Вестник гражданского общества

О принципах общественного суда над сталинизмом


На общественных слушаниях по преступлениям сталинизма. Москва, 30 ноября 2015 г.

         Статья посвящена ключевому и принципиальному вопросу выбора темы и определения характера Вторых общественных слушаний Конгресса интеллигенции по преступлениям сталинизма.

         Антисталинские слушания стали темой заседаний участников Конгресса интеллигенции, насколько я понимаю, потому что сегодня в России все шире распространяется на законодательном, распорядительном и исполнительском уровнях силовое управление обществом с помощью разного рода антиконституционных ограничений свободы слова и введения негласной цензуры в СМИ, антиконституционных запретов на проведение митингов и демонстраций протеста, а также с помощью усиления репрессивного законодательства и репрессивного и по сути неправового судопроизводства по политическим мотивам в отношении участников любых не санкционируемых властями групповых и мирных публичных протестных акций.
         В сравнительно недавнем прошлом, в эпоху моих бабушек, дедушек и даже в период молодости моих родителей, силовое управление привело наше общество к десяткам миллионов жертв политических репрессий и огромному страху перед любыми несанкционированными властями формами гражданского протеста. Не хочется повторения этих репрессий и этого страха в своей жизни (хотя какое-то повторение уже есть) и в жизни молодых людей. 
         Осуждение и принципиальная оценка авторитетными людьми из среды интеллигенции массовых репрессий советского времени как преступлений против человечности, не имеющих срока давности для их организаторов и исполнителей, послужит, как надеются участники Конгресса интеллигенции и на психологическом, и на законодательном и, возможно, на судебном уровнях и в плане пропаганды хоть каким-то барьером и «противоядием» на пути идущей сегодня реставрации силового метода управления обществом, укрепит желание и понимание людьми необходимости, преодолевая страх, протестовать против силового управления обществом, против всех форм подавления публичного, уличного протеста.
        Какого-то тематического плана работы на перспективу инициативная группа по проведению антисталинских слушаний еще не выработала и не имеет, хотя к этому неоднократно призывали некоторые ее члены и особенно настойчиво Георгий Сатаров.
        30 ноября 2015 г. в Москве в зале Международного университета благодаря усилиям нескольких членов инициативной группы (прежде всего, Льва Пономарева, Евгения Ихлова и Ильи Шаблинского) под эгидой Конгресса интеллигенции прошло первое публичное заседание антисталинских слушаний. 
         Темой и задачей первых антисталинских слушаний было избрано обсуждение и попытка дать политическую, правовую и этическую оценки совершенного Сталиным в 1939 году преступления «против мира» («преступление против мира» - это мое определение, на слушаниях оно не фигурировало). Таким преступлением Сталина и СССР была начатая посредством провокации - обстрела собственного пограничного пункта и продолженная бомбежкой Хельсинки - агрессивная война СССР против Финляндии, в результате которой Красная Армия понесла огромные человеческие потери, СССР в 1939 г. был исключен из Лиги Наций, а финская армия и финское правительство под руководством маршала Маннергейма отстояли государственную независимость Финляндии и не отдали власть в руки «фейкового» советского финского правительства под руководством Отто Куусинена, созданного по приказу Сталина в г. Теориоки. Часть своей территории в этой войне Финляндия, действуя против неизмеримо превосходящего ее ресурсами СССР, в этой войне потеряла, что советской пропагандой было подано в качестве оглушительной победы советского государства и советского народа.
        По итогам первых антисталинских слушаний их участники не сочли возможным и оказались не готовы принять и опубликовать какие-либо обращения с оценкой этой агрессии, адресованные российскому обществу, Генпрокуратуре РФ или каким либо международным органам. Прозвучавшие на первых слушаниях позиции и мнения в общем-то не вышли за пределы сравнительно узкого круга лиц, выступивших и присутствовавших на слушаниях в зале заседания, и не возбудили в обществе дискуссии и желания принять более определенную и более принципиальную оценку агрессивной политики сталинизма в отношении европейских стран в довоенные годы. 
         Материальным результатом первых антисталинских слушаний стала подготовленная Евгением Ихловым и изданная для участников слушаний тиражом в несколько десятков экземпляров интересная и содержательная брошюра  «Материалы к Общественному суду над сталинизмом и преступлениями власти советского периода "Довоенные сталинские агрессии: Польша, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, Румыния (Бессарабия, Буковина) "» с картами, изложением множества фактов и последовательности событий, а также видеозапись выступлений участников заседания.
         Несмотря на относительную неудачу первых слушаний их участники высказались за продолжение работы и наметили в феврале 2016 г. провести Вторые антисталинские слушания по теме, которая будет предложена членами Конгресса интеллигенции, сочувствующими целям Конгресса лицами и выбрана инициативной группой.
        Будучи рядовым членом инициативной группы по проведению антисталинских слушаний, высказываю здесь свою точку зрения на вопросы, которые представляются мне принципиальными и ключевыми.
        Ключевым я считаю вопрос, определяющий характер Вторых слушаний: Что важнее для интеллигенции и для современного российского общества при оценке преступлений прошлого и роли в них Сталина? 
        Дилемма, на мой взгляд, состоит в следующем.
       Должны ли члены Конгресса интеллигенции и вообще все люди, считающие себя приверженцами и защитниками ценностей гуманизма (гуманизм есть идеология существования той интеллигенции, которую я имею ввиду) признать составление и исполнение санкционированного Сталиным и рядом членов Политбюро приказа НКВД №00447 от 30 июля 1937 г. (с плановыми цифрами массовых репрессий, включая расстрелы людей по решениям внесудебных «троек» и с указанием имен должностных лиц, назначенных членами «троек» по республикам, краям, областям) и другие аналогичные приказы не имеющими срока давности преступлениями против человечности, именно потому, что «план по репрессиям» является очевидным и вопиющим нарушением властями (должностными лицами) принципа гуманизма, без следования которому невозможна достойная жизнь и каждого отдельного человека, и общества, и государства, и человечества в целом?
