Вестник гражданского общества

Путь к цивилизации

Вадим Белоцерковский. Итоги моей работы, которые я обещал подвести на своем 80-летии 25 сентября 2008 года. Часть III

 Здание ООН в Нью-Йорке. Фото РИА «Новости»

Самоопределение и территориальная целостность

          Как сторонник самоуправления я, естественно, являюсь и сторонником свободы самоопределения народов. Право на самоопределение записано в уставе ООН, но не подкреплено системой норм и правил. И предпочтение в мире до сих пор отдается праву сохранения территориальной целостности государств.
          Но продумать необходимые нормы применения того или другого права, на мой взгляд, очень нетрудно. Надо лишь иметь смелость смотреть на вещи открытыми глазами. Право на сохранение территориальной целостности, очевидно, должно действовать лишь в случае, если имеет место агрессия извне, т.е. стремление соседа отхватить кусок вашего государства. Если же сам «кусок», большинство (я считаю, не менее двух третей!) его населения желает отделиться, то оно должно иметь на это право при соблюдении ряда условий. Например, при условии проведения референдума об отделении и при условии, что жители данного региона (не обязательно одной национальности!), живут уже в этом регионе не менее, скажем, трех поколений. Чтобы земля под их ногами стала их землей.
          Для решения спорных случаев при ООН должен быть учрежден специальный арбитражный орган.
          Свобода самоопределения вплоть до отделения обосновывается, на мой взгляд, тем соображением, что без свободы выхода из государства не может быть и свободы в этом государстве. Свободный народ, как и свободного индивидуума, нельзя насильно удерживать где-либо. В цивилизованном мире свободы выхода не должно быть лишь из двух мест: из тюрьмы и сумасшедшего дома!

          (Подробнее об этом см. статью: «Самоопределение или территориальная целостность», размещенную на моем сайте www.belotserkovsky.ru.)

Истоки антисемитизма

          Главная, на мой взгляд, загадка антисемитизма - это длительность его существования. У неизбывного в течение тысячелетий антисемитизма должны быть глубокие корни в психике людей, должен быть какой-то постоянный источник психической энергии, питающий антисемитизм. Такой я вижу ситуацию.
          Чем евреи приобрели известность в истории? Прежде всего, созданием монотеистической религии, т.е. созданием религии как таковой. Религия немыслима без единобожия. Когда богов много, то Бога нет. И характерно, что антисемитизм распространен главным образом среди христиан и мусульман. Притом, что религия и тех и других вышла из иудаизма - первой монотеистической религии.
          Но какую роль играет религия в жизни людей? Она, очевидно, призвана дать человеку смысл жизни и единение с людьми и тем ослабить страх перед временем и смертью. Какому в этом случае стремлению, существующему в глубинах психики, противостоит религия? Очевидно стремлению к смерти, к возвращению в неорганическое состояние, в состояние хаоса. Иначе сказать, религия противостоит тенденции возрастания энтропии, т.к. она направлена к установлению порядка — нравственного. Созданием религии евреи поставили преграду росту энтропии, сползанию к хаосу, к смерти. Насколько эффективна религиозная преграда - другой вопрос.
          Так не энтропийная ли тенденция в психике людей и подпитывает энергией неприязнь христиан и мусульман к евреям? Про антисемитов-христиан можно сказать, что они не любят евреев не за то, что евреи «Христа распяли», а за то, что они его породили!
          Антисемитизму более подвержены люди, у которых сильнее выражено стремление к смерти в результате действия определенных условий воспитания и жизни. И самыми крутыми антисемитами не случайно бывают самые злобные и агрессивные личности, у которых легко просматривается стремление к разрушению всего и вся. (Отвод вовне стремления к смерти от собственной персоны!) За ненавистью к евреям обязательно скрывается и ненависть к людям всех национальностей — мизантропия, которую антисемиты пытаются маскировать страстной любовью к своему народу. Эта «любовь» превозносит их народ надо всеми другими народами, что опять же дает возможность другие народы не любить и не уважать. Люди жизнерадостные, добрые не бывают антисемитами, мизантропами. За мизантропией стоит нелюбовь к жизни. Нельзя же любить жизнь, ненавидя людей.
          Яркий пример апокалипсической природы юдофобии дает нам немецкий нацизм, созревший и озверевший на антисемитизме. 55 миллионов погибших во Второй мировой войне, развязанной нацистской Германией с помощью феодальной России, 6 миллионов евреев - жертв Холокоста, тысячи разрушенных городов, прежде всего, немецких! И человечеству еще повезло, что гитлеровская Германия не успела создать ядерное оружие. Антисемиты — это по существу ангелы смерти, разрушения, сеятели хаоса, «агенты» энтропии.
          Характерно, что многие верующие испытывают неприязнь и к священникам своих церквей. По той же причине, что и к евреям! А из Библии мы знаем, что и сами евреи первое время неоднократно бунтовали против иудаизма с его монотеизмом и нравственными заповедями, ограничивающими своеволие и агрессивность людей. Такой я вижу причину древности антисемитизма.

