Вестник гражданского общества

19.08.2015

От 15 до 23 лет тюрьмы. Иностранные граждане в плену у российского «правосудия»

Олег Сенцов в зале суда 19 августа. Фото: Антон Наумлюк

19 августа Псковский областной суд приговорил гражданина Эстонии, сотрудника Полиции безопасности (эстонской спецслужбы) Эстона Кохвера к 15 годам тюремного заключения и выплате штрафа в 100 тысяч рублей. Эстонец был признан виновным в шпионаже, контрабанде оружия и незаконном пересечении границы.

Эстон Кохвер попал на территорию России в сентябре 2014 года при неясных до конца обстоятельствах, пишет «Слон». По версии эстонской стороны, он был похищен на приграничной эстонской территории, а затем переправлен в Россию. Эстонские власти утверждают, что Кохвер расследовал дело о контрабанде, к которому причастны агенты российских спецслужб.

В ФСБ, в свою очередь, утверждали, что сотрудник Полиции безопасности был задержан на территории Псковской области и что при нем были обнаружены материалы, «которые имеют характер разведывательного задания».

Президент Эстонии Тоомас Ильвес призвал жителей республики поддержать соотечественника – сотрудника Полиции безопасности Эстона Кохвера, осужденного в России по обвинениям в шпионаже. Об этом он написал в своем фейсбуке.

Президент предложил, чтобы 20 августа, в годовщину восстановления независимости Эстонии, люди прикрепили к одежде желтые ленты – в знак солидарности с осужденным. Он опубликовал собственное фото с такой лентой. Аналогичным образом в 2011 году эстонцы поддержали соотечественников, похищенных в Ливане.

МИД Эстонии, в свою очередь, потребовал немедленного освобождения Кохвера, заявив, что его содержание под стражей незаконно.

Министр иностранных дел Эстонии Марина Кальюранд заявила, что решение суда не имеет принципиального значения для Эстонии. «Отношение Эстонской Республики и правительства было и остается одинаковым — задержание Кохвера на территории Эстонии было незаконным, и все, что происходило с ним и происходит после этого, является незаконным», – отметила Кальюранд.

По словам Кальюранд, эстонская сторона постоянно общается по дипломатическим каналам с партнерами по Европейскому союзу и НАТО. «Наши партнеры и наши друзья следят за процессом и следят очень внимательно», — отметила глава эстонского МИДа.

Глава правительства республики Таави Рыйвас назвал суд над сотрудником ПБ «фарсом». Он заверил, что эстонские власти делают все возможное для того, чтобы добиться его освобождения.

За освобождение Кохвера выступила и представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини. «Господин Кохвер был лишен права на справедливый суд, – говорится в заявлении Могерини. – Его дело не слушалось публично, эстонский консул не был допущен на слушания, и господин Кохвер были лишен права на адекватную юридическую помощь».

Могерини назвала задержание Кохвера «явным нарушением международного права» и призвала Россию немедленно освободить его и вернуть Эстонии.

Представитель Госдепартамента Джон Кирби также выступил с заявлением по поводу обвинительного приговора российского суда в отношении эстонского гражданина Эстона Кохвера, который, как отмечается в заявлении внешнеполитического ведомства США, был захвачен в Эстонии, недалеко от границы с Россией 5 сентября 2014 года.

«Его похищение, задержание, а теперь и вынесение приговора по необоснованным обвинениям демонстрируют вопиющее пренебрежение российскими властями верховенством права, и вызывает серьезные вопросы относительно соблюдения Россией ее международных юридических обязательств».

Джон Кирби также выразил обеспокоенность американской стороны сообщениями о том, что Кохвер не получил адекватной юридической помощи от адвоката, который был назначен российскими властями, и тем, что ни общественность, ни консул Эстонии не получили разрешения присутствовать во время судебного разбирательства.

«Мы еще раз призываем Российскую Федерацию действовать в соответствии с ее международными обязательствами и немедленно обеспечить возвращение господина Кохнера в Эстонию», – говорится в заявлении Госдепартамента.

В ответ на все эти заявления российский дипломатический источник заявил «Интерфаксу», что приговор эстонцу – внутреннее дело РФ.

В это же день, 19 августа, в Северо-кавказском окружном военном суде в Ростове-на-Дону завершилось рассмотрение дела украинских граждан Олега Сенцова и Александра Кольченко, обвиняемых в терроризме на территории Крыма. Прокурор Олег Ткаченко запросил для Сенцова 23 года, а для Кольченко 12 лет лишения свободы в колонии строгого режима.

Сенцов и Кольченко не признают себя виновными и отказались участвовать в прениях сторон.

Защита призвала судейскую коллегию полностью оправдать обвиняемых.

Сегодня же подсудимые выступили с последним словом.

Приговор Олегу Сенцову и Александру Кольченко будет объявлен 25 августа.

Режиссер Олег Сенцов и анархист Александр Кольченко - жители аннексированного Россией в марте прошлого года Крыма. Российское правосудие считает их гражданами Российской Федерации, хотя сами они не изъявляли желания получить российский паспорт.