      Должны ли члены Конгресса интеллигенции и вообще все люди, считающие себя приверженцами и защитниками ценностей гуманизма, признать всех лиц, санкционировавших, готовивших и осуществлявших планы по массовым репрессиям (речь, в частности о приказе №00447 и аналогичных ему), начиная от Сталина и членов Политбюро, а также Ежова, Фриновского и всех членов троек, виновными в преступлениях против человечности?
      Является ли предлагаемый подход правовым? Служит ли он развитию права и законности или их нарушает?
      Или мы – антисталинская интеллигенция - имеем право и можем осудить и признать преступлением против человечности санкционированный Сталиным приказ №00447 только при условии и только в том случае, если будет возможно продемонстрировать и доказать, что составление и исполнение этого приказа нарушало действовавшие на тот момент советское законодательство? И только такой подход следует считать правовым и законным?
        Характер Вторых слушаний зависит от того, каким путем в оценке преступлений сталинизма мы будем следовать
        Высказываюсь в пользу первого подхода. Я не юрист, не правозащитник (т.к. не защищал людей в судах). По самоощущению и мировоззрению я, скорее всего, просто интеллигент-гуманист. Поэтому и считаю оценку преступлений Сталина и его соратников с точки зрения принципа гуманизма (гуманности) более важным, более серьезным и наиболее неотложным делом, в том числе для развития системы права, чем отыскание и обсуждение возможных нарушений Сталиным и исполнителями приказа № 00447 законодательства СССР, действовавшего в то время. 
       Как я понимаю, с точки зрения юристов, части правозащитников и Генпрокуратуры, вышеупомянутые нарушения необходимо сначала предварительно обнаружить и описать, чтобы затем на их основании попытаться доказать, что подготовка и осуществление плана по репрессиям с утвержденными числами расстреливаемых и направляемых в лагеря людей во всех республиках, краях и областях СССР с именами членов троек, назначенных ответственными за реализацию этого плана по репрессиям и расстрелам была должностным или уголовным преступлением, возможно даже является преступлением против человечности, не имеющим срока давности.
        С точки же зрения принципа гуманизма квалификация этих действий как преступлений против человечности самоочевидна и не требует доказательств помимо установления самого факта существования плана репрессий (который давно установлен), а также лиц, которые этот план и репрессии санкционировали, подготовили и осуществили (эти лица тоже известны, по крайней мере, их значительная и наиболее высокопоставленная часть). 
        Для историков, юристов и любопытных читателей рассмотрение и обсуждение вопроса: нарушал ли приказ №00447 советское законодательство того времени и как правильно установить по действовавшему тогда законодательству ответственность должностных лиц и политического руководства СССР за это нарушение (возможно, это было всего лишь превышение должностных полномочий членами Политбюро и составителями и исполнителям приказа № 00447) - вероятно, имело бы какой-то интерес. 
       Но Конгресс интеллигенции по составу и мировоззрению большинства участвующих в нем людей - это не конгресс юристов. Для большинства участников Конгресса интеллигенции, я думаю, нет ценности выше, чем проведение в жизнь принципа гуманизма (гуманности) и его защита, поскольку таково самоопределение интеллигенции. Открытая и публичная защита и применение принципа гуманизма в решении проблемы политической, правовой и моральной оценки массовых политических репрессий, осуществленных в 1937-38 гг. по приказу №00447, как преступления против человечности, придание принципу гуманизма правового статуса и продвижение применения этого принципа на уровень российского законодательства и является, по-моему, одной из важнейших целей Конгресса интеллигенции. Именно такой подход, как мне кажется, важен и нужен сегодняшнему российскому обществу в целом и на Вторых слушаниях по сталинизму, в частности. И данный подход вполне реален и возможен, поскольку во многих отдельных и частных случаях – когда речь идет, например, о гуманизации мест заключения и пенитенциарной системы, или о разрешении усыновления детей-инвалидов иностранцами, или о повышении пенсий и предоставления льгот для неимущих, особенно одиноких людей, и т.д. и т.п. - именно принципом гуманизма (человечности), хотя иногда и не в артикулированной форме, руководствуются и многие граждане, и правозащитники, и юристы, и некоторые политики тоже.
        Я думаю, что с точки зрения долгосрочных общественных интересов, задач государства, задач развития правовой системы было бы неправильно квалифицировать и оценивать сталинские приказы и планы по проведению массовых репрессий каким-либо иным критерием, чем грубейшее и совершенно откровенное и сознательное нарушение политическим руководством того времени принципа гуманизма. Именно по этому критерию приказ №00447 можно и следует расценивать как преступление против человечности.
         Какие бы цели ни преследовала власть, осуществляя политические репрессии, будь то массовые расстрелы, заключение в лагерь, переселение с какой-либо территории ее коренного населения – безразлично являются ли эти действия властей средством «социального инжиниринга» или просто уничтожением религиозных, социальных, политических противников и врагов, уничтожением носителей чуждой культуры, завоеванием жизненного пространства для своей нации, средством укрепления и расширения какого-либо социально-политического строя, государства и т.д. и т.п., - самими жертвами массовые репрессии осознаются и воспринимаются как бесчеловечные, несправедливые и антигуманные (опубликованные свидетельства этого бесконечны). Поэтому такого рода репрессии можно и правильно оценивать и квалифицировать юридически, этически и политически как нарушение властями принципа гуманизма и, следовательно, как преступление против человечности, не имеющие срока давности.
 

