Вестник гражданского общества

25.08.2015

«Сталинский» приговор в путинской России: 20 лет Олегу Сенцову, 10 лет Александру Кольченко

В ответ на вопрос судьи, понятен ли им приговор, Олег Сенцов и Александр Кольченко поют гимн Украины

 

Сегодня, 25 августа, Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону вынес обвинительный приговор в отношении украинского режиссера Олега Сенцова и крымского антифашиста Александра Кольченко, которых российские спецслужбы арестовали летом 2014 года по обвинению в подготовке терактов в Крыму.

Олега Сенцова суд приговорил к 20 годам колонии строгого режима, признав его виновным «в создании террористического сообщества и руководства им, двух террористических актах и приготовлении еще одного теракта, покушении на приобретение взрывных устройств, незаконном хранении огнестрельного оружия и боеприпасов организованной группой».

Второй подсудимый, Александр Кольченко, признан российским судом виновным «в участии в террористическом сообществе, соучастии в террористическом акте». Его приговорили к 10 годам заключения в колонии строгого режима.

Журналистка и правозащитница Зоя Светова написала в Facebook, что судьи Сергей Михайлюк, Вячеслав Корсаков и Эдуард Коробенко зачитали приговор в полчаса. «Приговор, судя по голосу, читал тот, что помоложе. Справился быстро и выполнил волю следователя ФСБ России Артема Бурдина», - указала она.

«Приговор по делу Сенцова и Кольченко - первый, и по срокам и по сути своей напоминающий решения сталинских "троек": обвинения основаны исключительно на показаниях, выбитых под пытками», - пишет Зоя Светова в статье для The New Times.

Олег Сенцов и Александр Кольченко в ответ на вопрос судьи, понятен ли им приговор, запели гимн Украины, закончив его словами «Слава Украине! – Героям слава!».

В своем последнем слове Сенцов назвал процесс в Ростове-на-Дону «судом оккупантов», который «не может быть справедливым по определению».

Кольченко также не признал себя виновным в терроризме. «Считаю это дело сфабрикованным и политически мотивированным», - заявил антифашист и добавил, что просить о чем-либо суд он не намерен.

Приговор Олегу Сенцову и Александру Кольченко поражает многих своей несоразмерностью вменяемым им преступлениям. По версии следствия, с апреля по май 2014 года Олег Сенцов, Александр Кольченко, а также ранее осужденные Алексей Чирний и Геннадий Афанасьев подожгли в Симферополе офисы общественной организации «Русская община Крыма» и местного отделения партии «Единая Россия». ФСБ утверждает, что они готовились к совершению терактов - подрывов в ночь на 9 мая прошлого года самодельных взрывных устройств возле Вечного огня и памятника Ленину в Симферополе.

Следствие полагает, что фигуранты дела входили в украинскую радикальную организацию «Правый сектор», деятельность которой в России запрещена. В самом ПС опровергли, что Сенцов был его членом.

Сенцов на протяжении всего следствия и суда свою вину не признал, а Кольченко сознался только в том, что участвовал в поджоге офиса «Партии регионов». От того поджога, как и от поджога офиса «Русской общины Крыма», никто не пострадал. Пострадали двери. Ущерб был оценен в 30 тысяч рублей.

Чирний и Афанасьев полностью признали вину и заключили соглашение со следствием, в связи с чем их дела рассматривались отдельно. Оба фигуранта получили по семь лет лишения свободы в колонии строгого режима. Правозащитники не раз указывали, что единственным подтверждением версии ФСБ о причастности Сенцова к преступлениям, поскольку тот «якобы был руководителем преступной группы и отдавал команды ее участникам», являются показания уже осужденных Афанасьева и Чирния.

При этом Афанасьев, приговоренный к семи годам строгого режима за те же поджоги, совершение которых вменяется нынешним подсудимым, позднее заявлял, что на следствии оговорил Сенцова и Кольченко под пытками. Он подробно рассказал адвокату Александру Попкову о том, как его жестоко пытали: присоединяли электрическую машинку к половым органам, подвешивали «ласточкой», не давали спать и есть. Этот адвокатский опрос во время прений сторон на суде зачитал адвокат Сенцова Дмитрий Динзе, сообщает The News Times.

