Вестник гражданского общества

«Мы вас научим родину любить!»

          Какой любопытный документ опубликован во вчерашней «Российской газете»!
          Наш премьер-министр распорядился утвердить «Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
          Основывается она на «российских традиционных духовных ценностях». Видимо, российские духовные ценности как-то разительно отличаются от нероссийских духовных ценностей. То ли нероссийские ценности недостаточно духовные, то ли не совсем традиционные, то ли не особенно ценные.
          Список «российских традиционных духовных ценностей» прилагается. В него входят: «человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством». Вы сомневаетесь? Напрасно, премьер-министр их уже утвердил, скрепил подписью и печатью.
          Когда-то на территории этой страны цель воспитательного процесса была изложена в «Моральном кодексе строителя коммунизма», состоящем из 12 пунктов, представляющих собой коктейль из библейских заповедей и коминтерновских лозунгов, а вся воспитательная методология основывалась на учении марксизма-ленинизма (я знаю, о чем говорю, на 4 курсе МГПИ писала курсовую работу для кафедры Методики коммунистического воспитания). Это «коммунистическое воспитание» было жуткой гадостью, фальшивкой, совершенно не имеющей отношения к действительной жизни. Просто дежурный набор из нескольких терминов и лозунгов, переставляемых в разных вариантах из одной «научно-методической» работы в другую. Переливание из пустого в порожнее. К воспитанию и образованию детей эти фразы и эти «труды» не имели никакого отношения. И все это понимали, и принимали правила игры – тоже почти все. Но это были 1980-е годы, конец «развитого социализма», когда никто уже всерьез не воспринимал ни марксизм-ленинизм, ни Славу КПСС, вся эта идеология выдохлась и превратилась в демагогию, пустую формальность без содержания. Содержание было отдельно, а реверансы в сторону «руководящей и направляющей роли» – отдельно.
          Когда я читала распоряжение правительства, вступившее в силу 29 мая 2015 года, у меня было ощущение дежа вю: примерно тоже самое я читала в «трудах», хранящихся в Государственной научно-педагогической библиотеке в 1985 году, когда компилировала из них курсовую о коммунистическом воспитании в советской школе.
          Только сейчас мне было намного противнее, чем 30 лет назад. Может быть, потому, что перед эпохой «развитого социализма» с частично человеческим лицом была эпоха сталинизма с садистским оскалом, и в середине 80-х все эти «измы» воспринимались уже не всерьез, превратились в ветошь, которую скоро можно будет выбросить на свалку. А перед 2015 годом были 90-е годы, свобода совести, независимые СМИ, многопартийный парламент, рыночная экономика… Правда, последние 15 лет все это скукоживается, как шагреневая кожа, и уже почти ничего от тех свобод не осталось, но по сравнению с 80-ми точка отсчета изменилась.
          Я пытаюсь представить авторский коллектив, сочинивший «Стратегию развития воспитания до 2025 года». Наверное, они мои ровесники, тоже когда-то передиравшие в свои курсовые и рефераты бессмысленные рокочущие фразы из советских методичек. Только я постаралась забыть их как дурной сон, а они помнили, и теперь воспроизводят их, заменив коммунизм на религию, мораль на духовность, а интернационализм на традиционную российскую идентичность.
          Уверена, не каждый читающий эти строки осилит текст «Стратегии». Поэтому приведу несколько выдержек из нее, чтобы вы смогли оценить единство формы и содержания этого эпохального документа.
          «Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает:
          создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей;
          информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;
          содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;
          воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
          обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию».
          «Гражданское воспитание включает:
          создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
          развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
          <…> формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям».
          «Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:
          создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
          формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания».
          «Организационно-управленческими механизмами являются:
          совершенствование в субъектах Российской Федерации условий для обеспечения эффективной воспитательной деятельности на основе ее ресурсного обеспечения, современных механизмов управления и общественного контроля;
консолидация усилий воспитательных институтов на муниципальном и региональном уровнях;
          эффективная организация межведомственного взаимодействия в системе воспитания;
          укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании детей;
          <…> формирование показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации;
          организация мониторинга достижения качественных, количественных и фактологических показателей эффективности реализации Стратегии».
          «Научно-методические механизмы предусматривают:
          формирование системы организации научных исследований в области воспитания и социализации детей, процессов становления и развития российской идентичности, внедрение их результатов в систему общего и дополнительного образования, в сферы физической культуры и спорта, культуры».
          Какой язык! Это просто какое-то торжество канцеляризмов, пир духа казенщины! Нет, пожалуй, этот текст писали не мои ровесники, все-таки мы много читали, в том числе классику, сочинения писали, начиная с начальной школы и до выпускных экзаменов. Таких деревянных фраз моему поколению и не выговорить. Наверное, авторы этого шедевра только-только с учебной скамьи, в школе их натаскивали на ЕГЭ, в вузе ставили оценки за деньги. На работу приняли за лояльность и умение врать в лицо, не краснея.
          Вот это главное, что вызывает отвращение в тексте «Стратегии», - тотальная ложь! Она вся пропитана ложью. Начиная со списка утвержденных «российских традиционных духовных ценностей» и далее везде.
          «Человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством». Как воспитать такие ценности в стране, где человек вообще не является ценностью? О каком личном достоинстве может идти речь, когда оно попирается всей государственной машиной? Как верить в добро, если лозунг наших дней «бабло побеждает зло»? И о каком долге перед Отечеством (с заглавной буквы) можно говорить, если отечество открещивается от своих детей, как только они попадают в плен на необъявленной войне? Да оно даже от убитых на этой войне открещивается.
          «Формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям». Нет, сынок, это фантастика! Идеология экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам буквально льется ежедневно со всех каналов государственного телевидения. Тут и взрослые люди всякую стабильность установок теряют, а уж детям как устоять?!
          Но одну честную фразу они все же написали: «Воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов». Только как же это воспитать, когда такие «информационные ресурсы» лезут отовсюду?
          Нет, еще одна честная фраза есть, как на духу: «Формирование показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации». Именно так наши отечественные организационно-управленческие механизмы работают – в их показателях все очень эффективно. А в жизни…
          И совсем меня добила цель создать систему «комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности». Такое глубоко личное, интимное ощущение, как собственная идентичность, никакие работники, будь они трижды почетные педагоги, сформировать не смогут. Гражданская идентичность рождается из таких тонких, почти эфемерных моментов, как картинка в букваре, песня, «что пела нам мать», березка во поле, заветная скамья у ворот. Путин вот знает, он даже спел об этом, аккомпанируя себе на рояле одним пальцем. Но, то ли забыл, то ли текст «Стратегии» ему было недосуг прочитать, до того как его Медведев подписал.
          Так хочется сказать всем этим гражданам на государственных должностях: Ребята, занимайтесь своими непосредственными обязанностями. А детей мы сами воспитаем, в семье. И ценности передадим, общечеловеческие. И традиции. И культуру.


РИММА ПОЛЯК


09.06.2015



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.013101100921631