ПРИЛОЖЕНИЕ
 
 
Страница приказа № 00447 НКВД

 
Полный текст Приказа НКВД № 0047 от 30 июля 1937 года
ОБ ОПЕРАЦИИ ПО РЕПРЕССИРОВАНИЮ БЫВШИХ КУЛАКОВ, УГОЛОВНИКОВ И ДР. АНТИСОВЕТСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
 
    
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
 
 
 
Материалами следствия по делам антисоветских формирований устанавливается, что в деревне осело значительное количество бывших кулаков, ранее репрессированных, скрывшихся от репрессий, бежавших из лагерей, ссылки и трудпоселков. Осело много, в прошлом репрессированных церковников и сектантов, бывших активных участников антисоветских вооруженных выступлений. Остались почти нетронутыми в деревне значительные кадры антисоветских политических партий (эсеров, грузмеков, дашнаков, муссаватистов, иттихадистов и др.), а также кадры бывших активных участников бандитских восстаний, белых, карателей, репатриантов и т.п.
 
Часть перечисленных выше элементов, уйдя из деревни в города, проникла на предприятия промышленности, транспорт и на строительства.
 
Кроме того, в деревне и городе до сих пор еще гнездятся значительные кадры уголовных преступников — скотоконокрадов, воров-рецидивистов, грабителей и др. отбывавших наказание, бежавших из мест заключения и скрывающихся от репрессий. Недостаточность борьбы с этими уголовными контингентами создала для них условия безнаказанности, способствующие их преступной деятельности.
 
Как установлено, все эти антисоветские элементы являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений, как в колхозах и совхозах, так и на транспорте и в некоторых областях промышленности.
 
Перед органами государственной безопасности стоит задача — самым беспощадным образом разгромить всю эту банду антисоветских элементов, защитить трудящийся советский народ от их контрреволюционных происков и, наконец, раз и навсегда покончить с их подлой подрывной работой против основ советского государства.
 
В соответствии с этим ПРИКАЗЫВАЮ — С 5 АВГУСТА 1937 ГОДА ВО ВСЕХ РЕСПУБЛИКАХ, КРАЯХ и ОБЛАСТЯХ НАЧАТЬ ОПЕРАЦИЮ ПО РЕПРЕССИРОВАНИЮ БЫВШИХ КУЛАКОВ, АКТИВНЫХ АНТИСОВЕТСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ и УГОЛОВНИКОВ.
 