          (Подробнее об этом см.: «Путешествие в будущее…», гл.24.)

Когда закончились средние века?

          Моя концепция состоит в том, что средние века «начали кончаться» лишь после 1945 года, после разгрома нацистской Германии и ее союзников. И начали тогда выходить из средних веков в цивилизацию только западные страны. Россия же и страны третьего мира по-прежнему остаются в средневековье.
          Мою статью на эту тему («Революция и эволюция») опубликовал Сергей Довлатов в «Новом американце» (Нью-Йорк, 1982 г., № 104); до того она была напечатана в эмигрантской чехословацкой и украинской прессе.
Изложу в сжатом виде ход моих рассуждений.
          Всего каких-нибудь 60 лет назад бушевала война между западными странами, унесшая 55 миллионов жизней, до того по Европе расползалась коричневая чума фашизма и нацизма, экономику сотрясали чудовищные кризисы, еще раньше — полыхала Первая мировая война из-за передела колоний, процветала немыслимая эксплуатация рабочих, грабеж колоний и кровавые подавления восстаний в колониях, сотрясали мир кровопролитные революции. Это ли не средневековье?
          Да, и сейчас в цивилизованном мире, в том числе и в западном, продолжают существовать тяжелые проблемы, прежде всего - зажившийся на свете капитализм, но происходят и колоссальные положительные сдвиги, которые невозможно не замечать при нормальном зрении. Немыслима стала война между западными странами, Западная Европа превратилась в конфедерацию, исключен приход нацистов к власти (на Западе!), немыслим новый захват колоний. В недавнем прошлом даже представить себе было невозможно и такие явления, как создание ООН, принятие Всеобщей декларации прав человека, международных правовых пактов, интернациональное правозащитное движение, добровольное освобождение колоний, успешная борьба с расизмом и еще многое другое.
          Все это в сумме не что иное, как начало выхода человечества, западных стран, из эпохи средневековья, и датировать начало этого выхода надо 1945 годом. Невиданная оргия насилия в первой половине ХХ века не прошла бесследно — ужаснула людей, стала апогеем и, надо надеяться, началом конца средневекового варварства. Появление апокалипсического ядерного оружия довершило отрезвление людей. Они поняли, что больше нельзя жить по законам джунглей, как во внутренних, так и в международных отношениях.
          Процесс выхода из средневековья идет, конечно же, не гладко, со срывами, его тормозит существование множества отсталых, нищих и полунищих стран с авторитарными режимами и с ядерным оружием. Начался в те же годы и негативный процесс становления всемирной экономической империи капитализма, транснациональных корпораций, то, что сейчас называется глобализацией. Но несмотря ни на что движение западных стран из средневековья к правовому, цивилизованному существованию продолжается и имеет огромное значение для будущего человечества.
          Многие левые не допускают мысли, что правовые порядки могут действовать вопреки интересам капитала, особенно при серьезных для него угрозах. Они не осознают колоссального значения инерции во всех сферах жизни человека и общества и потому не видят, не понимают, что правовые порядки вкупе с другими институтами демократии уже начинают жить самостоятельной, независимой ни от кого и ни от чего жизнью. Примеры тому и победоносная борьба в США против вьетнамской войны, «Вотергейт» и «Ирангейт», и запрещение в Италии руками судебной власти партии Христианских демократов - партии крупного капитала, бессменно правившей страной с конца Второй мировой войны.
          И мыслимо положение, что правовые порядки так глубоко укоренятся в сознании людей, что станет реальным правовой путь для установления строя синтезного социализма — с помощью выборов, референдумов, принятия соответствующего законодательства, иначе говоря, с помощью мирной и демократической революционной перестройки - пути наиболее благоприятного для установления такого строя.

          (Подробнее об этом см: «Путешествие в будущее и обратно…», Гл.26.)

         Часть первая 
         Часть вторая


ВАДИМ БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ


21.11.2008



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.01251482963562