происходящего на экране от этой «картинки» зависит очень сильно.
          Картинку создают, в первую очередь, режиссер и оператор, а также все те, кто выполняет массу работ, без которых нет телевидения: декорации, свет, монтаж и т.д. и т.п. Вот об их работе мне бы и хотелось поговорить. О бездарной работе, сотворившей такую «картинку», которая очень мешала мне вслушиваться в то, о чем говорили с экрана телевизора.
           Для этого я разберу их работу на составляющие, чтобы понятнее было, о чем речь. 
          Студия. Как известно, Познер не работает на Первом канале, он делает авторские программы и продает их каналу. Для передачи «Познер» ему предоставили ту же студию, в которой записывали «Времена» - то есть большую, с амфитеатром сидений для зрителей и массивным столом посередине. Для камерной передачи, в которой тет-а-тет беседуют два человека, такая обстановка явно не подходит.
          Цвет. Чтобы как-то изменить студию, ее окрасили в красно-рыжие тона. Выглядит это тревожно-агрессивно. Вести интервью в таком цветовом оформлении странно – оно отвлекает и раздражает.
          Свет. Он играет огромную роль на экране. От того, как поставлен свет, зависит очень многое. При помощи света из красавца можно сделать урода, и наоборот. Светом можно убавить 10 лет, а можно прибавить. Свет также создает настроение, которое, в свою очередь, или помогает воспринимать происходящее перед глазами, или отвлекает от него. В этой передаче свет был ужасен. Я давно не видела «вживую» Хазанова, но Познера видела недавно. Он выглядит намного лучше, чем в этой своей авторской передаче.
          Крупный план. Это сильное средство. С помощью крупного плана можно многократно усилить восприятие, буквально заставить зрителя сосредоточиться на том, на что хочет обратить зрительское внимание режиссер. А если план ОЧЕНЬ КРУПНЫЙ? Настолько, что рельефно выделены все морщины на лице, что нос выглядит несоразмерно большим по отношению к другим частям лица, что создается ощущение, как-будто заглядываешь в рот говорящему? Тогда уже сложно вслушаться в то, что человек говорит, невольно начинаешь вглядываться в укрупненные черты лица, а не слушать. К тому же это элементарно неприятно, отталкивающе, как-будто собеседник придвинулся настолько близко, что хочется невольно отпрянуть (крупнее можно было только снять один говорящий рот на весь экран). Большую часть времени ведущий и его гость были именно так приближены к зрителю. Поочередно в фас и в профиль, как на фотоснимках в уголовных делах.
          Монтаж. Видимо сочтя, что просто лицезреть двух людей на экране будет скучно, и желая еще более «поиграть» с «картинкой», режиссер (или кто там это решил) время от времени выводил на экран профили обоих собеседников одновременно, сближая их настолько, что казалось они сейчас соприкоснутся носами (а они у них не маленькие, особенно у Хазанова). Эффект – безусловно, комический – был достигнут на 100%. Не уверена, что Познер задумывал именно такой эффект от своей передачи. Вернее, уверена, в том, что «картинка», созданная теми, кто записывал эту программу, свела почти на нет все, что пытался сделать в ней Познер. Потому что когда видишь на весь экран два профиля, бодающихся носами, трудно сосредоточиться на том, что они при этом говорят. А ведь программа «Познер» - это ТОК-шоу.
          Не думаю, что кто-то на Первом канале настолько сильно невзлюбил Познера, что решил так изгадить его эфир. Просто они так работают. Как умеют. Просто на телевидение планка качества опускается все ниже и ниже. И это тотальное снижение. Оно касается всего: работы сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, ведущих. И на всех каналах. Особенно бездарно делают сейчас разные ток-шоу и аналитические программы. Меня поразило в свое время, насколько убого были сняты все выпуски «Реальной политики» на НТВ, как-будто их делали не профессионалы, а участники кружка школьной самодеятельности. Но Павловский и в самом деле на телевидении любитель, как и все авторы той политической агитки. Но Познер – он-то профессионал высокого класса, и так отвратительно показать то, что делает в студии он – тут уж надо было постараться. Ну так это же Первый канал, первый во всем. Просто Первый.


РИММА ПОЛЯК

25.11.2008


Обсудить в блоге



На главную

!NOTA BENE!

0.060564994812012