Афанасьев заявил, что свое участие в действиях, которые ему инкриминировали, он признает, но «этих людей там не было». В свою очередь Чирний, когда его доставили в суд, отказался отвечать на вопросы сторон, сославшись на статью 51 Конституции. В результате вместо допроса свидетеля прокурор огласил протоколы допросов Чирния, которые проводились в ходе следствия.

Из этих документов следовало, что уже 9 мая, в день задержания, Чирний, признав свою вину, утверждал, что поджогами руководил Афанасьев и он же давал указания приобрести самодельные взрывные устройства (СВУ) для подрыва памятника Ленину. Лишь на следующий день Чирний начал говорить о Сенцове как о руководителе группы, который отдавал приказы, но сам не участвовал ни в одной акции.

Адвокат Олега Сенцова Дмитрий Динзе в интервью Радио Свобода сказал: «Мы рассчитывали на более мягкий приговор, но получилось 20 лет, как и обещали Сенцову задержавшие его сотрудники ФСБ. Будем обжаловать в Верховном суде, он намного объективнее смотрит на такие дела. Я даю процентов 20 на то, что после апелляции что-то изменится в этом приговоре. Суд не принял в расчет наши доказательства того, что ни Сенцов, ни Кольченко не имели отношения к «Правому сектору», а также проигнорировал заявления о пытках. Суд с самого начала носил политическую окраску».

В начале августа правозащитный центр «Мемориал» признал Сенцова политзаключенным и потребовал «немедленного и безусловного освобождения» режиссера и его «полной реабилитации». Правозащитники уверены, что это «политическое дело связано с вопиющим нарушением прав человека и международных норм». Они утверждают, что сам Сенцов не участвовал ни в поджогах офиса партии власти в Симферополе 18 апреля прошлого года, квалифицированных как теракт (п. а ч. 2 ст. 205 УК РФ), ни в подготовке к подрыву памятника Ленину в этом городе.

Правозащитная организация Amnesty International ранее назвала арест Сенцова незаконным. С требованием освободить режиссера выступили российский КиноСоюз, Национальный союз кинематографистов Украины и Конфедерация союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии.

Олег Сенцов - начинающий режиссер, киносценарист и писатель. В 2011 году на собственные средства он снял свой первый фильм «Гамер», сюжет которого повествует о геймере, который занимает второе место на чемпионате мира. Бюджет картины составил — 20 тысяч долларов США. Все роли актёры исполняли бесплатно. Премьера состоялась в симферопольском кинотеатре «Космос» и собрала полный зал зрителей. «Гамер» был представлен на Роттердамском кинофестивале, также он был награждён призом Гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске. На 3-м Одесском международным кинофестивале картина Сенцова была удостоена специального диплома жюри. В мая 2012 года «Гамер» получил приз 1 тысячу долларов США на 3-м международном кинофестивале в Трускавце.

В июле 2013 года Сенцов приступил к съёмкам нового фильма «Носорог» про детей 1990-х годов. Бюджет фильма составил 1 млн долларов США, из которых 43% суммы было выделено правительством Украины.

Олег Сенцов являлся активистом Автомайдана. Во время крымского кризиса поддерживал движение за единую Украину, покупал и развозил продукты и предметы первой необходимости украинским воинским частям в Крыму, которые были заблокированы.

Арестован 11 мая 2014 года Федеральной службой безопасности России по подозрению в терроризме.

15 сентября 2014 года, будучи в заключении, Олег Сенцов был приглашён стать почётным членом жюри 62-го Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне.

19 августа 2015 года Европейская киноакадемия отправила письмо Владимиру Путину и руководителям силовых ведомств России, в котором потребовала немедленно освободить Олега Сенцова, которого обвиняют в организации терактов в Крыму. Послание подписали режиссеры Анджей Вайда, Вим Вендерс, Кшиштоф Занусси, Аки Каурисмяки, Майк Ли.

Кроме того, в 2014 году вышел в свет роман Сенцова «Купите книгу - она смешная».

