Вестник гражданского общества

Поле чудес в стране дураков

Вид на аэропорт «Шереметьево»

          Декабрь 2008 года стал переломным в отношениях Президента и Парламента: если до этого господа депутаты пытались тихонько дурить президента, поддакивая, кивая, и не переставая при этом соблюдать свои интересы, то теперь они решились сделать это в открытую, внеся многочисленные поправки в предложенный самим Президентом пакет антикоррупционных законов. Занятно и то, что принять его депутаты предложили лишь с 2010 года, оставив себе 365 дней про запас, вероятно, в надежде успеть обеспечить безбедное существование уже не только себе, но и всем чадам и домочадцам. Как говорится, «сколько смогу – съем, остальное понадкусываю».
          Ведь если новый закон будет принят (что несомненно) и при этом будет соблюдаться (что спорно), действия разрешающих, согласовывающих и контролирующих чиновников будут все же ограничены дисциплинарной, административной и уголовной ответственностью. При этом лоббирование крупными правительственными чиновниками интересов отдельных структур даст сбой – тогда уже можно будет говорить о честной конкуренции на российском рынке. А это и будет первый, но уже весьма ощутимый результат борьбы с коррупцией, потому что сегодня, опекаемые и прикрываемые от закона телами власть предержащих, владельцы не только коммерческих, но и государственных структур творят беспредел и передел, уверенные в своей безнаказанности.
          За примерами далеко ходить не надо: господин Василенко, генеральный директор ОАО «МАШ», планомерно прибирающий под себя бизнес всех аэропортовых структур в зоне аэропорта «Шереметьево», окружен трогательной заботой не только руководства Химкинского района Подмосковья, но и лично главы Минтранса И.Левитина. Конечно, небескорыстно – нескрываемый общий интерес и узаконенный общий бизнес делают свое дело.
          Благодаря покровительству члена Правительства господина Левитина, занимающего кресло Председателя Совета директоров, «МАШ» не только выигрывает многочисленные судебные иски, но и получает немалые госдотации, ответственности за которые вроде бы и не несет.
          При этом сочувствие главы Минтранса к гендиректору «МАШ» просто за душу берет: «У Михаила Михайловича есть еще много дел в «Шереметьево», он и его команда, по большому счету, только начали, их нужно поддержать. Господину Василенко работать тяжелее, чем менеджерам в частных аэропортах. И понятно почему: над ним много чиновников. В частных аэропортах собственники обсудили проблему и сразу приняли решение, выделили деньги. Гендиректор ОАО «МАШ» этого сделать не может. Он должен получать директивы государства...».
          Игорь Евгеньевич! Для кого эта пламенная речь в защиту Михаила Михайловича? Сейчас и ребенок знает: выполнение директив государства – это, прежде всего, развязанные руки и полная безнаказанность за действия. «Все в интересах государства», все во исполнение директив! Кстати, вместе с директивами он и деньги получает для их выполнения. Вы частникам позавидовали? Так частник свои деньги вкладывает, а господин Василенко – государственные… Чиновников много над ним? Так если эти чиновники такие же, как Вы, бояться ему нечего…
          Кстати, по поводу оборота государственных денег: при проведении реконструкции и расширения аэропорта оборачивает их Михаил Михайлович виртуозно. Реконструкция, безусловно, аэропорту необходима. Но… нужна реконструкция, базирующаяся на Генеральном плане, бизнес-плане развития, наконец, на обоснованном расчете объема инвестиций и возврата затраченных средств.
          В «МАШ» все было с точностью до наоборот: строительство проводилось при отсутствии Генплана (основополагающего документа территориального строительства), без проведения землеустроительных работ и межевания участков, без наличия качественной проектной документации, и к этому еще сопровождалось судебными разбирательствами с многочисленными фактическими пользователями земли, которых, в нарушение закона, руководство аэропорта просто изгоняло с территории, используя даже силовые методы захвата.
          Железнодорожная ветка, прокладка которой сопровождалась многочисленными нарушениями, вызвавшими не только выступления московской и подмосковной общественности, но и претензии Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, торжественно открыта… Поезда по ней уже полгода ходят пустые…
