Вестник гражданского общества

Для всех и для себя. Неизбежность нового, настоящего социализма

«Репортаж из будущего». Часть V

Ошибка марксистов, не одних их, а всей материалистической школы,
в том, что они не видят того, что жизнью человечества движет
рост сознания, а не экономические причины.
Лев Толстой

17
Неизбежность нового, настоящего социализма

          Прежде всего, я повторю аксиому, что капитализм, как и все в природе – смертен. Все, что когда-то рождается, когда-то и умирает. И только острым ослаблением умственных способностей нашей интеллигенции и склонностью шарахаться из крайности в крайность можно объяснить ее убежденность в бессмертии капитализма.
          Чтобы исследовать вопрос, что же должно прийти на смену капитализму, равно как и государственному социализму (госфеодализму), и убедиться в неизбежности этой смены, проследим две важнейшие линии: освобождение труда и развитие демократии.
          На заре цивилизации господствовал, как известно, рабовладельческий строй, когда и главная рабочая сила - раб, и его тело и руки, и плоды его труда, были собственностью рабовладельца. Раб был равен в правах с домашними животными. Строй этот существовал веками - и казался современникам вечным и незыблемым. Однако его вытеснил феодализм, при котором собственностью феодала стали «только» рабочие руки и плоды труда крепостных работников. Крепостной мог вступать в брак с кем угодно без разрешения феодала, но работать он должен был только на своего хозяина. (В России феодализм был ближе к рабству, и крепостные были фактически рабами.) Затем пришел капитализм, когда капиталистам стали принадлежать лишь плоды труда работников (наёмных). Руки работников уже принадлежали самим работникам, и они могли работать на кого им угодно. Таким образом, несмотря на все зигзаги истории, мы видим линию постепенного освобождения человека и его труда по мере развития сознания людей: раб - крепостной – наемный работник...
          И не существует в природе причин, по которым этот процесс освобождения может навсегда остановиться на нынешней стадии, и не возникнет, в конце концов, строй, когда и плоды труда станут собственностью их производителей, что будет означать ликвидацию наемного труда - последней стадии рабства - и полное освобождение человека. У истинно свободного человека никто не может отобрать продукт его труда. Продукт труда должен быть и будет неприкосновенной частной собственностью его создателя. (Исключение составляют немногие виды труда, продукцию которых невозможно измерить, оценить, например, работа госслужащих, ученых.)
          Как тут не привести удивительные строки еще одного моего единомышленника – Иосифа Бродского:
          К нам не плывет золотая рыбка.
          Маркс в производстве не вяжет лыка.
          Труд не является товаром рынка. 
          Так говорить – оскорблять рабочих.
          Труд – это цель бытия и форма.
          Деньги как бы его платформа.
          Нечто помимо путей прокорма.
          Размотаем клубочек.
          («Речь о пролитом молоке»)
          Бродский, говоря «не является», имеет в виду, что труд не должен являться товаром рынка. Исчез рынок рабов, исчезнет и рынок труда, рабочих рук. Обращаясь в агентство по трудоустройству, человек будет искать не работодателя, который больше платит, а компанию (принадлежащую работникам), которая предлагает лучшие условия совладения капиталом.
          В итоге, намеченная выше линия будет выглядеть следующим образом: раб - крепостной – наемный работник – работник-совладелец (средств и продуктов производства).

          Сходную линию мы можем проследить и в развитии демократии. Демократия для узкой группы, олигархии; потом - для всех имущих граждан (цензовая демократия), потом - для всего мужского населения; затем - и для женщин, т.е. распространение демократических прав на всё общество. И мы вновь не найдем в природе причин, по которым это развитие должно остановиться. И следующий этап - вступление демократии внутрь трудовых ячеек общества. (Развитие вширь уже исчерпано!) А именно - выборность и разделение власти внутри этих ячеек: совет трудового коллектива - законодательная власть, администрация – исполнительная власть, ревизионно-контрольные комиссии – судебная власть. Иными словами, создание системы демократического самоуправления. Что возможно конечно лишь с одновременным внедрением групповой трудовой формы собственности на средства и продукцию производства. Наемный работник не может иметь права решающего голоса в делах предприятия.
          Обе линии приводят к двум фундаментальным правам истинно свободного человека:
          - праву решающего голоса во всех касающихся его делах, во всех структурах, членом которых он состоит, от трудовой ячейки до государства;
          - праву собственности на продукт своего труда.
          Оба эти права должны лечь в основу хартии прав человека и конституции любого демократического государства будущего.
         Господство групповой трудовой формы собственности и самоуправления трудовых коллективов с неизбежностью приводит, как мы видели, и к новому типу государственной демократии. В частности, к избирательной системе на производственной основе, что ставит законодательную власть, а с нею и исполнительную, под контроль граждан страны.
          И такое развитие видится неизбежным, при условии, конечно, что существование человечества не прервется из-за какой-нибудь катастрофы – ядерной войны и/или обрушения экологии.

