Вестник гражданского общества

29.01.2015

Мать семерых детей арестовали за госизмену в пользу Украины

Светлана Давыдова с мужем и детьми

Жительницу Смоленской области обвинили в измене родине в пользу Украины. Как сообщает «Коммерсантъ», жительница города Вязьмы Смоленской области Светлана Давыдова позвонила в украинское посольство в апреле 2014 года. Она увидела, что в соседней с ее домом воинской частью количество военнослужащих значительно уменьшилось. По сведениям «Коммерсанта», там дислоцирована воинская часть №48886, 82-я отдельная радиотехническая Краснознаменная ордена Александра Невского бригада ГРУ. Позже в маршрутке Давыдова услышала, как один из военнослужащих, разговаривая по телефону, рассказывал, что их «небольшими группами переправляют в Москву, обязательно в штатском, а оттуда дальше в командировку».

Давыдова решила, что речь идет об отправке российских военнослужащих в Донецк. Вернувшись домой, она решила сообщить об услышанном в посольство Украины в Москве. «Она даже себе записку написала про все это, ее теперь подшили к делу. Света позвонила украинцам и сказала, что располагает такими данными и хочет предотвратить возможные жертвы», – рассказал изданию муж арестованной.

Утром 21 января, по информации издания, в квартиру Давыдовой явились оперативники во главе со следователем по особо важным делам 1-го отдела следственного управления ФСБ РФ полковника юстиции Михаила Свинолупа. Следователь заявил Давыдовой, что она задержана по делу №221–601, возбужденному по ст.275 УК РФ (государственная измена). Как рассказал муж задержанной, после нескольких часов следственных действий сотрудники ФСБ вынесли из дома все записные книжки, компьютер и ноутбук.

Сейчас Давыдова находится в СИЗО «Лефортово». Ее муж Анатолий Горлов рассказал радиостанции «Коммерсантъ FM»: «Так как она была против войны с Украиной, она передала в посольство Украины какую-то информацию, которую она посчитала важной. Тем более российские же войска там не воюют официально, поэтому, в принципе, ничего секретного Светлана Владимировна не могла передать. Единственное, это какой-то эмоциональный, человеколюбивый порыв, но никакой цели навредить Российской Федерации у нее не было. Она не просто многодетная мать, два месяца назад у нее были роды. Ее, кормящую мать, забирают. Сказали: со смягчающими обстоятельствами сами пойдете по инстанциям».

В Лефортовском суде Москвы подтвердили, что в отношении многодетной матери Светланы Давыдовой (у нее семеро детей, младшей дочери 2 месяца) избрана мера пресечения в виде ареста по делу о государственной измене. Как следует из карточки дела на сайте Лефортовского суда Москвы, ходатайство следствия об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу удовлетворено.

Источник РБК рассказал агентству, что правоохранительные органы предъявили Давыдовой официальное обвинение. «В настоящее время официальное обвинение уже предъявлено», – сказал источник. Он отметил, что в начале прошлой недели в квартире фигурантки с санкции суда был произведен обыск, после чего она была задержана и этапирована в Москву. Ей инкриминируется ст.275 Уголовного кодекса (государственная измена) и грозит до 20 лет лишения свободы.

«Срок ареста определен на 1 месяц 25 суток, то есть до 19 марта», — сказала собеседница агентства. Она отказалась сообщать подробности дела Давыдовой, пояснив, что дело имеет гриф «секретно».

Адвокат Анна Ставицкая, ранее защищавшая осужденного за шпионаж военного эксперта Игоря Сутягина, считает обвинения жительнице Вязьмы не соответствующими Уголовному кодексу. Она отметила, что ст.275 УК РФ, предусматривающая до 20 лет лишения свободы, трактует госизмену как выдачу государственной тайны или оказание консультационных услуг другому государству, которые «направлены против безопасности РФ». «То есть, получается, что в ходе этого дела ФСБ придется признавать факт отправки военнослужащих на Украину или же утверждать, что соседнее государство ведет с нами войну и на нас должно напасть. То есть это в любом случае ставит следователей в неудобное положение»,— заявила «Коммерсанту» адвокат. Кроме того, отметила госпожа Ставицкая, обвиняемая не могла иметь доступ к гостайне, поскольку не состоит на службе в госучреждениях и к специальным данным не допущена. «Такой ее рассказ со ссылкой на подслушанный где-то разговор и ее оценка действительности не могут являться разглашением государственной тайны»,— пояснила Анна Ставицкая.

Защита Светланы Давыдовой, обвиняемой в госизмене в пользу Украины, не намерена обжаловать ее арест, сообщил «РИА Новости» ее адвокат Андрей Стебенев, назначенный ей государством. «Мы поговорили на этот счет, она говорит, что обжаловать не надо. Так как все эти заседания и шумиха в прессе — лишняя психологическая травма для ее детей», — сказал господин Стебенев.