В УЗБЕКСКОЙ, ТУРКМЕНСКОЙ, ТАДЖИКСКОЙ и КИРГИЗСКОЙ ССР ОПЕРАЦИЮ НАЧАТЬ С 10 АВГУСТА с. г., А В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ И КРАСНОЯРСКОМ КРАЯХ и ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ — С 15-го АВГУСТА с. г.
 
При организации и проведении операций руководствоваться следующим:
 
I. КОНТИНГЕНТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РЕПРЕССИИ.
 
1. Бывшие кулаки, вернувшиеся после отбытия наказания и продолжающие вести активную антисоветскую подрывную деятельность.
 
2. Бывшие кулаки, бежавшие из лагерей или трудпоселков, а также кулаки, скрывшиеся от раскулачивания, которые ведут антисоветскую деятельность.
 
3. Бывшие кулаки и социально опасные элементы, состоявшие в повстанческих, фашистских, террористических и бандитских формированиях, отбывшие наказание, скрывшиеся от репрессий или бежавшие из мест заключения и возобновившие свою антисоветскую преступную деятельность.
 
4. Члены антисоветских партий (эсеры, грузмеки, муссаватисты, иттихадисты и дашнаки), бывшие белые, жандармы, чиновники, каратели, бандиты, бандпособники, переправщики, реэмигранты, скрывшиеся от репрессий, бежавшие из мест заключения и продолжающие вести активную антисоветскую деятельность.
 
5. Изобличенные следственными и проверенными агентурными материалами наиболее враждебные и активные участники ликвидируемых сейчас казачье-белогвардейских повстанческих организаций, фашистских, террористических и шпионско-диверсионных контрреволюционных формирований.
 
Репрессированию подлежат также элементы этой категории, содержащиеся в данное время под стражей, следствие по делам которых закончено, но дела еще судебными органами не рассмотрены.
 
6. Наиболее активные антисоветские элементы из бывших кулаков, карателей, бандитов, белых, сектантских активистов, церковников и прочих, которые содержатся сейчас в тюрьмах, лагерях, трудовых поселках и колониях и продолжают вести там активную антисоветскую подрывную работу.
 
7. Уголовники (бандиты, грабители, воры-рецидивисты, контрабандисты-профессионалы, аферисты-рецидивисты, скотоконокрады), ведущие преступную деятельность и связанные с преступной средой.
 
Репрессированию подлежат также элементы этой категории, которые содержатся в данное время под стражей, следствие по делам которых закончено, но дела еще судебными органами не рассмотрены.
 
8. Уголовные элементы, находящиеся в лагерях и трудпоселках и ведущие в них преступную деятельность.
 
9. Репрессии подлежат все перечисленные выше контингенты, находящиеся в данный момент в деревне — в колхозах, совхозах, сельско-хозяйственных предприятиях и в городе — на промышленных и торговых предприятиях, транспорте, в советских учреждениях и на строительстве.
 
II. О МЕРАХ НАКАЗАНИЯ РЕПРЕССИРУЕМЫМ И КОЛИЧЕСТВЕ ПОДЛЕЖАЩИХ РЕПРЕССИИ.
 
1. Все репрессируемые кулаки, уголовники и др. антисоветские элементы разбиваются на две категории:
 
а) к первой категории относятся все наиболее враждебные из перечисленных выше элементов. Они подлежат немедленному аресту и, по рассмотрении их дел на тройках — РАССТРЕЛУ.
 
б) ко второй категории относятся все остальные менее активные, но все же враждебные элементы. Они подлежат аресту и заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет, а наиболее злостные и социально опасные из них, заключению на те же сроки в тюрьмы по определению тройки.
 
2. Согласно представленным учетным данным Наркомами республиканских НКВД и начальниками краевых и областных управлений НКВД утверждается следующее количество подлежащих репрессии:
 