Олегу Сенцову предъявлены обвинения по четырем статьям Уголовного кодекса РФ: "создание террористического сообщества", "совершение террористических актов", "приготовление к совершению террористических актов", а также "незаконный оборот оружия и взрывчатых веществ".

Александру Кольченко вменяются две статьи: "участие в террористическом сообществе" и "совершение теракта".

По версии российских следственных органов, "не позднее 10 апреля 2014 года" Олег Сенцов организовал диверсионно-террористическую группу "Правого сектора", которая осуществила в Симферополе поджоги зданий и планировала взорвать в городе памятник Ленину.

И этим, по мнению следователей, задачи "террористической группы" не ограничивались - обвинение считает, что эта группа планировала теракты в Симферополе, Ялте и Севастополе.

Сенцов и Кольченко отвергают все предъявленные им обвинения и считают, что их судят за участие в Майдане и активную позицию по отстаиванию украинской государственности в Крыму.

В ходе суда Сенцов и один из главных свидетелей обвинения, осуждённый ранее в особом порядке, то есть без судебного разбирательства, крымчанин Геннадий Афанасьев, заявили о том, что их жестоко пытали. Афанасьев на суде отказался от своих показаний на Сенцова.

Прокурор Олег Ткаченко в своей речи в среду заявил, что права Афанасьева в ходе следствия были полностью соблюдены.

В ответ адвокат Сенцова Дмитрий Динзе прочёл письмо Афанасьева, переданное из тюрьмы через его адвоката. В нем Афанасьев рассказывает, как его избивали, надевали противогаз и впрыскивали в него вещество, вызывающее рвоту, раздевали донага и угрожали засунуть в анус паяльник, прикрепляли к половым органам провода и пускали ток.

За отказ от данных под пытками показаний Афанасьеву, по его словам, пригрозили, что его мать «случайно» попадет в аварию.

Александр Кольченко, которого обвиняют в соучастии в поджоге офиса "Единой России" в Симферополе вскоре после аннексии Крыма, заявил в последнем слове, что не признаёт обвинений в терроризме с целью "дестабилизировать обстановку" и "повлиять на решения органов власти". "Это то же самое, что сказать, что использование контрацептивов - это действие, направленное на подрыв демографической обстановки в стране", - сказал Кольченко.

"Я не буду ни о чем вас просить. Тут всем все понятно. Суд оккупантов не может быть справедливым по определению",- цитирует Олега Сенцова

Последнее слова Олега Сенцова опубликовано на сайте Радио Свобода.

Олег Сенцов: Я все-таки надеюсь, что вообще это будет мое не последнее слово все-таки... Я тоже, как Саша [Кольченко], не буду ни о чем у вас просить, снисхождение здесь испытывать, всем все понятно... Суд оккупантов не может быть справедливым по определению. Ничего личного, Ваша честь!

Я про другое хочу сказать... Понтий Пилат – такой был персонаж. Он, когда просидел на Луне много лет, подумал про свой поступок... Потом, когда его простили, он шел по лунной дорожке и говорил Га-Ноцри: "Ты знаешь, ты был прав, самый страшный грех на земле – это трусость". Это написал великий русский писатель Булгаков в книге "Мастер и Маргарита", и я с ним согласен. Трусость – самый главный, самый страшный грех на земле. Предательство – это такая частная форма трусости.

Большое предательство начинается иногда с маленькой такой трусости... Когда тебе надевают мешок на голову, немножко бьют, и через полчаса ты уже готов отречься от всех своих убеждений, оговорить себя в чем угодно, оговорить других людей, только чтобы перестали бить. Я не знаю, чего могут стоить твои убеждения, если ты не готов за них пострадать или умереть...

Я очень рад тому, что Гена Афанасьев (свидетель обвинения на процессе, отказавшийся от данных первоначально показаний и заявивший, что они были получены под пытками. – РС) смог перешагнуть [через] себя. Он оступился, но, в конце концов, понял, что есть еще шанс, и совершил очень мужественный, очень правильный поступок. Я очень был удивлен этим и рад за него. Не в том даже дело, что будет большой скандал, какая-то будет проблема – нас оправдать. Нет, этого ничего не будет. Я рад за него, что он будет жить дальше и ощущать себя человеком, который не струсил, хотя продолжают ему угрожать, давить на него, бьют ногами, угрожают ему. Но он уже... сделал шаг в ту сторону, шаг правильный, и обратно уже не вернешься. Я очень за него рад.

