Вестник гражданского общества

Церковное рейдерство... или забытый апостол Павел

Миронов Андрей. Рязанский Кремль. 2004 г.

          «Это не мы - это администрация президента, которая очень любит церковь…», - таков смысл оправданий федерального Министерства культуры, которое ничем не может помочь одному из бесценных объектов культурного наследия народов России – историко-архитектурному музею-заповеднику «Рязанский кремль». Правда, по словам заместителя директора этого музея и его последовательной защитницы, Ирины Кусовой, к киванию вверх стыдливо добавляется «ну, а мы ему в этом только помогаем»...
           Как догадывается хорошо информированный российский читатель, речь идет о церковном рейдерстве, наглядный пример которого подает другим религиозным организациям Московская патриархия. Ее «духовное творчество» в последнее время все более заметно приобретает сугубо материалистические, а точнее откровенно меркантильные оттенки.
          Для тех же, кто не в курсе позорной истории с оттяпыванием Рязанской епархией РПЦ МП у многоконфессионального народа его культурного достояния, Ирина Кусова и несколько приехавших из Рязани ее коллег провели 13 ноября пресс-конференцию в Московском Независимом пресс-центре. Во встрече с журналистами кроме Кусовой принимали участие руководитель рязанского отделения «Движения за права человека» Александр Бехтольд, председатель эколого-просветительского центра «Зелёные острова» Михаил Панов, руководитель рязанского отделения «Школы прав человека» Софья Иванова и руководитель Рязанского отделения движения ОГФ Сергей Агаджанян.
           Непосредственно перед пресс-конференцией в Москве, у памятника Грибоедову на Чистых прудах прошел митинг, который стал первой выездной манифестацией протеста защитников Рязанского кремля, а заодно, как стало ясно из пресс-конференции, началом широкой кампании по оповещению российской и зарубежной общественности о такого рода подвигах коррумпированной власти.
          Начало истории «моспатриархийного разбоя» было положено где-то в середине 1990-х годов, когда кто-то достаточно смекалистый в Московской патриархии понял, что на волне «возврата церковной собственности» можно не только создать базу для своеобразно воспринимаемого «духовного возрождения», но и просто нажиться. В то время далеко не всем было ясно, что владение недвижимостью является одним из наиболее ликвидных вариантов вложения капитала. Поэтому в церковное владение, а затем и собственность начали приобретаться не только культовые сооружения, находившиеся в хорошем состоянии или представляющие собой особо ценные памятники архитектуры, но и больницы, земельные угодья, уцелевшие здания гимназий и прочие гражданские объекты. 
          В числе наиболее ярких приобретений РПЦ МП такого сорта можно назвать нынешнюю московскую больницу Святителя Алексия (бывшую 4-ю градскую) или практически всю обжитую территорию о. Валаам (бывшего промыслового поселения поморов). Кстати, если дело пойдет так и дальше, то нетрудно предположить, что на Валааме, после того, как монастырь укомплектует себе штат необходимых работников, а остальных жителей острова выживет на материк, могла бы появиться де-факто независимая от властей неконституционная «монастырская республика».
          Что-то подобное, вероятно, хотя и в меньшем масштабе, задумано сделать и в Рязани, где епархиальный архиерей РПЦ архиепископ Павел на совещаниях у мэра не скрывает, что намерен превратить Рязанский кремль в церковный центр туризма, организовать водные маршруты на пароходах, выстроить на месте археологического объекта древнего городища гостиницу и т.д. Причем, учитывая известные склонности чиновников нынешней власти, не стоит думать, что такие прожекты обязательно ожидает участь «нью-Васюков». Построил же московский мэр замечательный торгово-развлекательный аттракцион под прижившимся названием «яма имени Лужка» на месте Охотного ряда. Так, и рязанский мэр, хоть и существенно помельче будет, но в принципе-то и он ничем не хуже. Всякое же уничтожение культурных слоев и безвозвратная утрата исторических свидетельств по сравнению с получением прибыли в глазах «хозяев страны» полная ерунда. История для них – она и есть история, прошла – и нет ее…
          За прошедшее с начала 90-х время Московская патриархия из слегка опешившей от свалившейся на нее общенародного признания и благосклонности властей организации превратилась в глубоко пораженное властным снобизмом «затененное» учреждение. Кукольное личико того - самого сообразительного ее викарного иерарха постарело, техника огрубела, чутье притупилось. Но технологии овладения миром кесаря, остались те же.
          Ведь, если приглядеться к церковному рейдерству внимательней, то оно почти ничем не отличается от любого другого: «во что бы то ни стало зайти, сесть и заполнить собой объем». Единственное, что отличает ведомственную специфику этого произвола от такой же практики «братвы» или олигархических монополий, это особый аргумент, пригодный для использования только религиозными организациями: «ради возрождения вашей духовности» или «ради Бога!». Работает он, как видим, абсолютно безотказно. Причем, даже в весьма «условно-религиозной» атмосфере постсоветской России, что можно объяснить разве что особой восприимчивостью населения к суевериям. В результате, когда у всех на глазах церковная организация, скооперировавшись с чиновниками, игнорирует не только закон, но и мораль, большинству из окружающих даже в голову не приходит подобное «замечать». Приблизительно так же, как не бросаются в глаза откровенно циничные физиономии прощелыг в метро и у вокзалов из-за надетых на них подрясников и потертых скуфеек.