Первая категория Вторая категория ВСЕГО
 
1. Азербайджанская ССР 1500 3750 5250
 
2. Армянская ССР 500 1000 1500
 
3. Белорусская ССР 2000 10000 12000
 
4. Грузинская ССР 2000 3000 5000
 
5. Киргизская ССР 250 500 750
 
6. Таджикская ССР 500 1300 1800
 
7. Туркменская ССР 500 1500 2000
 
8. Узбекская ССР 750 4000 4750
 
9. Башкирская АССР 500 1500 2000
 
10. Бурято-Монгольская АССР 350 1500 1850
 
11. Дагестанская АССР 500 2500 3000
 
12. Карельская АССР 300 700 1000
 
13. Кабардино-Балкарская АССР 300 700 1000
 
14. Крымская АССР 300 1200 1500
 
15. Коми АССР100 300 400
 
16. Калмыцкая АССР 100 300 400
 
17. Марийская АССР 300 1500 1800
 
18. Мордовская АССР 300 1500 1800
 
19. Немцев Поволжья АССР 200 700 900
 
20. Северо-Осетинская АССР 200 500 700
 
21. Татарская АССР 500 1500 2000
 
22. Удмуртская АССР 200 500 700
 
23. Чечено-Ингушская АССР 500 1500 2000
 
24. Чувашская АССР 300 1500 1800
 
25. Азово-Черноморский край 5000 8000 13000
 
26. Дальне-Восточный край 2000 4000 6000
 
27. Западно-Сибирский край 5000 12000 17000
 
28. Красноярский край 750 2500 3250
 
29. Орджоникидзевский край 1000 4000 5000
 
30. Восточно-Сибирский край 1000 4000 5000
 
31. Воронежская область1000 3500 4500
 
32. Горьковская область 1000 3500 4500
 
33. Западная область 1000 5000 6000
 
34. Ивановская область 750 2000 2750
 
35. Калининская область 1000 3000 4000
 
36. Курская область 1000 3000 4000
 
37. Куйбышевская область 1000 4000 5000
 
38. Кировская область 500 1500 2000
 
39. Ленинградская область 4000 10000 14000
 
40. Московская область 5000 30000 35000
 
41. Омская область 1000 2500 3500
 
42. Оренбургская область 1500 3000 4500
 
43. Саратовская область 1000 2000 3000
 
44. Сталинградская область 1000 3000 4000
 
45. Свердловская область 4000 6000 10000
 
46. Северная область 750 2000 2750
 
47. Челябинская область 1500 4500 6000
 
48. Ярославская область 750 1250 2000
 
УКРАИНСКАЯ ССР
 
1. Харьковская область 1500 4000 5500
 
2. Киевская область 2000 3500 5500
 
3. Винницкая область 1000 3000 4000
 
4. Донецкая область 1000 3000 4000
 
5. Одесская область 1000 3500 4500
 
6. Днепропетровская область 1000 2000 3000
 
7. Черниговская область 300 1300 1600
 
8. Молдавская АССР 200 500 700
 
КАЗАХСКАЯ ССР
 
1. Северо-Казахст. область 650 300 950
 
2. Южно-Казахст.область 350 600 950
 
3. Западно-Казахст. область 100 200 300
 
4. Кустанайская область 150 450 600
 
5. Восточно-Казахст. область 300 1050 1350
 
6. Актюбинская область 350 1000 1350
 
7. Карагандинская область 400 600 1000
 
8. Алма-Атинская область 200 800 1000
 
Лагеря НКВД 10000—10000
 
3. Утвержденные цифры являются ориентировочными. Однако, наркомы республиканских НКВД и начальники краевых и областных управлений НКВД не имеют права самостоятельно их превышать. Какие бы то ни было самочинные увеличения цифр не допускаются.
 
В случаях, когда обстановка будет требовать увеличения утвержденных цифр, наркомы республиканских НКВД и начальники краевых и областных управлений НКВД обязаны представлять мне соответствующие мотивированные ходатайства.
 
Уменьшение цифр, а равно и перевод лиц, намеченных к репрессированию по первой категории — во вторую категорию и, наоборот — разрешается.
 
4. Семьи приговоренных по первой и второй категории как правило не репрессируются.
 
Исключение составляют:
 
а) Семьи, члены которых способны к активным антисоветским действиям. Члены такой семьи, с особого решения тройки, подлежат водворению в лагеря или трудпоселки.
 
б) Семьи лиц, репрессированных по первой категории, проживающие в пограничной полосе, подлежат переселению за пределы пограничной полосы внутри республик, краев и областей.
 
в) Семьи репрессированных по первой категории, проживающие в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Ростове на Дону, Таганроге и в районах Сочи, Гагры и Сухуми, подлежат выселению из этих пунктов в другие области по их выбору, за исключением пограничных районов.
 
5. Все семьи лиц, репрессированных по первой и второй категориям, взять на учет и установить за ними систематическое наблюдение.
 
III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИИ.
 
1. Операцию начать 5 августа 1937 года и закончить в четырехмесячный срок.
 
В Туркменской, Таджикской, Узбекской и Киргизской ССР операцию начать 10 августа с. г., а в Восточно-Сибирской области, Красноярском и Дальневосточном краях — с 15-го августа с. г.
 
