Вестник гражданского общества

О порочной природе монополизма

Размышления в аэропорту

 
          Огромное, безбрежное море информации, окутывающее современного человека, как правило, не дает возможности сосредоточиться на конкретных обстоятельствах, если они не врываются в жизнь человека напрямую. Например, вот часто вы задумываетесь о проблеме рейдерства? Уверен, что подавляющее большинство россиян никогда даже и не думало об этой проблеме. А вот стоит человеку потерять работу из-за того, что очередные ненасытные троглодиты разорили компанию, которая некогда перечисляла деньги на его зарплатную карточку, и сразу появляется интерес. Внезапно оказывается, что это одна из самых серьезных проблем, стоящих перед экономикой страны. Не менее внезапно доходит, что отсутствие серьезных инвестиций в долгосрочные проекты, которые должны вывести нашу страну в число экономических лидеров, происходит именно из-за боязни потерять все и сразу. Зачем напрягаться, что-то делать, отдавать все силы и все свое время? Лучше провернуть по-быстрому деньги в более-менее быстрой схеме и надеяться, что успеешь снять хоть часть сливок.
          Или другой пример - массовая монополизация, мощным катком проезжающая по территории России. Это происходит прямо сейчас, на наших глазах, но вы часто об этом задумывались? Нет, конечно, как, собственно, и я. А вот стоит человеку, к примеру, энное количество часов провести в аэропорту, допустим, «Шереметьево», пытаясь понять, почему его аэрофлотовский рейс, билет на который был заранее куплен на удобное для него время, переносится вместе с другими рейсами этого направления, и в итоге пассажиров всех этих рейсов набивают в один большой самолет, чтобы через несколько часов, в уже неудобное для пассажиров время, отправить по назначению - и сразу становится понятно, что антимонопольное законодательство придумывается не просто так.
          Только не подумайте, что я хочу катить бочку на «Аэрофлот», прежде всего, потому, что это абсолютно бесполезное занятие. Наша авиакомпания - лидер по количеству усилий, направляемых как на работу с массовыми СМИ, так и на адресное общение с  интернет-аудиторией. На любой неудобный вопрос вы мгновенно получите порцию ответов в стиле «Зачем врать? Это лучшая авиакомпания мира!» и «А у меня такого никогда не было».
          Между тем, авиакомпания уже в прошлом году апробировала этот рецепт - объединять рейсы под кодовыми причинами «зимой выпал снег» и «сломался самолет в нашем парке самых молодых самолетов». И при этом сидишь в «Шереметьево», смотришь на табло и понимаешь, что остальные авиакомпании летают, как летали. Парадокс! А нашему человеку сидеть и думать вне работы вредно. Наш человек, когда у него в аэропорту много свободного времени появляется, начинает всю мощь своего разума направлять на проблемы окружающего бытия, на трещины в мироздании, внезапно открывшиеся ему во всей своей мощи. Он достает свой планшетик или смартфончик и начинает вопросы неудобные задавать. А его в ответ блогеры с уютного дивана «лечить» начинают: вот, только что конкурс этот выиграли, конкурс тот выиграли, да ты не патриот, да ты провокатор... И человек сидит в аэропорту, сомнениями терзается, с одной стороны, сижу на месте ровно, никуда не лечу, с другой, и правда, по ящику сказали, что «Аэрофлот» - лучшая компания в мире. С одной стороны, и правда, снежок падает, ноябрь месяц внезапно наступил, вроде можно и рейс отменить, с другой, иностранные авиакомпании, негодяи такие, летают, как летали. С одной стороны, оно вроде и подождать можно, все-таки безопасность полета, все дела, да и снег опять же все идет и идет (и в декабре не перестанет – ну, это так, к слову). С другой, билет на дневное время покупал, а улетаю ночью, и самолет под завязку, и почему-то такое ощущение, что кто-то меня, как бы сказать покультурнее, обхитрил.
          Монополизм - это такая страшная штука, которая пожирает все и внутри, и снаружи. Монопольная компания гниет изнутри, отравляя существование клиентам и своим же сотрудникам. Полное отсутствие необходимости развиваться оставляет лишь один инстинкт - инстинкт сохранять свое положение, душить все благие начинания вокруг себя. Понимают ли это те, кому вверен руль от нашей экономики? Надеюсь, что да.
          Вот фрагмент беседы  Президента РФ и Генерального директора «Аэрофлота». Виталий Савельев рапортует:
