Вестник гражданского общества

Не стоит валить все на народ

1-2 июня 1962 года. Рабочие Новочеркасского завода по выпуску
электровозов перекрыли железную дорогу Москва-Ростов

           Сейчас во время скандальной «рокировочки» Медведева и Путина многие оппозиционно настроенные интеллигенты вновь вспомнили, что вся беда заключается в народе российском, который представляет собой скопище рабов, холопов и холуев. Таким он был и в 1917 году, и в 1956, и в 1981, и в 1993. Потому его вновь и вновь скручивали, загоняли в стойло. Короче, каждый народ достоин своего правительства. И на это я хочу возразить.
          На Западе я изучал документы и литературу о событиях в России, начиная с февраля 1917 года до феодальной контрреволюции Сталина в 1928 году. И в тот период народ не проявлял себя рабом. Почитайте хотя бы воспоминания Александра Блока «Последние дни императорской власти» или начало «Доктора Живаго» Бориса Пастернака. Не имели тогда люди понятия о демократии, но и рабами их назвать нельзя. Об активных, созидательных действиях крестьян в Сибири перед первой мировой войной можно прочитать у борца за кооперативный путь развития Александра Чаянова, расстрелянного при Сталине. Чаянов - общественный деятель, ученый, писатель - должен был бы стать гордостью России, но его совершенно забыли. С глубоким уважением пишет о народе, о рабочих в своих «Воспоминаниях» Надежда Мандельштам, которая ни к какой партии не принадлежала и после ареста мужа, Осипа Мандельштама, сама работала ткачихой в провинции.
          Сам я в 50-60-е годы работал преподавателем в железнодорожной школе рабочей молодежи, потом корреспондентом по промышленности. И убедился, что рабочие тяжелой промышленности и транспорта - а это была большая часть того сообщества, которое называют народом - в массе своей представляют собой лучший в нравственном отношении слой советского общества. Рабочие и инженеры промышленности были людьми здравого смысла, мужественными, с чувством собственного достоинства. Надежда Мандельштам пишет, как рабочие, рискуя собой, спасли ее от сталинских чекистов. Спасли жену «врага народа», еврейку! И меня один раз спасли рабочие (в 1954 году), когда начальство школы пронюхало, что я веду с учениками школы рабочей молодежи «антисоветские разговоры»*.
          Холопы не смогли бы провести по стране (в конце 50-х начале 60-х годов) целую серию мирных восстаний, закончившуюся жестоким расстрелом рабочей демонстрации в Новочеркасске (1962 г.)**. Поднимаясь против властей, они даже сухой закон в своей среде устанавливали. Интеллигенция же судила и судит о рабочих по людям из сферы обслуживания, действительно предельно люмпенизированных и алкоголизированных. 

 

2 июня 1962 года. Мирная демонстрация рабочих Новочеркасска
к Дворцовой площади (пл. К. Маркса)


Плакаты с требованиями рабочих гласили: «Нам нужны квартиры»,
«Мясо, масло, повышение заработанной платы рабочим»