2. В первую очередь подвергаются репрессиям контингенты, отнесенные к первой категории.
 
Контингенты, отнесенные ко второй категории, до особого на то распоряжения репрессии не подвергаются.
 
В том случае, если нарком республиканского НКВД, начальник управления или областного отдела НКВД, закончив операцию по контингентам первой категории, сочтет возможным приступить к операции по контингентам, отнесенным ко второй категории, он обязан, прежде чем к этой операции фактически приступить — запросить мою санкцию и только после получения ее, начать операцию.
 
В отношении всех тех арестованных, которые будут осуждены к заключению в лагеря или тюрьмы на разные сроки, по мере вынесения приговоров доносить мне сколько человек, на какие сроки тюрьмы или лагеря осуждено. По получении этих сведений я дам указания о том, каким порядком и в какие лагеря осужденных направить.
 
3. В соответствии с обстановкой и местными условиями территория республики, края и области делится на оперативные сектора.
 
Для организации и проведения операции по каждому сектору формируется оперативная группа, возглавляемая ответственным работником НКВД республики, краевого или областного Управления НКВД, могущим успешно справиться с возлагаемыми на него серьезными оперативными задачами.
 
В некоторых случаях начальниками оперативных групп могут быть назначены наиболее опытные и способные начальники районных и городских отделений.
 
4. Оперативные группы укомплектовать необходимым количеством оперативных работников и придать им средства транспорта и связи.
 
В соответствии с требованиями оперативной обстановки группам придать войсковые или милицейские подразделения.
 
5. На начальников оперативных групп возложить руководство учетом и выявлением подлежащих репрессированию, руководство следствием, утверждение обвинительных заключений и приведение приговоров троек в исполнение.
 
Начальник оперативной группы несет ответственность за организацию и проведение операции на территории своего сектора.
 
6. На каждого репрессированного собираются подробные установочные данные и компрометирующие материалы. На основании последних составляются списки на арест, которые подписываются начальником оперативной группы и в 2-х экземплярах отсылаются на рассмотрение и утверждение Наркому внутренних дел, начальнику управления или областного отдела НКВД.
 
Нарком внутренних дел, начальник управления или областного отдела НКВД рассматривает список и дает санкцию на арест перечисленных в нем лиц.
 
7. На основании утвержденного списка начальник оперативной группы производит арест. Каждый арест оформляется ордером. При аресте производится тщательный обыск. Обязательно изымаются: оружие, боеприпасы, военное снаряжение, взрывчатые вещества, отравляющие и ядовитые вещества, контрреволюционная литература, драгоценные металлы в монете, слитках и изделиях, иностранная валюта, множительные приборы и переписка.
 
Все изъятое заносится в протокол обыска.
 
8. Арестованные сосредотачиваются в пунктах по указаниям Наркомов внутренних дел, начальников управлений или областных отделов НКВД. В пунктах сосредоточения арестованных должны иметься помещения, пригодные для размещения арестованных.
 
9. Арестованные строго окарауливаются. Организуются все мероприятия, гарантирующие от побегов или каких-либо эксцессов.
 
IV. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ СЛЕДСТВИЯ.
 
1. На каждого арестованного или группу арестованных заводится следственное дело. Следствие проводится ускоренно и в упрощенном порядке.
 
В процессе следствия должны быть выявлены все преступные связи арестованного.
 
2. По окончании следствия дело направляется на рассмотрение тройки.
 
К делу приобщаются: ордер на арест, протокол обыска, материалы, изъятые при обыске, личные документы, анкета арестованного, агентурно-учетный материал, протокол допроса и краткое обвинительное заключение.
 
V. ОРГАНИЗАЦИЯ и РАБОТА ТРОЕК
 
1. Утверждаю следующий персональный состав республиканских, краевых и областных троек:
 
Азербайджанская ССР :
◦председатель — Сумбатов,
◦члены Теймуркулиев, Джангир Ахунд Заде.
 