          Судебные разбирательства и притеснения 8 крупных землевладельцев – предприятий аэропортовой инфраструктуры…
          Попытка силового захвата и последующее псевдозаконное изгнание конкурента – компании «Саней-К», владевшей автостоянкой около аэропорта.
          Кстати, история с уничтожением этой самой автостоянки получила продолжение, которое просто обязано заинтересовать службы, контролирующие расходование средств из госбюджета. Когда на месте снесенной автостоянки с многочисленными нарушениями был воздвигнут многоярусный паркинг, Ростехнадзор категорически отказался давать разрешение на его эксплуатацию по причине выявленных нарушений при строительстве, необходимости проведения дополнительных монтажных и строительных работ, а также его повышенной пожароопасности, т.к. построен он был с нарушениями системы пожаротушения. Как «МАШ» решил проблему, знает, вероятно, только Министр транспорта. Но паркинг был торжественно открыт и … стоял незаполненный.
          Удивительно, но все задуманное Василенко и восторженно принятое Левитиным лепится как детские куличики из песка – без документации, в спешном порядке, затем не допускается к эксплуатации Ростехнадзором (как было и с самим разрекламированным терминалом «С»), а потом … продается. Так произошло, например, с паркингом. То ли он не оправдал финансовых надежд (цены на парковку таковы, что водители предпочитают выстраиваться вдоль обочин), то ли просто строительство было предлогом для прокрутки госбюджетных средств. А деньги, судя по тому, что боролись за право строить паркинг 15 серьезных компаний, были потрачены немалые. И то, что выиграла тендер французская компания Vinci Park , имеющая в своем распоряжении 1400 паркингов в 12 странах, говорит о том, что куш был серьезный. Кстати сказать, и Ленинградское шоссе перестраивать будет Vinci Park – меморандум, где упоминался этот проект, был подписан еще в 2006 году господином Левитиным.
          Сейчас многоярусный паркинг, построенный на деньги государства (т.е. честно заработанные «простыми» россиянами) продан коммерческой структуре - французской компании Vinci Park – очевидно, уже включенной в список близких партнеров Игоря Левитина, в котором, помимо самого «МАШ», прочно обосновалась и «Трансгрупп АС». Та самая «Трансгрупп АС», стартовый капитал которой был сформирован благодаря протекции и финансовой деятельности в Эстонии бывшего министра путей сообщения Н.Е.Аксененко и которая сейчас активно разворачивает деятельность в РФ. Возглавляющий «Трансгрупп АС» почетный гражданин Эстонии М.Ликсутов – совладелец многочисленных компаний, в том числе и «Аэроэкспресса» (осуществляющего эксплуатацию железнодорожной ветки в «Шереметьево», построенной опять же «Трансгрупп АС»), и будущего мультимодального комплекса, строительство которого развертывается в «Шереметьево», и контейнеров, и вагонов, и пр., и пр., отданного ему на откуп Минтрансом РФ.
          Операция, проделанная господами Левитиным и Василенко со строительством и последующей продажей паркинга, давно в нашей стране не уникальна, носит название «отмывки» и должна, вроде бы, преследоваться по закону. Но найдется ли при такой основательной «крыше» (которую имеет Михаил Михайлович в лице Игоря Евгеньевича) самоубийца, решившийся устроить проверку расходования «МАШ» бюджетных средств и причин, по которым господин Левитин так яростно защищает господина Василенко?
          Может, с принятием пакета антикоррупционных законов и появится. Тем более что с нового года, следуя логике, надо ждать всероссийской развернутой кампании против явных коррупционеров. А если учесть славу, которую создал себе Министр транспорта за последние годы, должен же он лишиться хоть некоторых из кресел, которые занимает.
          Если же этого не произойдет, останется только признать, что поле аэропорта «Шереметьево» – воистину поле чудес, на котором закопанные пять государственных золотых через некоторое время дают ростки частных денежных деревьев. Только тогда получается, что мы все живем в стране дураков…


ВАДИМ СМИРНОВ


30.12.2008



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.013833045959473