Вестник гражданского общества

10.11.2015

Акционист Петр Павленский арестован за поджег двери ФСБ

Художник-акционист Петр Павленский, поджегший накануне дверь центрального входа в здание Федеральной службы безопасности (ФСБ) в Москве, арестован до 8 декабря. Как сообщает сайт «Медиазона», 10 ноября Таганский суд Москвы удовлетворил ходатайство дознавателя и отправил художника в СИЗО на 30 суток.
 
Дознаватель просил суд заключить Павленского под арест, мотивируя это тем, что он может скрыться от следствия, гособвинитель поддержал эти доводы. Адвокат Павленского Ольга Чавдар просила избрать меру пресечения, не связанную с лишением свободы. После вынесения решения она заявила, что защита намерена обжаловать решение суда об аресте.
 
Ранее адвокат Павленского устроила в Таганском суде Москвы лекцию о современном искусстве.  Обращаясь к суду, Чавдар заявила, что Павленский является акционистом и его нельзя воспринимать как преступника. «Художник не может и не должен содержаться под стражей из-за реализации художественного умысла. Для художника не имеет значение квалификация его действий. Художник сотворил акцию "Угроза" только с целью художественного обращения из-за происходящего в России. При принятии решения прошу учесть суд, что Павленский имеет постоянное место жительства, малолетних детей, социализировался, ранее не судим, на учете не стоит. Его деятельность, профессиональная и бытовая, связана с акционизмом», - пояснила она, напомнив, что после своих акций художник всегда сдается властям, как «основным ценителям своих акций».
 
Адвокат, ссылаясь на российских культурологов, рассказала об истории акционизма, который начался с дадаистов и сюрреалистов и окончательно оформился к концу ХХ века, а также указала суду на разницу между перформансом и хэппенингом. В качестве классического примера она привела произведение 4:33 Джона Кейджа.
 
Также адвокат указала суду, что в материалах дела действия Павленского объясняются идеологической ненавистью, при этом не разъясняется, на кого она направлена. «Павленский никогда не призывал к ненависти, понятие ненависти и экстремизма с Павленским не совместимо!» - приводит слова защитника «Медиазона».
 
Адвокат просила отпустить Павленского под залог, сообщив суду, что правозащитная организация «Зона права» готова внести за художника залог в размере 1 млн рублей.  Ущерб, нанесенный действиями Павленского, был оценен в 55 тысяч рублей.
 
После речи адвоката Павленский попросил дать ему возможность заявить о своей позиции. «Если следовать логике, то что я сделал – это то же самое, что сделали Крымские террористы и АБТО, я требую тоже обвинять меня в терроризме», — сказал он в суде. «Пока требование не будет выполнено, я отказываюсь выполнять все ваши судебные ритуалы», - заявил акционист (цитата по сайту «Медиазона»).
 
Как уточняет «Интерфакс», в общении с журналистами Петр Павленский также заявил, что его поступок надо рассматривать как «жест в лицо терроризму». «Я так борюсь с терроризмом», - сказал он.
 
В ночь на понедельник художник-акционист Петр Павленский  опубликовал видеозапись поджога двери здания ФСБ на Лубянке. На кадрах видно, как Павленский позирует перед первым подъездом здания ФСБ с канистрой в руках, а позади него горит входная дверь.
 
По словам корреспондента телеканала «Дождь» Владимира Роменского, присутствовавшего на акции в качестве журналиста, около 2:00 ночи в понедельник 9 ноября Павленский облил входную дверь здания ФСБ из канистры, а затем поднес зажигалку и поджег. Художник не скрылся с места, а дождался приезда полиции и, не оказывая сопротивления сотрудникам, был доставлен ими в отделение.
 
Сотрудники полиции задержали также  журналистов Роменского и Бероеву. Журналисты были отпущены из ОВД после дачи объяснений в качестве свидетелей.
 
Павленский описал свою акцию как одиночный пикет: «Кто-то стоит с плакатом, я стою с канистрой».
 
По словам художника, его акция называется «Угроза». По его мнению ФСБ угрожает всем россиянам.
 
Вместе с видео Павленский опубликовал объяснение своей акции:
 
«Горящая дверь Лубянки — это перчатка, которую бросает общество в лицо террористической угрозе. Федеральная служба безопасности действует методом непрерывного террора и удерживает власть над 146 000 000 человек. Страх превращает свободных людей в слипшуюся массу разрозненных тел. Угроза неизбежной расправы нависает над каждым, кто находится в пределах досягаемости для устройств наружного наблюдения, прослушивания разговоров и границ паспортного контроля. Военные суды ликвидируют любые проявления свободы воли. Но терроризм может существовать лишь за счет животного инстинкта страха. Пойти против этого инстинкта человека заставляет безусловный защитный рефлекс. Это рефлекс борьбы за собственную жизнь. А жизнь стоит того, чтобы начать за нее бороться».
 
