Вестник гражданского общества

13.10.2016

Баш на баш


Вчера, 12 октября, была завершена сделка по продаже государством контрольного пакета акций ПАО «АНК «Башнефть». Покупателем стала крупнейшая государственная нефтяная компания «Роснефть». Стоимость сделки составляет 329 690 000 000 рублей, сообщает Минэкономразвития.  «Вся сумма поступит в бюджет РФ», — заверил глава ведомства Алексей Улюкаев.
 
Сделке предшествовало распоряжение правительства о прямой продаже «Роснефти» принадлежащих государству акций «Башнефти», подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым 10 октября.
 
Вечером в среду на сайте «Роснефти» также было опубликовано сообщение о том, что компания 12 октября заключила договор купли-продажи акций госпакета «Башнефти» и полностью выполнила свои обязательства по договору, перечислив 329,7 млрд рублей на счет федерального казначейства.
 
В чем смысл перекладывания денег из одного государственного кармана в другой? На этот вопрос попытался ответить сам президент РФ Владимир Путин. Вчера на форуме «ВТБ Капитала» «Россия зовет» он впервые прокомментировал решение правительства продать напрямую «Роснефти» контрольный пакет «Башнефти», ранее выставленный на приватизацию.
 
Решение продать «Башнефть» подконтрольной государству «Роснефти» было продиктовано несколькими соображениями, пояснил глава государства. Во-первых, «Роснефть», «строго говоря», не является госкомпанией: у государства контрольный пакет, но значительная доля в ней принадлежит иностранной компании — BP, заметил он. Во-вторых, «Роснефть» предложила за контрольный пакет «Башнефти» «самую высокую цену», заявил Путин.
 
 «Почему представители государства в компании не считают это решение для самой компании ущербным?» — задал вопрос он. Потому что при приобретении контрольного пакета «Башнефти» и последующей продаже 19,5% самой «Роснефти» стоимость акций «Роснефти» «существенным образом вырастает» и «наступает так называемый синергетический эффект», ответил он. То есть «Роснефть» сможет «не только отбить, простите за моветон, ту небольшую премию, которую она дает государству при приобретении «Башнефти», но и выгодно продать собственный пакет», — пояснил Путин.
 
Он также напомнил, что средства от продажи акций «Роснефти» поступят в российский бюджет, поэтому увеличение стоимости, по его словам, представляется «весьма выгодным» с точки зрения Минфина. Главное, по словам Путина, заключается в том, что власти не прекращают процесс приватизации с продажей «Башнефти». «Мы говорим, что сама «Роснефть» в значительном объеме подлежит приватизации, причем частным, и мы не исключаем, иностранным инвесторам», — заметил он.
 
«Разве это не приватизация? Но это приватизация аккуратная, имея в виду синергетический эффект и получение максимального выигрыша с точки зрения бюджетных фискальных интересов», — сказал глава государства.
 
Кроме того, руководству страны небезразлична позиция Башкирии, которой принадлежит 25% «Башнефти», сказал Путин. По его словам, республиканские власти обратились к нему с просьбой сохранить их влияние на управление их пакетом. «В такой конструкции [при покупке контрольного пакета «Башнефти» «Роснефтью»] это возможно», — заметил Путин.
 
Руководству страны известно о предложениях и других претендовавших на «Башнефть» компаний, продолжил он, отметив, в частности, ЛУКОЙЛ. «Они работают эффективно, и они вполне достойны, чтобы приобрести пакет «Башнефти». Но приобрести и «Башнефть», и 19,5% «Роснефти», я думаю, это для них маловероятным является», — констатировал президент.
Министр Минэкономразвития Улюкаев в свою очередь также заявил, что продажа госпакета акций «Роснефти» позволит сохранить целостность активов «Башнефти» и поддержит планы по приватизации пакета в 19,5% акций самой «Роснефти».
 
