Вестник гражданского общества

Страна вечных экспериментов

О введении в среднюю школу предмета «Основы религиозных культур»

          Помните, как классно Михаил Михайлович Жванецкий дал когда-то определение российской державе: «Страна вечно зеленых помидоров!» Ретроспекция ближайших двадцати лет дает право сказать о ней несколько иначе: «Страна вечных экспериментов». Жить-то когда будем, господа?
          Прочитала вот это:
          «Правительство утвердило план преподавания религии и светской этики в школах 
          Правительство определило, в каких именно регионах будет проходить эксперимент по преподаванию в российских школах основ религии. Соответствующее распоряжение было подписано премьером Владимиром Путиным еще 29 октября, но размещено на сайте кабинета министров лишь вчера. Документ утвердил план мероприятий по введению новой учебной дисциплины, которая после долгих согласований получила название «Основы религиозных культур и светской этики» («смешались в кучу кони-люди…» - Н.Л.). Согласно распоряжению, предмет пройдет апробацию в 19 субъектах федерации - предполагается, что эксперимент стартует там в апреле 2010 года в четвертых классах общеобразовательных школ».
         И уже раздаются возмущенные голоса священнослужителей: «Мало, очень мало!» Еще совсем недавно представители различных конфессий довольно робко воссоединялись со светскими, но теперь их голоса все громче и требовательней! Не заметили? 
         Я очень хорошо отношусь к верующим, но если мне не изменяет память, в России церковь отделена от государства. Название предмета звучит довольно прозрачно «Основы религиозных культур…», не история, не рассказ о том, как возникла та или иная религия, а ее ОСНОВЫ! Вот тут – стоп! Как я понимаю, правовой базы для подобного шага нет.
          Не слишком ли много экспериментов одновременно на головы школяров? Не успел один с ЕГЭ разрулиться, как подоспел следующий. С одной стороны - прозападная проверка знаний, с другой - погружение, как в купель, в основы религии... Круто-круто!
         Начну от печки! В блоге известного в недалеком прошлом телеведущего Владимира Соловьева появилась тема: Стоит ли уволить министра просвещения Фурсенко за провал ЕГЭ? В опросе ответила: нет! Потому что уход министра не решит проблем! То, что сейчас происходит с российской системой образования, вызывает тихий ужас. Советская система образования была признана одной из лучших в мире. И это так! Она давала не только знания, но и широкий кругозор, ощущение твердой почвы, стабильности в будущем. Ребята из моей родной туркменской провинции (город Чарджоу) поступали в лучшие вузы страны: МГУ, Ленинградский университет, МИФИ, МФТИ, Бауманское училище и так далее, побеждали во Всесоюзных олимпиадах. Из 24 выпускников нашего одиннадцатого класса (это был последний выпуск 11-летки в 1966 году) не поступили в вузы только трое - по семейным обстоятельствам. А какую группу набрали на факультет журналистики Ташкентского государственного университета! Это было что-то! Каждый - личность, многие в первые месяцы учебы проявляли себя как знатоки университетского курса... Можно рассказывать до бесконечности. Уже после окончания журфака случайно встретила в Москве нашу вузовскую преподавательницу современного русского языка Виолетту Николаевну Малисову, которую мы все дружно обожали. Она с восторгом вспоминала нашу группу.
         Долгие годы довелось в редакции Красноводской областной газеты вести отдел, занимающийся вопросами народного образования. Знала наперечет все проблемы и достижения. Надо было реформировать школу? Безусловно. Прежде всего, заняться техническим обеспечением, компьютеризацией. Но не трогать то хорошее, что было проверенно временем, наработано десятилетиями. Откровенно говоря, ЕГЭ вызывает у меня большие сомнения. Ввели что-то бездушное, механическое, не имеющее никакого отношения к глубоким и настоящим знаниям. Разумеется, коррупция найдет ходы и лазейки и в этой системе. Считать ЕГЭ панацеей от коррупционных бед - смешно!
          Убеждена в том, что в процесс обучения необходимо было вводить то новое, что появляется в науке, привлекая к созданию учебников лучшие умы. В старших классах, скажем, в 9-11, должен пройти процесс дифференциации. Не надо мучить учащихся, не имеющих математического мышления, сложностями высшей математики, физики – это пустая трата времени. Классы делятся на естественнонаучные и гуманитарные. Перед выпуском идет углубленное изучение основных предметов, остальные - факультативно, с применением системы зачетов. Никаких истерик, никакого подкупа Марь Иваны, чтобы Феде, Пете или Даше поставили вожделенную тройку по геометрии, хотя им и двойки-то много. Говорить об этом тоже можно бесконечно…
         Войти в историю реформатором мечтает каждый правитель. Но... Дмитрий Анатольевич Медведев напомнил мне младодемократов-реформаторов начала 90-х. ЕГЭ и «Основы религиозной культуры и светской этики» без тщательных проработок (это совершенно отдельный разговор), без подготовки могут нанести непоправимый ущерб всей системе образования! Я понимаю, что у семьи Медведевых особое отношение к церкви, к религии. И это похвально! Но религия отделена от государства, поэтому я бы поняла, если бы в школьную систему ввели предмет «История мировых религий», который бы объединял учащихся. Но выбор основ религии по конфессиональному признаку – это путь к разобщению, это категорически противопоказано светской школе!
          Повторюсь, поскольку церковь отделена от государства, то преподавание основ религии или религиозной культуры (что мало меняет смысл затеи) противоречит законодательству. Для преподавания основ религии существуют воскресные конфессиональные школы. Если же семьи будут выбирать себе предмет в школе общеобразовательной, и, скажем, Мамед пойдет изучать основы ислама, Петя - православия, а Абрам - иудаизма, то, прошу прощения, это тупиковый путь для школы. Класс будут делить по конфессиональному признаку. А потом неокрепшие умы начнут «дискуссии», чья религия лучше, кто главнее... Утрирую? Нисколько, потому что хорошо знаю школьные коллективы.
          Существует и опасность другого порядка. После уроков детвора придет домой, начнет рассказывать о том, что им преподали на уроках «Основ религиозной культуры», и получит от родителей и домашних комментарии, каждый из которых будет соответствовать интеллектуальному, образовательному, воспитательному уровню старших. И понесут это обратно в школу, в детский коллектив. Как вам это, господа-экспериментаторы?
Предмет «История мировых религий» вполне приличествует светской школе (при условии наличия хорошо подготовленных преподавателей, такой курс читать по плечу лишь интеллектуалам-эрудитам). «Основы светской этики» - предмет совершенно отдельный и его преподавание в средней школе (также после тщательной подготовки), думаю, сомнений не вызывает. Детвора, молодые люди, которые говорят на какой-то тарабарщине, отдаленно напоминающей русский язык, должны, прежде всего, научиться говорить по-человечески, вести себя по-человечески.
          «История мировых религий» обогатила бы школьников и умственно, и нравственно, расширила бы их кругозор. Как, когда возникли религии, какова история их зарождения, как шло их развитие, как мировые религии повлияли на культуру и всю историю человечества, вплоть до наших дней. Опять же, повторюсь, читать такие предметы должны не просто учителя, а блестящие преподаватели, не способные нанести вред, те, чья цель - объединение, подготовка ребят к взрослой жизни, где не должно быть места конфронтации. Наверное, так!


НАТАЛЬЯ ЛЕНСКАЯ


10.11.2009



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.069917917251587