          Выделю и социально-психологический аспект обоснования неизбежности настоящего социализма. Иными словами, выделю значение развития сознания людей.
          Сознание дает человеку власть над природой и возможность осознать ее величие и красоту. И оно же дает человеку, единственному из всех живых существ, ясное понимание своей смертности, которое оказывает двоякое влияние на его жизнь.
          Страх перед смертью, старостью и временем, к ним влекущему, представляет собой, в сущности, глубинный стимул для творческой и созидательной деятельности человека, для доброты и любви к себе подобным, рождает стремление к единению с людьми. Рождает стремление ко всему, что может защитить человека от страха смерти и его спутников.
          Но в страхе смерти заключен и «дьявол» - первоисточник всяческого зла, творимого людьми друг другу. Источник хищного эгоизма и своеволия, малодушия и садизма, ненависти и злобы, стимул для злотворчества. И эти «дьявольские силы» тем сильнее завладевают человеком, чем менее он защищен от страха перед смертью и временем.
          Исходя из такого представления о природе человека, приходишь к выводу, что основополагающими, фундаментальными потребностями человека в социальной сфере являются потребности самоутверждения и единения с людьми.
          Самоутверждаясь, мы стремимся обрести смысл в жизни и оставить в ней след, обрести, таким образом, какое-то подобие бессмертия, и быть нужными людям - достичь единения с ними. (Единение, в отличие от единства, не может быть насильственным или меркантильным.) Единение с людьми дает нам и смысл жизни, и самую сильную защиту от страха смерти. (Простейшим видом единения является семья, созданная по любви.)
          Но при всех существовавших с рабовладельческих времен социальных укладах стремление к самоутверждению и единению, как правило, находились (и находятся) в конфликте друг с другом. Самоутверждение, будь то через обретение власти, богатства и славы, даже за счет интеллектуальных достижений, чаще всего отчуждает человека от остающихся «внизу» людей, от общества, а то и вызывает их ненависть или злую зависть, обрекает на одиночество. Однажды я заметил в газете наивный заголовок: «Банкиры очень одинокие люди!» Еще бы, они не могут верить в искренность добрых чувств даже членов своей семьи, не говоря уж об обобранных и эксплуатируемых ими людях.
          Можно сказать, что капитализм затрудняет людям единение, а государственный социализм-феодализм – самоутверждение, да и единение превращает в казарменное единство.
          Отсутствие гармонии между потребностями в самоутверждении и единении является, очевидно, трагедией для людей, так как опять же оставляет их незащищенными перед страхом смерти, деморализует, сеет в жизни злобу, зависть.
          Стремление к гармонии самоутверждения и единения тоже имманентно природе человека.
          Возможность же такой гармонии для широкого круга людей появляется лишь в обществе, граждане которого обладают фундаментальными правами истинно свободных людей - правом решающего голоса во всех касающихся их делах и правом собственности на продукт своего труда. В таком обществе в коллективах работников-собственников какое-либо достижение одного из членов коллектива идет на пользу всему коллективу и потому не приводит к отчуждению между ними. В таком обществе легко делать добрые дела, вести осмысленную жизнь и иметь защиту от страха смерти и его «бесов».
          С развитием сознания люди все яснее осознают свою природу, свои фундаментальные потребности и необходимость гармонии между ними. Осознают и условия, необходимые для реализации этих своих социальных потребностей.

          Подытоживая все, что мы говорили о синтезном, настоящем социализме, надо сказать, что строй этот впервые ликвидирует отчуждение большинства людей от рычагов влияния на развитие «ценностей и целей, детерминирующих их жизнь».
          И еще раз повторю, что неизбежность такого строя мыслима лишь при условии перехода человечества через критический рубеж, к которому оно сейчас приближается и в сфере экологии, и в сфере взаимоотношений между народами, находящимися на трагически различных уровнях развития. И шансов на то, что человечеству удастся перейти этот рубеж и выжить, становится все меньше. Господство в мире капиталистического строя, уже явно стареющего (один рост монополизма чего стоит!), представляется одним из важнейших факторов, могущим привести человечество к гибели. Я лично предполагаю, что возможно и всем существам в космосе, обладающим сознанием, не удается переходить через упомянутый выше критический рубеж, что они не успевают или оказываются неспособными этот рубеж перейти. Создают мощные средства разрушения, но не успевают (или не могут) создать условия, способные защитить их от страха перед смертью и временем. Отсутствие каких-либо сигналов из космоса от внеземных цивилизаций при высоком уровне развития на нашей планете техники приема подобных сигналов усиливает подозрение в верности упомянутой выше гипотезы. (Подробнее об этой гипотезе я пишу в книге «Путешествие в будущее и обратно», М.,2005 г., гл.24.)
          Но предвидеть с абсолютной уверенностью будущее невозможно, и потому надо не опускать рук в борьбе за выживание. «Жертвой стать всегда успеешь!» - как писали на плакатах французские студенты во время своей майской революции 1968 года. 

Окончание следует.

Часть I.    1. Из истории развития идей «синтезного социализма» 

                   2. Несовместимость России с капитализмом 

                  
3. Россия движется к гибели, а капитализм стареет
 
Часть II.   
4. Будущее в настоящем. Экономический аспект

                   5. Вопросы скептиков

                   6. Будущее в настоящем. Коллективная форма совладения

                   7. Синтезный социализм в России, который мы потеряли 

Часть III.  8. Будущее в настоящем. Вершины синтезного социализма

                   9. Программа ИСОП – попытка создать «синтезный капитализм»

                 10. Программа ИСОП – попытка создать «синтезный капитализм» (продолжение*)

                 11. Федерация кооперативных предприятий «Мондрагон» - минигосударство будущего

                 12. «Мондрагон» - высшая точка в развитии человечества

                 13. Путь «Мондрагона» - путь к спасению России 

Часть IV. 14. Демократия в анклавах социалистического самоуправления 

                  15. Исполнительная власть в трудовых ячейках, принадлежащих работникам 

Часть V. 16. Формирование органов государственной власти сегодня и в будущем


ВАДИМ БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ


14.12.2009



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.015473127365112