          В конце перестройки, в 1990 году, работники крупной промышленности и сотрудники научно-прикладных институтов создали «Союз Трудовых Коллективов СССР» (после 1991-го – России), с целью добиваться приватизации заводов и прикладных институтов в свою пользу. Каким-то удивительным образом они достали мою, изданную в Германии (на русском) книгу – «Самоуправление», посвященную теории и западной практике создания предприятий, принадлежащих трудовым коллективам. И рабочие, учредители «Союза», позвонили мне из Тольятти (с ВАЗа) в Мюнхен, где я тогда жил и работал, и пригласили быть советником в их «Союзе», объяснив, что изложенные в моей книге идеи и примеры из жизни полностью соответствуют тому, за что они хотят бороться. И я в течение трех лет (до 1993 года, когда после конституционного переворота «Союз» был задавлен ельцинскими властями) встречался с рабочими, приезжавшими на съезды «Союза» изо всех промышленных городов страны. И это в массе своей были прекрасные люди. Но у них не было опыта политической борьбы, и «Съезд» не последовал моему совету: перестать надеяться на власть, которая их обязательно обманет, и начать самим борьбу за власть, как это сделали рабочие польской «Солидарности» в 1981 году. Но «Солидарности» активно помогала элита польской интеллигенции. Еще до рождения «Солидарности» польские интеллектуалы создали знаменитый КОР – «Комитет Обороны Работников» - в России дело немыслимое! – и помогли рабочим сформировать «Солидарность». Ячейка «Солидарности» сложилась в Польше даже в Академии Наук!
          В России же интеллигенция игнорировала рабочее движение и наш «Союз», а я один не смог поднять рабочих на политическую борьбу. Сахаров, увы, не дожил до возникновения рабочего движения за создание нового строя. С ним, я предполагаю, нам бы удалось поднять рабочих на борьбу и сопротивление властям. Сахаров, напомню, в середине перестройки уже призывал граждан Советского Союза к всеобщей забастовке. Но тогда еще не было «Союза Трудовых Коллективов». Подавление этого «Союза» лишило Россию великого шанса на спасение страны от капитализма коммунистических чиновников.
          За 12 лет до того и польская «Солидарность», уже фактически победившая, была задушена польскими комуняками по требованию Москвы. В декабре 1981 года польский Сейм под давлением всего общества вынужден был принять разработанный «Солидарностью» закон о самоуправлении трудовых коллективов на предприятиях, фактически означавший переход предприятий в собственность работников. Закон должен был войти в силу с 1 января 1982 года. Но в ночь на 13 декабря 1981 года большинство активистов «Солидарности» было арестовано специальными отрядами полиции и армии, в глубокой тайне подготовленными к этой операции. На польско-советской границе стояли советские войска, готовые вторгнуться в Польшу в случае срыва этой операции.
          Подавление борьбы «Солидарности» за новый строй, как ранее, в 1968 году, подавление революции «Пражской весны» в Чехословакии, имевшей ту же цель, изменило направление развития всего человечества, а уж народов Советского Союза тем более, усилило опасность катстрофы. Но интеллигенция в СССР, особенно в 1981 году, была рада такому исходу и смолчала. И вот она-то, действительно, представляла собой холопскую массу. Сейчас она одновременно с властями поддерживает жесточайшую цензуру на любые сведения о борьбе за создание кооперативного, условно говоря, строя. Не пропускаются в СМИ и сведения об успехах развития ростков и анклавов такого строя в Европе и США.
          Конечно, сейчас народ в России деморализован и пассивен, и количественно рабочих стало гораздо меньше из-за развала промышленности, но пресловутое холопство народа здесь не причем. Если встать на место рабочих людей, народа, на что в среде российской интеллигенции мало кто способен, то станет понятно - людям не за что бороться. Не за красивые же, но пустые слова оппозиционных лидеров, что слева, что справа. Свободные выборы, к примеру, вещь, действительно, нужная, но они уже проходили в стране в конце перестройки. И чем все кончилось? Одни оппозиционеры выступают за сохранение в стране капитализма (значит, и за сохранение сросшейся с ним политической элиты), другие - за возвращение к советскому бесправию, третьи вообще за что-то пахнущее фашизмом, нацизмом.  И хорошо, что народ не идет за такой оппозицией. Всю правящую элиту надо менять, но как это сделать, если она срослась с капиталом? Так называемые либералы в поиске для своей партии все новых названий украли у польских рабочих прекрасное имя «Солидарность», но вытряхнули все ее содержимое, которое сегодня так пригодилось бы в России.
          Предлагать народу идеи и принципы, которые могут привести его к свободе и благополучию, прерогатива интеллигенции, которая обладает (должна обладать!) способностью мыслить и необходимой для этого информацией. Но российская интеллигенция и не думает этого делать. Думает в массе своей только о том, как выжить в сложившихся условиях (или как эмигрировать подальше от них). А дело, между тем, идет к гибели страны – к дальнейшей умственной и моральной деградации населения и к его вымиранию.
          Презрение интеллигенции к народу: «рабы и всегда были рабами!» - да еще в момент тяжелейшего кризиса, - совершенно неприемлемо и губительно для страны.
          Закончу словами Надежды Мандельштам из ее «Воспоминаний»: «В эпоху почти всеобщей трусости и подлости так называемого образованного общества у рабочих оставалось понятие пролетарской совести, от которой они не желали отказываться».

________________________________________
* Я пишу об этом в книге мемуаров «Путешествие в будущее и обратно», гл.6, www.belotserkovsky.ru.

** 2 июня 1962 года мирная демонстрация рабочих на центральной площади г. Новочеркасска у здания ГК КПСС была расстреляна. Убито - 24 человека. Ранено - 87 человек. Среди убитых были дети и женщины.


ВАДИМ БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ


04.10.2011



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.032099962234497