Вестник гражданского общества

Герои нашей авиации

          Шумная и бурлящая Ниагара кризиса продолжает мчаться, увлекая в бездну банкротства все новые и новые компании. Те же, кто пока еще на плаву, не перестают думать, как бы переправиться через этот поток с как можно меньшими потерями. Так имеет ли смысл менять на этой переправе «коней»? В данном случае речь идет о досрочном освобождении от должности генерального директора «Аэрофлота» Валерия Окулова и назначении на эту должность Виталия Савельева. Все происходит в лучших традициях последнего времени: на место профессионального менеджера от авиации назначают профессионального инженера-экономиста-банкира. Те, кто поддержал господина Савельева, говорят, что теперь-то уж точно «Аэрофлот» переживет кризис с минимальными потерями. Так ли это – покажет недалекое будущее.
          Итак, кто же встал у штурвала «Аэрофлота»?
          Виталий Савельев прошел долгий путь от простого инженера до руководителя крупнейшей авиационной компании России. На этом пути судьба сталкивала его с разными людьми: то с Путиным, то с Грефом, то с Миллером… Правда, отовсюду он уходил и всегда – по собственному желанию, чем порой вызывал недоумение у коллег. Из «Главленинградинжстроя» ушел, потом променял банк «Россия» на «Менатеп Санкт-Петербург». Потом, не проработав и года в «Газпроме», он уходит в «Связьинвест», и далее – замом Грефа в МЭРТ. И наконец, поработав пару лет в АФК «Система», становится гендиректором авиакомпании. Вот уж точно: Фигаро тут, Фигаро там. При этом, сменив не одну должность за свою жизнь, он ни разу не работал в авиационной отрасли и даже не имел никакого отношения к ней. Возможно, именно здесь и кроется хитрый замысел назначивших его людей: свежий и не завязанный ни с кем человек поможет развалить… простите, навести порядок в компании. А может, секрет в том, что в биографии нашего героя присутствуют волшебные слова: Петербург, банк «Россия», Путин. Нынче с такими словами можно и горы своротить – было бы желание.
          Кроме того, Савельев, по словам министра транспорта Игоря Левитина, имеет большой опыт антикризисного управления. По словам же самого Савельева, это назначение – «хороший вызов». «Если посмотреть на мою трудовую биографию, то мне никогда не предлагали легкой и комфортной работы, — говорит он. — Меня скорее нанимали как специалиста по решению нерешаемых задач». Если же задача не решается – всегда можно перестать ею заниматься «по собственному желанию». Ну что ж, если считать нерешаемой задачу разобраться с «Аэрофлотом», то действительно впору звать специалиста. А чего делать, если всемогущий в своей области Левитин, правительство Москвы и другие деятели от политики не могут справиться с Окуловым, нынче не примыкающим ни к каким политическим группировкам?
          А ослабить «Аэрофлот» жизненно необходимо. Кому? Да есть тут желающие – те, кто хочет, чтобы «Аэрофлот» и «Росавиа», которая как бы уже есть, но не летает и даже пока крыльями не машет, конкурировали на равных. Первые шаги в данном направлении уже сделаны. Продолжаем в том же духе – и у нас будут два основных псевдоперевозчика. Не летающие, но зато возглавляемые «лучшими людьми» нашего времени: Ванцев, Лужков и т.д. А возможно, в не столь далеком будущем, мы увидим одну большую госкорпорацию под руководством тех же «героев» - «Авиафлот», «Флотавиа» или еще как-нибудь…
          Окулов, конечно, тоже без работы не останется. Хотя финансово он, скорее всего, обеспечен настолько, что ни ему, ни его семье уже работать необязательно. Ан нет, не сидится спокойно дома. Более того, оказалось, что все его речи о том, что он не хочет быть госчиновником - всего лишь разговоры. Надо же было поломаться для виду! И принять в конечном итоге предложение Левитина стать замом. Как-то теперь будет работать Валерий Михайлович, учитывая не слишком теплые отношения со своим будущим начальником?
          А Савельев… Ну и что, что он не спец в авиации? Зато он отметился в других областях. Вот, например, он кандидат в мастера спорта по боксу. И для здоровья полезно, и в управлении, наверное, поможет. Особенно когда надо разобраться с несогласными. А то тут много всяких «умных», которые то против его назначения выступают, то письма пишут в совет директоров «Аэрофлота» - хотят замолвить словечко за Окулова. Пусть знают, что хозяин сменился!
          Новая метла, как известно, метет по-новому. Вероятно, скоро мы увидим в «Аэрофлоте» новые лица, какие-то перестановки, особенно в руководстве. Придет новая команда «спецов». Интересно, какую область науки и техники они будут представлять? Вероятно, IT-технологии или сервис – ведь Савельев так и сказал, что метод ведения бизнеса в компании схож с методами, практикуемыми в МТС, где он был главой совета директоров, и что акцент будет сделан именно на эти области. Плюс маркетинговая политика. Это все хорошо звучит, пока есть какие-либо программы, разработанные ранее. А что будут продвигать на рынке, когда эти программы себя исчерпают? Сможет ли новая команда менеджеров что-то создать или займется исключительно дележкой теплых мест?
          Итак, Окулов свергнут, Савельев - разрешатель неразрешаемых задач - готов приступить к благородному делу создания конкуренции в авиации, «Росавиа» вроде бы развивается, а Левитин продолжает рулить транспортом. И все при деле: «героически» преодолевают созданные трудности - каждый в свою пользу.


ИННА СТРЕЛЬЦОВА


02.04.2009



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.016885995864868