          Вероятно, все эти выгодные перспективы рязанский мэр Федор Правоторов просчитал сразу. В смысле, сразу же после того, как в отношении него были возбуждены целых два уголовных дела, одно из которых связано с убийством подростков. Потому что после показа по телевидению сюжета об этом, мэр направил свои стопы прямиком в церковь. Ясное дело не по вопросу покаяния, а по причине того, что, как полагается мэру, знал, чем дышат организации, с которыми доводится работать. Вероятно, он давно уже усвоил, что руководство Рязанской епархии нуждается в нем гораздо больше, чем в какой-то эфемерной духовности. Архиепископ Павел к тому времени успел достаточно ясно дать понять всем, кто попадался на пути, что церковь не прочь бы обрести Рязанский кремль «в безраздельное вечное пользование», да законы мешают.
          Трудно сказать, по предварительному сговору или руководствуясь одним лишь холопским инстинктом преклоняться перед всем, имеющим отношение к «барину», но на устранение законных помех осуществлению желаний владыки региональные власти пошли не задумываясь. Тем более что на письме патриарха Алексия II c пожеланием передать Московской патриархии монастырские здания, буде они не заняты, Путин начертал резолюцию «Решить вопрос положительно». О том, что представляла собой основная часть письма, которая «согласно общественной экспертизе, проведенной по этому письму» не содержит « ни одного слова правды, то есть, там практически все является ложью и клеветой», на пресс-конференции в Независимом пресс-центре тоже упоминали. То есть, еще в 2006 году, когда все это происходило, дошедшая ныне до беспредела ситуация могла бы просто не возникнуть. Достаточно было чиновникам оказаться чуть грамотнее и честнее, чтобы двусмысленность «патриаршье-президентского обмена мнениями» обрела конкретику и закончилась либо в самом деле положительным решением вопроса, либо представлением генпрокурора.
          Увы, так не случилось. Поэтому и создалась сегодня ситуация, при которой региональные власти решают судьбу особо ценной недвижимости, находящейся в федеральном распоряжении, нарушая при этом Конституцию РФ и ряд норм российского законодательства. Федеральное Правительство, в компетенции которого распоряжаться федеральным имуществом, в том числе и Рязанским кремлем, не может вынести постановления о передаче его РПЦ МП, так как это было бы грубейшим нарушением закона. Региональные власти, которые фактически распоряжаются Кремлем, не имеют на то никакого права, что делает их предписания недействительными. Прокуратура не желает воспользоваться своим правом надзора за соблюдением законности, так как ряд уже совершенных действий требовал бы суда. Суд, который и сам настолько привык к своей «басманности», что уже не замечает, просто не видит прямых нарушений закона и штампует отказы. А защитники народного достояния – историко-архитектурного комплекса «Рязанский кремль» - от покушений на него корпорации клерикалов и чиновников обращаются в поисках справедливости в Европейский Суд.
          Может быть, нынешней проблемы и не возникло бы, не произойди еще в 1990-х годах добровольной передачи Рязанским музеем-заповедником Рязанской епархии РПЦ целого букета историко-архитектурных объектов, находившихся в его ведении. Это Солотчинский монастырь, церковь Спаса на Яру вблизи Кремля, здание Гостиницы знати в Кремле, церковь Преображения на городище Старая Рязань. Но тогда церковь вела себя в регионах сравнительно прилично, так как епархиальные архиереи еще не были поголовно замкнуты на единый центр РПЦ МП в Чистом переулке. О том периоде на пресс-конференции напомнил не без обиды Михаил Попов: «Когда началась передача храмов верующим, я был депутатом горсовета. В то время все, и коммунисты, и либералы, и так называемые демократы, к которым относились и мы - все радовались, потому что считали, что делаем хорошее дело. Но нам тогда даже в страшном сне не снилось, что наши замечательные попы будут творить то, что те же большевики, которых и они, и мы тогда обличали за порушение религии, храмов, за преступные действия в отношении верующих и священнослужителей». В самом деле, кто мог подумать тогда, «что они будут мстить и большевикам, которых уже нет, и всему народу, и учреждениям культуры, распространять свой подгребательский инстинкт не только на храмы, но и на светские сооружения»?
         Собственно, целью этой статьи являлся не рассказ о митинге  защитников музея, или о пресс-конференции, на которой обсуждалась проблема церковного рейдерства. В данном случае, речь о том, насколько иллюзорны представления тех, кто считает, что можно решить какие-то свои проблемы отдельно, вне зависимости от разрешения наших общих - общероссийских. Напомним, что новозаветная сентенция, что «несть во Христе ни эллина, ни иудея» была сформулирована апостолом Павлом после того, когда в правление Тиберия эллины Александрии с римскими легионерами вырезали 50 тысяч иудеев. Неужели и нам придется сначала стать палачами и жертвами очередной социальной катастрофы, чтобы потом наши дети заново открыли для себя истину, сказанную Павлом 2 тысячи лет назад? В который раз разбить голову, наступив на древние грабли?..


МИХАИЛ СИТНИКОВ


15.11.2008



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.019761085510254