Дело о госизмене, возбужденное в отношении жительницы Смоленской области, взяли на контроль члены президентского Совета по правам человека (СПЧ) и депутаты Госдумы. Как заявил «Коммерсанту» член СПЧ Сергей Кривенко, в ближайшее время он свяжется с мужем арестованной Светланы Давыдовой, чтобы «разобраться в деле и, возможно, оказать юридическую помощь». По его словам, параллельно он и другой член совета Элла Полякова собираются выяснить, имеет ли отношение к действительности информация, которую, по данным ФСБ, в посольство Украины передавала госпожа Давыдова. Ее, напомним, обвиняют в том, что она сообщила украинским дипломатам о возможной отправке местных военнослужащих в Донецк для участия в боевых действиях. «В этой истории необходимо разбираться»,— сказал господин Кривенко.

Сегодня же обращение на имя директора ФСБ Александра Бортникова направил председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин. Он указал на то, что если информация «Коммерсанта» о заключении госпожи Давыдовой под стражу по подозрению в госизмене достоверна, то «решение заключить под стражу мать семерых детей — циничное и антиправовое». «Пересказ услышанного в маршрутке разговора никак не подпадает под диспозицию ст. 275 УК РФ, даже с учетом размытых формулировок, внесенных в эту статью в 2009 и 2012 годах»,— уверены «яблочники». К тому же, подчеркнул господин Митрохин, власти «неоднократно утверждали, что российских военнослужащих в Донбассе нет, а Россия не является стороной конфликта на юго-востоке Украины». В связи с этим он попросил ФСБ обнародовать «информацию о ходе расследования уголовного дела №3/1-10/2015» и с «учетом семейного положения подозреваемой, дать указание следователю изменить меру пресечения на более мягкую».

Депутат Госдумы Дмитрий Гудков (избран от «Справедливой России») заявил «Коммерсанту», что направит запрос в Генпрокуратуру. «Как можно судить человека за разглашение сведений, которые, по утверждению Минобороны, являются фантазией украинских журналистов»,— недоумевает он. По такой логике, считает депутат, под статью должны попасть все, кто сообщал в том числе в соцсетях о передвижениях российских военных и выкладывал фотографии военной техники.

Ряд других депутатов, с которыми пообщался «Коммерсант» заявили, что писать запросы не собираются, сославшись на то, что не уверены, что информация в СМИ подается верная. «Может она действительно была завербована, а дома у нее была техника или информация, свидетельствующая об этом»,— отметил один из депутатов.
Какой-либо политической реакции ни со стороны украинских властей, ни со стороны российских пока не последовало, уточняет «Коммерсант».

По данным Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ) Московское бюро по правам человека также собирается взять под контроль дело Светланы Давыдовой и свяжется с коллегами в Смоленской области, чтобы собрать информацию об этой ситуации.

«Мы свяжемся с нашими представителями в Смоленске и с уполномоченным по правам человека, будем наблюдать за развитием этого дела», — сообщил РИА Новости глава Московского бюро по правам человека Александр Брод.

«Мне странно, почему она не обратилась к тем же общественникам, правозащитникам в Смоленске, в Москве? Почему нужно было сразу звонить в украинское посольство и поднимать такой шум — мы знаем, как много спекуляций вокруг украинской темы, как много домыслов», — отметил он, добавив, что прежде всего нужно было разобраться, что произошло на самом деле.
«В то же время непонятна квалификация ее действий: госизмена — это сообщение какой-то государственной тайны. Второе — избранная мера пресечения, все-таки она многодетная мать. Много вопросов, будем собирать информацию, в том числе при помощи наших смоленских коллег», — сказал правозащитник.

Член Общественной наблюдательной комиссии, журналист и правозащитник Зоя Светова полагает, что в России растет новая волна шпиономании, связанная с событиями на Украине, и сфабрикованное ФСБ дело против Светланы Давыдовой – очередное тому подтверждение (цитата из публикации на сайте Радио Свобода):

– У меня создается такое впечатление, что сейчас мы возвращаемся в пору шпиономании, которая у нас была в начале 2000-х годов, когда были все эти шпионские процессы со шпионами-учеными, псевдошпионами. Теперь у нас другой крен – мы ищем шпионов на Украине. В этой моей версии я смогла убедиться, когда я совершенно случайно в Лефортово встретила двух украинцев, один из них – 73-летний бывший директор военного завода из Полтавы, завода "Знамя", Юрий Солошенко, которого обвиняют в шпионаже. И второй – Валентин Выгиевский, 32-летний мелкий предприниматель, и его тоже обвиняют в шпионаже в пользу Украины. Они не связаны, это два разных совершенно дела. И мне кажутся они абсолютно бредовыми. Зная историю этих всех шпионских процессов, таких как дело Сутягина, Данилова, дело Валентина Моисеева, я вполне могу представить, что, поскольку сейчас наш враг – Украина, нужно обязательно находить там каких-то шпионов, и вот их нашли. История Светланы Давыдовой, то, что рассказывает ее муж, это совершенно безумная история. Но помните, у Солженицына в одной из его повестей была история, как человек в американское посольство тоже позвонил, и тоже его потом посадили. То есть это, в общем, такие истории, которые возвращают нас еще и во времена холодной войны.

Вестник CIVITAS







На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.012381076812744