Я уже год пребываю в вашей прекрасной стране и смотрю ваш телевизор. Программы "Вести", "Время" – это очень хорошие передачи. Ваша пропаганда отлично работает. Большая часть населения России верит тому, что они говорят: Путин – молодец, на Украине фашисты, Россия делает все правильно, кругом враги. Очень хорошая пропаганда. Но я также понимаю, что есть люди более умные, как вы, например, здесь, власти предержащие. Вы же прекрасно понимаете, что нет никаких фашистов на Украине, что Крым забрали незаконно, а ваши войска присутствуют в Донбассе. Даже я, находясь здесь, в тюрьме, знаю, что ваши войска в Донбассе. У нас весь изолятор набит ополченцами, которых туда отправляют, как героев, на ваших танках, с вашим оружием. Они там воюют, думают, что их здесь ждут, возвращаются, беря с собой боеприпасы, их принимают на границе и дают им сроки. И они удивляются: "Как, за что? Мы же вроде герои, нас так провожали..." Не понимая, что работает этот поезд в одну сторону. Даже здесь, в тюрьме, это знают.

Я здесь, в тюрьме, встретился с гэрэушником, вашим офицером, солдатом, точнее, его по другому преступлению судят, он участвовал в захвате Крыма. 24 марта они на кораблях прибыли в Севастополь и блокировали как раз военные части. Он как раз ту часть блокировал, которую я снабжал и вывозил. Такая, да, интересная штука. И он же участвовал, его бригада участвовала в иловайском котле, который разбили российские военнослужащие.

Это факты, которые лежат на поверхности. Если ты не зажмуриваешься, ты их видишь. Вот стоят, например, ваши трубадуры режима, и они тоже неглупые парни, они все знают, как оно есть, но продолжают врать, как бы продолжают делать свою работу, находя внутри себя какое-то оправдание. Наверняка они себя оправдывают: надо кормить детей, надо что-то делать... А зачем растить новое поколение рабов, ребята?

Но кроме этих всех, еще есть часть населения России, которая прекрасно знает, что происходит, которая не верит в байки вашего агитпропа, которая понимает, что происходит на земле и в мире, какие ужасные преступления совершает ваше руководство, но эти люди почему-то боятся. Они думают, что ничего нельзя изменить, что все будет как есть, что систему не сломаешь – ты один, нас мало, нас всех замуруют в тюрьмы, убьют, уничтожат... И сидят тихо в подполе, как мыши.

У нас тоже была преступная власть, но мы вышли против нее. Нас не хотели слышать – мы стучали в мусорные баки. Нас не хотели видеть власти – мы поджигали покрышки. В конце концов мы победили. То же самое произойдет у вас рано или поздно. В какой форме – я не знаю, и я не хочу, чтобы кто-то пострадал, просто я хочу, чтобы вами больше не правили преступники.

Так что единственное, что я могу пожелать этой третьей, информированной части населения России, – научиться не бояться!


Накануне этого заседания суда всемирно известные кинорежиссеры, члены Европейской киноакадемии обратились с открытым письмом к Владимиру Путину, генпрокурору Юрию Чайке и директору ФСБ Александру Бортникову с просьбой освободить Олега Сенцова и снять с него все обвинения.

«Мы глубоко переживаем с тех пор, когда украинский режиссер Олег Сенцов был арестован ФСБ у себя дома в Симферополе 11 мая 2014 года. Мы следили за тем, как суд несколько раз переносился, пока не начался целый год спустя в Ростове-на-Дону. Наблюдая за процессом и особенно принимая во внимание тот факт, что ключевой свидетель обвинения отказался от показаний, поскольку они были «даны под давлением и принуждением», мы шокированы тем, что обвинение Олега Сенцова в подготовке и совершении «терактов» до сих пор остается в силе.

В свете этих обстоятельств, мы со всем уважением призываем вас:
- обеспечить безопасность Олега Сенцова;
- снять обвинения в силу недостаточности доказательств;
- освободить задержанного немедленно и безусловно;
- обеспечить полную реабилитацию задержанного;
- инициировать полное, оперативное и беспристрастное расследование как очевидно произвольного задержания режиссера сотрудниками ФСБ, так и заявлений Олега Сенцова о применении пыток, чтобы отдать в руки правосудия ответственных за это».

Обращение подписали входящие в правление Европейской киноакадемии режиссеры Стивен Долдри, Агнешка Холланд, Аки Каурисмяки, Майк Ли, Кен Лоуч, Фолькер Шлёндорф, Бела Тарр, Бертран Тавернье, Анджей Вайда, Вим Вендерс, Кшиштоф Занусси и актер Даниэль Ольбрыхский. К письму присоединились члены Польской киноакадемии — режиссеры Павел Павликовский, Ежи Сколимовский, Анджей Жулавский, Марцель Лозинский, Малгожата Шумовска и многие другие.

Российские режиссеры, вскоре после задержания Сенцова вступившиеся за него, на этот раз воздержались.

Ранее российская правозащитная организация "Мемориал" признала Олега Сенцова и Александра Кольченко политзаключёнными.

"Беспрецедентным является и принуждение обвиняемых к смене гражданства с украинского на российское, несмотря на то, что они считают себя гражданами Украины и единственными документами, удостоверяющими их личность, являются украинские паспорта. Это приводит к нарушению их прав: к обвиняемым не допускают украинского консула, их не может защищать украинский адвокат", - подчеркивалось в заявлении российских правозащитников.


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.013004064559937