Как пишет РБК, глава и крупнейший акционер ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов сказал в кулуарах форума, что компания отказалась от борьбы за «Башнефть» из-за цены. «Роснефть» предложила достаточно большую сумму, поэтому мы не принимали участие», — сказал он. В июне в интервью РБК Алекперов говорил, что ЛУКОЙЛ готов принять участие в приватизации «Башнефти» лишь при условии наличия «разумной цены».
 
Помимо «Роснефти» и ЛУКОЙЛа заявки на участие в приватизации «Башнефти» летом подавали Независимая нефтегазовая компания, подконтрольная экс-главе «Роснефти» Эдуарду Худайнатову, фонд «Энергия» бывшего министра энергетики Игоря Юсуфова,  Антипинский НПЗ, РФПИ, «Татнефть» и «Татнефтегаз».
 
Изначально заявка «Роснефти» вызвала недовольство чиновников. В частности, помощник президента Андрей Белоусов, возглавляющий совет директоров компании, назвал участие одной госкомпании в приватизации другой «глупостью». Против также выступил вице-премьер Аркадий Дворкович, который ссылался на указание президента Владимира Путина не допускать госкомпании к приватизации. Сам Путин в интервью Bloomberg назвал это «не лучшим вариантом», но заметил, что, в конце концов, для бюджета важно то, «кто даст больше денег при торгах».
 
В августе правительство отложило приватизацию «Башнефти» и возобновило ее только в конце сентября. В начале октября сделку одобрил совет директоров «Роснефти». А 10 октября глава правительства своим распоряжением поручил главе «Роснефти» Игорю Сечину подписать договор купли-продажи до 15 октября.
 
Агентство «Интерфакс» сообщает, что сразу после сделки правление «Башнефти» будет полностью сменено, после 13 октября в этот руководящий орган будут входить исключительно представители «Роснефти».
 
Собеседники «Интерфакса» сходятся во мнении, что так и должна «меняться власть» - стремительно, чтобы быстро войти во все бизнес-процессы поглощаемого объекта.
 
Действительно,  «Роснефть»  не теряет ни минуты - очередное поглощение ею актива, пожалуй, бьет все рекорды по скорости. Сказывается большой опыт «Роснефти» на рынке нефтяных поглощений - сначала был ЮКОС, потом ТНК-ВР. На фоне этих гигантов с небольшой и компактной «Башнефтью» вообще не должно возникнуть никаких проблем, считает «Интефакс».
 
У нефтяной компании «Башнефть» непростая судьба. Эта приватизация уже не первая в ее истории. Первая приватизация Башкирской государственной нефтяной компании завершилась в 2003 году. Об этом два года назад рассказала в своем расследовании «Медуза». Тогда с помощью нехитрых схем башкирский ТЭК незаметно перешел семье руководителя региона Муртазы Рахимова.
 
В 2002-м Муртаза Рахимов сконцентрировал все активы ТЭК в двух государственных компаниях и разрешил им продавать записанные на них предприятия. Затем  обе госкомпании передали контрольные пакеты предприятий семи малоизвестным фирмам, большая часть которых была зарегистрирована в республике. Летом 2003 все эти сервисные компании стали соучредителями новой, теперь уже полностью частной компании. Ее совет директоров возглавил сын  Муртазы Рахимова  Урал. Участие в компании фирмы «оплатили» долями в энергетических предприятиях, которые им достались раньше; позже эти ценные бумаги передали четырем благотворительным фондам, связанным с Уралом Рахимовым.
 
История с перерегистрацией нефтяных активов не осталась незамеченной в Москве. В Башкирию выслали проверяющих Счетной палаты России. Выводы их были очевидны. «Это самый беспрецедентный случай хищения активов из федеральной собственности в истории нефтеперерабатывающих компаний России», — заключал аудитор Сергей Игнатов. По итогам проверки Счетной палаты возбудили уголовное дело.
 
В это же время в Башкирии проходили выборы президента. Тогда уже заглядывающийся на «Башнефть» Игорь Сечин продвигал на выборах своего кандидата, Сергея Веремеенко, который, победив на выборах,  должен был восстановить прежний статус-кво в местном ТЭКе, вернув нефтяные компании обратно в собственность государства.
 