Уже днем 9 ноября в отношении Павленского было возбуждено уголовное дело по статье 214 УК РФ «Вандализм», предусматривающей наказание «ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок».
 
Художник-акционист  Павленский стал широко известен после того, как в 2013 году прибил свою мошонку к брусчатке на Красной площади. Свою акцию он назвал протестом против «триумфа полицейского государства». Сначала против Павленского возбудили уголовное дело по статье «Хулиганство», однако затем оно было закрыто за отсутствием состава преступления.
 
Павленский проводил и другие неоднозначные акции. В 2012 году он зашил себе рот и встал у Казанского собора с плакатом «Выступление Pussy Riot было переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа (мф.21:12-13)».
 
В мае 2013-го Павленский, сняв с себя всю одежду, обмотавшись колючей проволокой, лег у здания Законодательного собрания Петербурга. Акция «Туша» символизировала «существование человека в репрессивной законодательной системе, где любое движение вызывает жестокую реакцию закона, впивающегося в тело индивида».
 
В октябре прошлого года художник отрезал себе часть уха, сидя в обнаженном виде на заборе Института психиатрии имени Сербского, в знак протеста против карательной психиатрии.
 
Павел Павленский ранее был привлечен к суду за акцию «Свобода», прошедшую в 2014 году. Тогда активисты построили баррикады и подожгли покрышки на Малом Конюшенном мосту в Санкт-Петербурге, а Павленский стучал по металлу, воспроизводя «звук, характерный для Майдана».
 
В понедельник в вечернем эфире телеканала «Дождь» галерист Марат Гельман высказал свое экспертное мнение о новой акции художника.
 
Марат Гельман:
 
«Вообще все творчество Павленского – это демонстрация слабого человека, который при этом обладает определенной силой, потому что власть ему ничего не может сделать. У богатого, мощного она может отобрать деньги, у политической партии она может, я не знаю, отобрать лицензию, разрушить ее. То есть человеку, у которого ничего нет, она ничего не может сделать. Человек, который сам себя, обнаженного, закатывает в колючую проволоку, его не испугаешь тюрьмой. То есть сила слабого человека – это некий такой манифест для общества, которое впало в депрессию, что ничего нельзя изменить, что там власть, там сила, там 86 процентов. И он как бы показывает, может. Что касается этой акции, она мне действительно понравилась. Дело в том, что в предыдущих акциях, вот это вот обнаженное тело, оно все время сбивало фокус внимания, то есть люди шутили по отношению прибитых яиц, или там по поводу его субтильности. То есть эта акция более чистая, в ней нет такой театральщины, я бы так сказал. Он поджег эту дверь и стоял с канистрой в руках, ждал, чтобы его взяли. То есть здесь двусмысленных интерпретаций не может быть, позади него ворота в ад. Ворота в ад, как мы знаем, это значит огненные ворота, значит, Лубянка, то есть эта акция достаточно чистая.
 
…по поводу стоило ли так рисковать, сжигая двери. Дело в том, что у нас человека, который просто в одиночном пикете стоит, могут посадить. То есть апеллировать к тому, что есть правоохранительная система, и она оценивает масштаб твоего жеста. В том то и дело, что, собственно говоря, вне зависимости от того, что ты делаешь, они сами решают по политическим каким-то мотивам какое будет наказание и какая будет статья.
 
…Павленский показывает, что сегодня слабый, не имеющий ни денег, ни политических партий, ни каких-то особых ресурсов, но решительный человек, и который показывает власти, что он бесстрашен, этот слабый человек сегодня сильнее сильных. И вот эта стратегия слабого, она – это как раз то, что меня в нем привлекает.
 
…Дело в том что сейчас, когда многие обсуждают, как так получилось, что через 25 лет после перестройки, с ее такими радужными надеждами, мы попали туда, куда попали, очень много людей считают, что проблема в том, что в свое время не было люстрации сотрудников спецслужб. И в результате некий бэкграунд Путина, он через некоторое время дал о себе знать. И что не надо было избирать человека с чекистским прошлым. То есть он как бы указал в каком-то смысле не просто на некоторую такую силу, которую он считает агрессивной, злой, и так далее, и так далее. Он показал на некую первопричину тех проблем, которые сегодня есть в стране».


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.027276039123535