У Сенцова двое детей: дочь Алина (2002) и сын Владислав (2004), который страдает аутизмом.

После приговора у российского посольства в Киеве прошел пикет в поддержку Сенцова и Кольченко. В акции приняли участие около 80 человек, к настоящему моменту она завершилась, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на пресс-секретаря посольства Олега Гришина.

После оглашения приговора двоюродная сестра Олега Сенцова Наталья Кочнева сказала Би-би-си, что, по ее мнению, Олег сможет выйти на свободу только после того, как в России изменится политическая ситуация.

«И что-то мне подсказывает, что это может произойти очень скоро», - сказала Кочнева, добавив, что после оглашения приговора испытывает даже не чувство жалости к двоюродному брату, а злость по отношению к тем, кто его осудил.

Сейчас страшно даже не за Олега, страшно за других несогласных, не у всех есть такая сила…", говорит сестра Сенцова Наталья.

Тем временем МИД Украины выразил протест в связи с приговором российского суда в отношении украинских граждан Сенцова и Кольченко. В заявлении украинского МИДа говорится:

«Неправомерное судебное решение, основанное на сфабрикованных материалах следствия, полученных, в том числе, в результате применения к украинским гражданам психологического давления и физических пыток, стало окончательным подтверждением политической ангажированности судебной системы Российской Федерации. Выполняя политический заказ власти Кремля, суд полностью пренебрег законом, проигнорировав, в частности, предоставленные защитой украинских граждан доказательства их непричастности к инкриминируемым действиям. Такой приговор свидетельствует об уходе Российской Федерации от принципа беспристрастности следственного процесса и соблюдения универсальных норм в области прав человека… О.Сенцов, А.Кольченко, а также другие граждане Украины, которые сейчас незаконно удерживаются на территории России, являются политическими заложниками и невинными жертвами агрессии РФ против Украины».

МИД Украины потребовало «прекратить судебный фарс» и «немедленно освободить О.Сенцова и А.Кольченко, а также всех других политических заложников».

Министр иностранных дел Украины Павел Климкин от себя лично написал в сети: «Мы потрясены приговором Олегу Сенцову и Александру Кольченко за преступления, которых они не совершали. Мы не прекратим сражаться за них».

Президент Украины Петр Порошенко поддержал Сенцова сообщением в Twitter. «Держись, Олег. Придет время, и те, кто организовал над тобой судилище, сами окажутся на скамье подсудимых!» - написал украинский лидер в своем микроблоге.

«Интерфакс-Украина» цитирует еще один комментарий президента Украины Петра Порошенко о деле Сенцова и Кольченко (сегодня Порошенко общается с журналистами в Одессе по случаю запуска в этом городе новой патрульной полиции):

«Сенцов на самом деле является заложником и должен быть освобожден в рамках Минских соглашений. Приговор только подтверждает, что справедливого суда для украинцев в России нет. В минских договоренностях четко указано: "должны быть освобождены все заложники, как на оккупированной территории Украины, так и на территории РФ. В том числе Олег Сенцов и украинская летчица Надежда Савченко, и эту позицию поддерживает международное сообщество. Я надеюсь, что скоординированные действия международного сообщества заставят Россию выполнить договоренности».

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк пишет в фейсбуке:

«Кремль продолжает бить рекорды низости, страха за содеянное и подлости. Его хозяева пытаются копировать сталинские процессы над "врагами народа" 1930-х. Забывая, что организаторы тех процессов плохо кончили. Олег Сенцов и Александр Кольченко, которые встретили садистские приговоры Гимном Украины, – настоящие герои. Украина и мир никогда не оставят их и других заложников нынешнего российского режима. На Родину вернутся и они, и весь Крым».

Соцсети наполнены возмущением и гневом по поводу чудовищного приговора крымским активистам.

Посол США на Украине Джеффри Пайетт: «Решительно осуждаю судебный фарс в РФ, который завершился сегодня тюремным приговором для #Сенцов'а и #Кольченко. Постыдное решение».

Пресс-секретарь МИДа Польши Мартин Войцеховский: «Время рассудит, но кажется, что приговор Сенцову и Кольченко – это пиррова победа российского правосудия».