Армянская ССР
◦председатель — Мугдуси
◦члены Миквелян, Тернакалов
 
Белорусская ССР
◦председатель — Берман
◦члены Селиверстов, Потапенко
 
Грузинская ССР
◦председатель — Рапава
◦члены Талахадзе, Церетели
 
Киргизская ССР
◦председатель — Четвертаков
◦члены Джиенбаев, Гуцуев
 
Таджикская ССР
◦председатель — Тарасюк
◦члены Ашуров, Байков
 
Туркменская ССР
◦председатель — Нодев
◦члены Анна Мухамедов, Ташли Анна Мурадов
 
Узбекская ССР
◦председатель — Загвоздин
◦Икрамов, Балтабаев
 
Башкирская АССР
◦председатель — Бак
◦члены Исанчурин, Цыпнятов
 
Бурято-Монгольская АССР
◦председатель — Бабкевич
◦члены Доржиев, Гросс
 
Дагестанская АССР
◦председатель — Ломоносов
◦члены Самурский, Шиперов
 
Карельская АССР
◦председатель — Тенисон
◦члены Михайлович, Никольский
 
Кабардино-Балкарская АССР
◦председатель — Антонов
◦члены Калмыков, Хагуров
 
Крымская АССР
◦председатель — Павлов
◦члены Трупчу, Монаков
 
Коми АССР
◦председатель — Ковалев
◦члены Семичев, Литин
 
Калмыцкая АССР
◦председатель — Озеркин
◦члены Хонхошев, Килганов
 
Марийская АССР
◦председатель — Карачаров
◦члены Врублевский, Быстряков
 
Мордовская АССР
◦председатель — Вейзагер
◦члены Михайлов, Поляков
 
Немцев Поволжья АССР
◦председатель — Далингер
◦члены Люфт, Анисимов
 
Северо-Осетинская АССР
◦председатель — Иванов
◦члены Тогоев, Коков
 
Татарская АССР
◦председатель — Алимасов
◦члены Лепа, Мухамедзянов
 
Удмуртская АССР
◦председатель — Шленов
◦члены Барышников, Шевельков
 
Чечено-Ингушская АССР
◦председатель — Дементьев
◦члены Егоров, Вахаев
 
Чувашская АССР
◦председатель — Розанов
◦члены Петров, Елифанов
 
Азово-Черноморский край
◦председатель — Каган
◦члены Евдокимов, Иванов
 
Дальне-Восточн. край
◦председатель — Люшков
◦члены Птуха, Федин
 
Западно-Сибирск. край
◦председатель — Миронов
◦члены Эйхе, Барков
 
Красноярский край
◦председатель — Леонюк
◦члены Горчаев, Рабинович
 
Орджоникидзевский край
◦председатель — Булах
◦члены Сергеев, Розит
 
Восточно-Сибирская область
◦председатель — Лупекин
◦члены Юсуп Хасимов, Грязнов
 
Воронежская область
◦председатель — Коркин
◦члены Анфимов, Ярыгин
 
Горьковская область
◦председатель — Лаврушин
◦члены Огурцов, Устюжанинов
 
Западная область
◦председатель — Каруцкий
◦члены Билинский, Коротченко
 
Ивановская область
◦председатель — Радзивиловский
◦члены Носов, Карасик
 
Калининская область
◦председатель — Домбровский
◦члены Рабов, Бобков
 
Курская область
◦председатель — Симановский
◦члены Пискарев, Никитин
 
Куйбышевская область
◦председатель — Попашенко
◦члены Нельке, Клюев
 
Кировская область
◦председатель — Газов
◦члены Мухин, Наумов
 
Ленинградская область
◦председатель — Заковский
◦члены Смородин, Позерн
 
Московская область
◦председатель — Реденс
◦члены Маслов, Волков
 
Омская область
◦председатель — Горбач
◦члены Булатов, Евстигнеев
 
Оренбургская область
◦председатель — Успенский
◦члены Нарбут, Митрофанов
 
Саратовская область
◦председатель — Стромин
◦члены Андреев, Калачев
 
Сталинградская область
◦председатель — Раев
◦члены Семенов, Румянцев
 
Свердловская область
◦председатель — Дмитриев
◦члены Абаляев, Грачев
 
Северная область
◦председатель — Бак
◦члены Коржин, Рябов
 
Челябинская область
◦председатель — Чистов
◦члены Рындин, Малышев
 
Ярославская область
◦председатель — Ершов
◦члены Полумордвинов, Юрчук
 
У.С.С.Р.
 