          «Прежде всего хочется доложить: поставленная задача по формированию авиационной группы «Аэрофлот», которая появилась впервые в России, завершена. Группа сформирована из четырёх авиакомпаний: «Аэрофлот» остался в премиум-сегменте; компания «Россия», куда были интегрированы две авиационные компании, занимает нишу для среднего класса; очень удачный проект, который мы начали с Вашего согласия и Вашей поддержки, – это «Победа», на нём остановлюсь чуть позже; и «Аврора», региональный перевозчик на Дальнем Востоке, который осуществляет региональные перевозки. Поэтому группа создана, очень неплохо себя чувствует, функционирует, о чём я расскажу дальше».
          О чем это нам говорит? По сути, вполне прямо говорится о том, что все возможные направления рынка авиаперевозок объединены в одной компании. Компании-монополисте. Которая, если захочет, вполне может перенести ваш рейс на полдня, запихнув в самолет, битком набитый другими такими же страдальцами.
          Впрочем, вполне возможно, что эта ситуация может кардинально измениться. Как известно, наверное, всем более-менее постоянным авиапассажирам, в Евросоюзе достаточно распространена практика компенсационных выплат за задержку, отмену рейсов и овербукинг (когда билет есть, рейс есть, но мест не хватило). Суммы довольно внушительные и могут составлять, например, 600 евро – вполне неплохой вариант.  У нас, к слову, тоже есть такой закон, только сумма немножко отличается и составляет 25 рублей за час задержки. Я когда об этом узнал, очень ярко представил себе картинку – офис авиаперевозчика, кассир аккуратно отсчитывает солидно одетому человеку его компенсацию – монетка в пять рублей… Еще одна… Еще… Фарс!
          Все дело – в Монреальской конвенции, которую у нас никак не ратифицируют. Если гражданин России, к примеру, прилетел из ЕС, и там ему задержали рейс, то он вполне может подавать на компенсацию (есть даже специальные сервисы, например, компания Compensair, которая за 25% от компенсации занимается процедурой ее получения). Но вот при полетах из РФ человек совершенно не защищен от задержек и отмены рейсов. Примут ли Монреальскую конвенцию? Посмотрим.
          Но возвращаясь к теме монополизма - если бы дело было только в «Аэрофлоте»! Например, его базовый аэропорт «Шереметьево», многочасовое сидение в котором и натолкнуло меня на пространные размышления о будущем нашей экономической системы, также становится монополистом. Сейчас в аэропорту зеленый свет получают только активы кипрского офшора TPS, которому «Шереметьево» и отдали. Отдали недавно, но косяки уже начались. На Youtube можно полюбоваться огромной пробкой из машин, запертых на платной парковке. Водители бродят между автомобилями, вслух не вполне в цензурной форме выражая опасения, что кризис с работой шлагбаумов имеет искусственное происхождение и таит своей целью привлечение инвестиций водительского состава, не в добрый час попавшего в аэропорт «Шереметьево», в экономику Кипра.
          А знаете, что самое интересное? Пресс-служба аэропорта официально опровергла это происшествие. Нет, ну как вам? Казалось бы, видео на Youtube есть, на нем – мертвейший затор, ну какой смысл отпираться? Признайте проблему, выплатите людям небольшую компенсацию - так, чисто в рамках программы клиентской лояльности, - и заявите о том, что меры будут приняты, причины установлены... Нет, никому это не нужно. Зачем? Монополия - она и есть монополия, «быдло» (извините за применение этого эмоционального термина) постоит и подождет, если надо, а если не надо - пусть на кухне сидит, пьет чай с сушками. Не было ничего! Провокация!
          Кстати, один из хозяев аэропорта - олигарх А. Пономаренко - уже вполне осознает свой статус серьезного и влиятельного человека, и совершенно не стесняясь, пользуется им для шантажа правительства.
           На сайте AEX.RU в разделе «Новости» читаем: «По словам Пономаренко, если ВПП будет построена в урезанном варианте, это сократит эффективность инвестиций в ее строительство. В случае, если третья полоса не будет построена в полном объеме, это в значительной степени сократит ее эффективность и, соответственно, пропускную способность аэропорта, добавил он.
          "Будем надеяться, что мы сумеем убедить правительство (выделить дополнительное финансирование - прим. ред.)", - сказал Пономаренко. Источник, знакомый с планами аэропорта, заявил ТАСС, что речь идет о дополнительном финансировании в 5 млрд рублей».
          Перевожу на понятный: «парни, или давайте еще пять лярдов, или вложенное ранее будет как будто не вложенное».
          А что? Имеет право. Эффективный бизнесмен, монополист.

 

СЕМЕН ПРОШЕВ


15.11.2016



Обсудить в блоге




На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.024883031845093