 «Однако с Муртазой Рахимовым неожиданно встретился Владимир Путин, - пишет «Медуза». - Кремлевский чиновник, готовивший эту встречу, рассказывает, что растянулась она на несколько часов… О чем они тогда говорили, неизвестно. Как бы то ни было, встреча еще не закончилась, а от Путина уже поступила команда: «не мешать Рахимову выиграть во втором туре», рассказывает источник. Веремеенко фактически снял кандидатуру с выборов, Рахимов выиграл с привычным туркменским результатом. Сечину пришлось отступить».
 
«Можно предположить, что Рахимов заверил Путина: стабильность региона важнее борьбы с мифическим феодализмом. И, видимо, уже тогда договорился, что с башкирскими активами будет постепенно прощаться. Стало ли это реальным условием сохранения власти, неизвестно. Однако уже в 2005 году 25% «Башнефти» отошло компании АФК «Система». Сделка одобрялась на самом верху, свидетельствует источник «Медузы».
 
Полностью купить активы башкирского ТЭКа и консолидировать их под одним названием — «Башнефть» — основателю и главе АФК «Система» Владимиру Евтушенкову удалось лишь в 2009 году. Тогда опять появилось много слухов о том, что государственная «Роснефть» имеет виды на «Башнефть». Но пост президента России занимал Дмитрий Медведев, и позиции Сечина были существенно слабее».
 
В июне 2013 года вновь появилась информация об интересе «Роснефти» к покупке «Башнефти». Об этом сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на собственные источники.  
 
В августе 2013 года ТАСС сообщил, что «Система» планирует продать «Башнефть» до конца года и выйти из нефтяного бизнеса. Наиболее вероятным покупателем нефтяной компании источники агентства называли Независимую нефтегазовую компанию (ННК), подконтрольную экс-президенту «Роснефти» Эдуарду Худайнатову. Однако президент «Башнефти» Александр Корсик сообщил, что Евтушенков не думает о продаже компании.
 
В марте 2014 года «Башнефть» купила за $1 млрд тюменскую нефтяную компанию «Бурнефтегаз» Олега Бурлакова, на которую претендовали также «Газпром нефть» и «Роснефть».
 
В апреле 2014 года было возбуждено уголовное дело в отношении Урала Рахимова. Ему вменили незаконное присвоении акций «Башнефти» и легализации их через продажу АФК «Система».
 
В июле 2014 года Басманный суд Москвы арестовал контрольный пакет «Башнефти», принадлежащий «Системе» по этому уголовному делу. Председателя совета директоров и основного акционера «Системы» Владимира Евтушенкова вызвали на допрос, а сам он заявил, что расценивает происходящее как рейдерский захват. В итоге Владимиру Евтушенкову было предъявлено обвинение  в легализации имущества, полученного преступным путем, а сам он посажен под домашний арест.
 
В октябре 2014 года Арбитражный суд Москвы вынес решение об истребовании в собственность государства 81,67% акций «Башнефти», и в декабре «Система» передала эти акции Росимуществу.
Владимир Евтушенков был отпущен из-под домашнего ареста. Вскоре и дело в его отношении было закрыто — в связи с отсутствием состава преступления.
 
В феврале 2015 года Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил иск АФК «Система», признав Корпорацию добросовестным покупателем, и постановил взыскать с продавца актива в ее пользу компенсацию убытков, которые возникли в результате изъятия акций ПАО АНК «Башнефть».
 
Таким образом, «Башнефть» была деприватизирована. А в июле 2016 года «Роснефть» сообщила, что получила предложение от правительственного консультанта «ВТБ Капитала» о покупке 50,1% акций «Башнефти» в ходе приватизации.
 
В октябре сделка по продаже государственного пакета акций ПАО «АНК «Башнефть» была совершена без организации торгов.
 
Теперь правительство собирается продать 19,5% акций «Роснефти», чтобы пополнить бюджет. Среди возможных вариантов – выкуп их самой компанией. Представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев  уже заявил, что компания готова выкупить у государства собственные акции.


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.046108961105347