 Харьковская область
◦председатель — Шумский
◦члены Гикало, Леонов
 
Киевская область
◦председатель — Шаров
◦члены Кудрявцев, Гинзбург
 
Винницкая область
◦председатель — Гришин
◦члены Чернявский, Ярошевский
 
Донецкая область
◦председатель — Соколинский
◦члены Прамнэк, Руденко
 
Одесская область
◦председатель — Федоров
◦члены Евтушенко,
 
Днепропетровская область[
◦председатель — Кривец
◦члены Марголин, Цвик
 
Черниговская область
◦председатель — Корнев
◦члены Маркитан, Склярский
 
Молдавская АССР
◦председатель — Рогаль
◦члены Тодрес, Колодий
 
КАЗАХСКАЯ ССР
 
Северо-Казахст. обл.
◦председатель — Панов
◦члены Степанов, Сегизбаев
 
Южно-Казахст. обл.
◦председатель — Пинтель
◦члены Досов, Случак
 
Западно-Казахст. обл.
◦председатель — Ромейко
◦члены Сатарбеков, Спиров
 
Кустанайская область
◦председатель — Павлов
◦члены Кузнецов, Байдаков
 
Восточно-Казахст. обл.
◦председатель — Чирков
◦члены Свердлов, Юсупов
 
Актюбинская обл.
◦председатель — Демидов
◦члены Мусин, Стецура
 
Карагандинская область
◦председатель — Адамович
◦члены Духович, Пинхасик
 
Алма-Атинская область
◦председатель — Шабанбеков
◦члены Садвакасов, Кужанов
 
2. На заседаниях троек может присутствовать (там где он не входит в состав тройки) республиканский краевой или областной прокурор.
 
3. Тройка ведет свою работу или, находясь в пункте расположения соответствующих НКВД, УНКВД или областных отделов НКВД или выезжая к местам расположения оперативных секторов.
 
4. Тройки рассматривают представленные им материалы на каждого арестованного или группу арестованных, а также на каждую подлежащую выселению семью в отдельности.
 
Тройки, в зависимости от характера материалов и степени социальной опасности арестованного, могут относить лиц, намеченных к репрессированию по 2 категории — к первой категории и лиц, намеченных к репрессированию по первой категории — ко второй.
 
5. Тройки ведут протоколы своих заседаний, в которые и записывают вынесенные ими приговора в отношении каждого осужденного.
 
Протокол заседания тройки направляется начальнику оперативной группы для приведения приговоров в исполнение. К следственным делам приобщаются выписки из протоколов в отношении каждого осужденного.
 
VI. ПОРЯДОК ПРИВЕДЕНИЯ ПРИГОВОРОВ В ИСПОЛНЕНИЕ
 
1. Приговора приводятся в исполнение лицами по указаниям председателей троек, т.е. наркомов республиканских НКВД, начальников управлений или областных отделов НКВД.
 
Основанием для приведения приговора в исполнение являются — заверенная выписка из протокола заседания тройки с изложением приговора в отношении каждого осужденного и специальное предписание за подписью председателя тройки, вручаемые лицу, приводящему приговор в исполнение.
 
2. Приговора по первой категории приводятся в исполнение в местах и порядком по указанию наркомов внутренних дел, начальников управления и областных отделов НКВД с обязательным полным сохранением в тайне времени и места приведения приговора в исполнение.
 
Документы об исполнении приговора приобщаются в отдельном конверте к следственному делу каждого осужденного.
 
3. Направление в лагеря лиц, осужденных по 2 категории производится на основании нарядов, сообщаемых ГУЛАГ’ом НКВД СССР.
 
VII. ОРГАНИЗАЦИЯ РУКОВОДСТВА ОПЕРАЦИЙ И ОТЧЕТНОСТЬ
 
1. Общее руководство проведением операций возлагаю на моего заместителя — Начальника главного управления государственной безопасности — Комкора тов. ФРИНОВСКОГО.
 
Для проведения работы, связанной с руководством операций, сформировать при нем специальную группу.
 
2. Протоколы троек по исполнении приговоров немедленно направлять начальнику 8-го Отдела ГУГБ НКВД СССР с приложением учетных карточек по форме № 1.
 
На осужденных по 1 категории одновременно с протоколом и учетными карточками направлять также и следственные дела.
 
3. О ходе и результатах операции доносить пятидневными сводками к 1, 5, 10, 15, 20 и 25 числу каждого месяца телеграфом и подробно почтой.
 
4. О всех вновь вскрытых в процессе проведения операции контрреволюционных формированиях, возникновении эксцессов, побегах за кордон, образовании бандитских и грабительских групп и других чрезвычайных происшествиях доносить по телеграфу — немедленно.
 
* * *
 
При организации и проведении операции принять исчерпывающие меры к тому, чтобы не допустить: перехода репрессируемых на нелегальное положение; бегства с мест жительства и особенно за кордон; образования бандитских и грабительских групп, возникновения каких-либо эксцессов.
 
Своевременно выявлять и быстро пресекать попытки к совершению каких-либо активных контрреволюционных действий.
 
 
НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОМИССАР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(Н. ЕЖОВ)
 
ВЕРНО: М. ФРИНОВСКИЙ
 
АП РФ, 3-58-212, л. 55-78
 
Источник
 

ЮРИЙ САМОДУРОВ


22.12.2015



Обсудить в блоге




На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.029798030853271