Вестник гражданского общества

21.09.2015

Желание радиоинженера Кравцова найти работу за границей Мосгорсуд счел госизменой

Геннадий Кравцов. Фото из личного архива

Московский городской суд сегодня приговорил к 14 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима бывшего сотрудника военной разведки радиоинженера Геннадия Кравцова – его признали виновным в государственной измене (ст.275 УК РФ). По версии обвинения, бывший сотрудник Главного разведывательного управления Министерства обороны России Кравцов передал секретные сведения за границу, когда отправил резюме в одну из шведских компаний.
 
Суд установил, что переданные Кравцовым сведения составляют гостайну, которую он обязался не разглашать, поступая на службу в ГРУ.
 
В приговоре, вынесенном судьей  Николаем Ткачуком  на закрытом заседании, говорится, что вина Кравцова подтверждается показаниями его бывших сослуживцев, а также проверкой на полиграфе. «Согласно данным полиграфа Кравцов скрыл свои контакты с иностранным государством»,- утверждается в приговоре.
 
Геннадия Кравцова арестовали в 2014 году – к тому моменту он уже 8 лет не работал в ГРУ и имел на руках загранпаспорт. Дело Кравцова рассматривалось под грифом «секретно», в закрытом режиме. По версии прокуратуры, Кравцов в переписке с возможным работодателем указал сведения, содержащие государственную тайну. По некоторым данным, его обвинили в передаче сведений о космическом аппарате «Целина-2», однако в тексте судебного решения название аппарата не прозвучало.
 
Сотрудники прокуратуры отказались комментировать, какие из переданных Кравцовым сведений составляли государственную тайну. Защита неоднократно требовала доступа к засекреченным нормативно-правовым актам, на использовании которых построено обвинение. Однако, как говорит адвокат Иван Павлов, представляющий интересы Кравцова, ходатайства стороны защиты в процессе были отклонены.
 
Суд по делу Кравцова начался 25 августа; к тому моменту обвиняемый уже больше года содержался в Лефортовском СИЗО. В первый день слушаний стало известно, что Геннадий Кравцов своей вины не признал.
 
«Дело проходит за закрытыми дверями, обстановка, которая царила в зале заседаний, не предполагала благосклонного отношения суда к стороне защиты, - рассказал адвокат Иван Павлов в интервью Радио Свобода. – Мы заявляли восемь свидетелей, которых хотели вызвать на судебное заседание, в том числе и супругу подсудимого, старшего сына супруги подсудимого. Но суд нам также отказал в удовлетворении ходатайства о вызове этих свидетелей».
 
«Нам ведь даже не дали ознакомиться с секретным законодательством, в нарушении которого обвиняли подзащитного, ссылаясь на секретность, - рассказывает Павлов. - Даже сам обвиняемый не ознакомлен с этими нормативными правовыми актами. Его обвиняют в нарушении нормативных правовых актов, которые изданы после того, как Кравцов уволился с военной службы».
 
В разговоре с журналисткой и правозащитницей Зоей Световой адвокат Иван Павлов рассказал некоторые подробности того, как проходил за закрытыми дверями судебный процесс по делу Геннадия Кравцова.
 
«В суде сидел представитель ФСБ, который руководит конвоем. Он сидел рядом с конвоем и наблюдал за ходом процесса. В самом начале слушаний я поставил вопрос о нахождении в зале посторонних лиц, которые делали нам замечания о том, чтобы мы Кравцову «что-то не то не передавали». Судья сказал: «Я проверял, у него есть допуск». «Ну мало ли что у него есть, — сказали мы, — дело за закрытыми дверями слушается, и закон для всех один». Несмотря на это представитель ФСБ присутствовал в зале судебного заседания, притом что дело слушалось в секретном режиме.
 
Нам выдали тетради, на которых стоит гриф «совершенно секретно», инвентарный номер, пронумерованы страницы. И вот, пожалуйста, если мы хотим делать какие-то записи, в которых могут быть секретные сведения, то мы должны были вести эти записи в секретных тетрадях.
 
Мы сказали: «Дайте хотя бы законодательство, которое предусматривает ведение этих тетрадей. Ведь там должно быть написано, что мы можем туда записывать, что не можем». Ответ судьи: «Нет, нельзя, потому что законодательство секретное».
 
И судья несколько раз говорил о том, что мы, адвокаты, слишком активны в своих желаниях получить доступ к материалам дела, которые составляют гостайну, что является предпосылкой к возможному совершению преступления по разглашению гостайны.
 
Раньше в подобных процессах адвокаты имели право копировать материалы. Раньше копировальная техника была другая. Препятствия со стороны суда и следствия, конечно, были, но не такие, как сейчас. Ну вот, например, в деле Григория Пасько, когда я по нему работал в 2001 году, препятствий не было. Я приносил с собой в военный суд, где слушалось это дело, ксерокс. Оставлял ксерокс в канцелярии суда. И на этом ксероксе я переснимал материалы дела. Секретные документы, может быть, и нельзя было снимать. Но особых препятствий к тому, чтобы эти материалы снимать, у меня не было».
 
Защита собирается оспорить приговор Кравцову в Конституционном суде. Одна жалоба уже подана, вторая почти готова. Еще две жалобы адвокаты собираются подать,  как только приговор вступит в законную силу.
 
По словам Павлова, теперь у Кравцова есть понимание, что впереди долгая и тяжелая дорога по защите его прав.

Он также отметил, что Кравцова судили по версии 275-й статьи, которая действовала до  поправок 2012 года, мотивируя это тем, что инкриминируемое ему деяние было совершено в 2010 году.
 
«Это не помешало суду использовать все те механизмы упрощенного привлечения к уголовной ответственности, которые работают сейчас. Теперь привлечь людей по 275-й статье гораздо легче. Но несмотря на то, что Кравцова судили по той редакции, которая подразумевала достаточно хлопотную процедуру привлечения, на эту специфику суд не обратил никакого внимания», - добавил Павлов.
 
В этом году в России завели несколько громких уголовных дел по статье «госизмена». В феврале в разглашении гостайны заподозрили ученого-ядерщика Владимира Голубева, однако позднее он был амнистирован. Одним из самых громких стало дело многодетной матери Светланы Давыдовой, однако дело вскоре было закрыто после развернувшейся в России кампании в поддержку арестованной женщины.
 
Адвокат Павлов, который также представлял интересы Давыдовой, согласен, что всплеск таких дел действительно наблюдается.
 
«Я наблюдаю год от года, что, конечно, интерес к такого рода делам у ФСБ растет, и все больше появляется таких дел, больше и больше выносится приговоров. За 2014 год статистика такова, что количество приговоров увеличилось в три раза по сравнению со средней цифрой приговоров в предыдущие годы».


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.011878967285156