Михаил Ходорковский: «"Порадуйтесь" за Сенцова, вампиры. 20 лет без жертв и честного суда. Душеньки довольны?».

Журналист Саймон Островский, автор видеорепортажей из Донбасса для сайта VICE News: «Этот приговор – предупреждение всем нам».

Представитель Министерства иностранных дел Великобритании Дэвид Лидингтон назвал обвинения Сенцову и Кольченко «непропорциональными», а суд – политически мотивированным.

Заявление международной правозащитной организации Amnesty International: «Приговор Сенцову и Кольченко – вопиющая несправедливость». По словам представителя организации Хизер Макгилл, процесс состряпан, а обвинение было построено на неприемлемых доказательствах, выбитых пытками: «Весь этот суд был затеян для того, чтобы послать сигнал. Он – часть российской пропагандистской войны против Украины и сильно напоминает показательные процессы против инакомыслия в сталинские времена».

Известный британский режиссер Майк Ли назвал трагедией приговор украинскому коллеге Олегу Сенцову. «Возмутительное обращение с нашим коллегой кинорежиссером Олегом Сенцовым со стороны российский властей - трагедия и позор. Он действовал в соответствии со своей совестью и своими убеждениями. Его несправедливо и жестоко осудили, и он должен быть немедленно освобожден», - заявил Ли Би-би-си.

Известные российские режиссеры, с которыми поговорила Русская служба Би-би-си, назвали приговор акцией устрашения со стороны властей России и огромной человеческой трагедией для осужденных.

Владимир Мирзоев, режиссер театра и кино:

«Это политическое дело, оно необходимо как акция устрашения, как и случай с Pussy Riot. Это месседж для общества, прежде всего для интеллектуального сообщества. Им говорят, чтобы сидели тихо, чтобы ходили по струнке и по-другому быть не должно, иначе вы все рискуете, любого можно выдернуть, любого можно посадить на невероятный срок по сфабрикованному, надуманному, высосанному из пальца обвинению.

Для чего необходимо это устрашение? Чем хуже состояние экономики, чем хуже состояние на политической сцене, чем больше напряжение, тем выше опасность для власти со стороны общества. Реальный враг для наших властей – это, конечно, само общество, и прежде всего средний класс, то есть бизнесмены, интеллектуалы. Это те, кто наиболее опасен, так как это думающая часть населения. А та часть населения, которая не способна к рефлексии – ей легко манипулировать с помощью пропаганды.

Такой приговор был вполне ожидаемым. Это знак для всего общества: любой человек, даже если он известный режиссер или поэт, ходит под дамокловым мечом и должен свое мнение держать при себе. Следующий шаг может быть вполне оруэлловским – то есть даже мысли станут преступлением».

Алексей Федорченко, кинорежиссер:

«Я просто в ужасе, у меня просто нет слов. Никто не верил, что Сенцова отпустят, мало кто верил, что власть в данном случае может пойти навстречу. Сейчас власть находится в такой глухой обороне, что уже не может пойти навстречу в таких случаях. Это может восприниматься как проигрыш, как уступка. Поэтому, мне кажется, что они не могли переступить через себя и снизить срок или отпустить его.

Мне кажется, это уже вопрос принципа, потому что за хулиганство не дают 20 лет тюрьмы. Нам будто снова говорят: твое действие ничего не значит, твое мнение ничего не значит, сиди и молчи в тряпочку. Это касается не только деятелей культуры, но и всего общества».

Алексей Герман-младший, кинорежиссер:

«Мне очень жаль, что это происходит с талантливым человеком Сенцовым, который, по сути, стал жертвой обстоятельств. Он попал в жернова ужасного времени, которое сейчас происходит».

Между тем, глава администрации президента России Сергей Иванов отказался комментировать решение суда. Он отметил, что слышал «о каком-то приговоре», передает «Интерфакс». «У нас десятки тысяч приговоров в день, поэтому не слежу за этим. Самое главное, что я никогда не комментирую приговоры. Это вопрос суда и правосудия - отдельной ветви власти», - сказал он.


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.027040004730225