Вестник гражданского общества

О Корее и взрослении

          Конфронтация Севера и Юга Кореи наводит на разные мысли.
          Что показывает нам разделенная Корея? Был один народ, одна страна, теперь две страны и два очень разных народа. Прошло немного больше полувека (очень мало, по историческим меркам), а различия наросли удивительные.
          Вопрос: «доросла ли Корея до демократии?» – А это смотря какая Корея. Одна уже доросла, другая, нет. 
          Тот же вопрос, который постоянно возникает у нас: доросли ли мы до нее, до половой зрелости цивилизации?
          Тут Корея, можно сказать, экспериментум круцис, пример в чистом виде.
          Южная Корея, действительно, «дорастала», как водится, не сразу, с кризисами и проблемами, но ведь доросла-таки. И экономика – на зависть, не только северным корейцам, но и нынешней России. У нас сейчас – как раз те проблемы, через которые в свое время Южная Корея переехала. «Чеболи» (госкорпорации), засилье «силовиков» во власти и т.д. Теперь ездим на южнокорейских авто, смотрим их телевизоры и т.д.
          Северная Корея – сплошные «силовики», парады, портреты, «национальные лидеры», правда, жрать нечего.
          Другой, вроде бы совсем другой вопрос: а как вообще происходит взросление, «дорастание» до чего-то?
          Великий психолог Л.С. Выготский сформулировал важнейший принцип работы педагога: надо работать в «зоне ближайшего развития».
          Если кратко, принцип состоит в следующем.
          Есть задачи трех уровней сложности: 
          1) задачи, которые ребенок может решить сам, без помощи взрослого. Например, задачи по таблице умножения для десятиклассника. Они никак не способствуют развитию, разве что закрепляют уже приобретенные ранее навыки;
          2) задачи, которые ребенок не может ни решить, ни понять, даже с помощью преподавателя. Они также бесполезны для развития;
          3) задачи, которые ребенок может понять и решить, но только с помощью взрослого (преподавателя, родителя). Именно эти задачи – «зона ближайшего развития».
          При их решении в действие вступает следующий принцип – «совместно-разделенного действия». Он прост в теории, но труден на практике.
           Начинается с простого: например, с научения ребенка есть ложкой. Родитель берет руку ребенка с вложенной туда ложкой и делает (отчасти насильственно) правильное движение – из тарелки в рот. Сначала ребенок упирается: ложка – это что-то противоестественное, куда проще хлебать ртом из тарелки. Но потом свыкается с этим «противоестественным» способом еды и начинает проявлять инициативу, двигать собственной рукой в правильном направлении. И КАК ТОЛЬКО ребенок начинает действовать сам – родитель пропорционально «убирает» свои руководящие усилия, позволяет ребенку есть самому.
           Это – и насчет еды ложкой, и в математике, и в чем угодно. И в политике, кстати.
           Дорос ли ребенок до освоения квантовой механики? До того, чтобы самостоятельно ходить в кино и выбирать наряды, до вождения автомобиля? Дорос ли «народ» до демократии? Это один и тот же вопрос. Главное – определить «зону ближайшего развития» и работать в этой зоне. Если, конечно, всерьез ставить задачу «роста», «развития», или, как теперь говорят, «модернизации».
           А КТО здесь «взрослый», учитель, преподаватель, руководитель?
           Вообще-то, в обществах и государствах это всегда – власть.
          В Южной Корее руководили поначалу, как известно, американцы (как и в Японии, и в Западной Германии). В Северной Корее – СССР и Китай. Результаты мы сегодня наблюдаем во всей красе. (Правда, подозреваю, что с тех пор американцы уже утомились создавать самим себе серьезных конкурентов на мировом рынке).
          Доросла ли Россия до демократии? Где у нас зона ближайшего развития? 
          Нынешняя наша власть делает все, чтобы доказать: не доросла, не доросла! Нельзя отпускать руку, чтобы ребенок ел сам! Все – только под насильственным (начальственным) чутким руководством!
          Так ребенок никогда не повзрослеет, будет вечным нахлебником.
          Правда, этот «нахлебник» сам кормит своих «отцов». И тут – главная загвоздка и неразрешимое (для начальства) противоречие. Хочется, чтобы народ был взрослым производителем и кормильцем (в экономике), и чтобы он был ползунком и сосунком (в политике). А вот не получится.
           Посмотрите, опять же, на Корею. На Севере исправно ходят строем, но почему-то прокормить себя не могут. На Юге перестали строем ходить, но с едой все в порядке. А ведь не так давно был один народ: так «дорос» ли он до демократии? (Еще одна разница: у нас мало кто вспомнит, как зовут нынешнего руководителя корейского Юга, зато все знают, как зовут «национального лидера» Севера).
           Не так давно у нас объявили российскую «Суверенную Демократию». Не заметили, что это – точная калька с северокорейских «Идей Чучхе»? «Идея» там, собственно, одна, называется: «Опора на Собственные Силы». То есть: идите на фиг с вашими либерализмами, у нас свои традиции и свой путь. Правда, это путь в задницу, зато наш, родной.
           Так «доросли» ли мы?
           Некоторая часть населения, безусловно, доросла. Большинство населения – не «доросло», находится в подростковом (уже не дошкольном) политическом возрасте. Где «зона ближайшего развития»?
           Когда власть желает быть постоянно и единственно «взрослым», это добром не кончается. Ведь «ребенок» взрослеет (хотя бы физиологически) сам собой. И если ему помешали развиться психологически – он просто однажды начнет все крушить. История и гибель Дома Романовых – яркий тому пример.
          Что-то еще надо объяснять?


ИЛЬЯ РАСКИН


28.05.2010



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.028841972351074