Вестник гражданского общества

13.10.2015

В итоговом докладе Нидерландов о причинах катастрофы рейса МН17 нет имен виновников трагедии

 
 
Сегодня, 13 октября, глава Совета безопасности Нидерландов представил долгожданный итоговый отчет о расследовании крушения пассажирского «Боинга» над Украиной 17 июля 2014 года. В отчете экспертов содержатся ответы на следующие принципиальные вопросы: Чем был сбит самолет? Откуда была запущена ракета? Почему самолет летел над зоной военного конфликта?
 
На первый вопрос в окончательном докладе дан однозначный ответ: пассажирский лайнер был сбит из зенитного ракетного комплекса «Бук» боеголовкой 9Н314 М, все остальные версии, включая применение ракеты «воздух-воздух», технической комиссией исключены. Боеголовка взорвалась слева от кабины пилотов в четырех метрах от самолета. Три члена экипажа, находившиеся в кабине, мгновенно погибли от поражающих элементов, которыми начинена ракета. Пассажиры лайнера и другие члены экипажа тоже погибли почти мгновенно.
 
В результате попадания поражающих элементов от самолета оторвалась передняя часть. Обломки самолета упали на поверхность земли вдоль оси общей протяженностью около 50 километров. На сцене в зале презентации на военной базе Gilze Rijen на юге Нидерландов была выставлена реконструкция кабины пилотов и салона бизнес-класса самолета. По ней отчетливо видно, что почти все основные повреждения приходятся на левую часть лайнера.
 
Как сообщил на презентации доклада об окончательных результатах расследования технических причин катастрофы председатель комиссии Чиббе Йаустра, точный тип ракеты удалось определить в том числе благодаря ее осколкам кубической формы и формы галстука-бабочки, на которых остались элементы краски, типичной для этого типа.
 
Доклад прямо опровергает одну из версий, представленных на начальных этапах расследования российским Минобороны. «Нет доказательств того, что другое воздушное судно, гражданское или военное, находилось в непосредственной близости от MH17. Согласно данным радара, три других самолета находились в Секторе 4 Днепропетровской зоны обслуживания, все они принадлежали категории коммерческого транспорта. Два из них летели в восточном направлении, один — в западном. <...> В 13:20 (15:20) дистанция между ближайшим из них и MH17 составила 33 км», — говорится в документе.
 
Ответ на второй вопрос не столь категоричен. Согласно отчету, ракета была запущена с площади размером около 320 квадратных километров, с позиции в Восточной Украине. В докладе представлена карта, на которой указана территория, в пределах которой, согласно заключению голландских экспертов, находился ЗРК «Бук» в момент запуска ракеты. Для выяснения точного места запуска нужно отдельное расследование; это не входит в компетенцию Совета безопасности Нидерландов, говорится в отчете.
 
«Если вы хотите с точностью определить место, необходимо взять образцы почвы и допросить свидетелей. А это уже не наша компетенция», — сказал глава Совета безопасности Нидерландов во время презентации. По его словам, комиссия Совбеза Нидерландов согласно своему мандату определяет лишь причины катастрофы, не называя ответственную за эту трагедию сторону, пояснил он.
 
Между тем, уже после презентации доклада, выступая перед нидерландскими парламентариями в Гааге, глава Совета безопасности Нидерландов конкретизировал эту информацию: «В этом регионе граница была подвижной, но хозяйничали там сепаратисты». При этом он подчеркнул, что не хочет пока возлагать вину напрямую на сепаратистов, так как уголовное расследование не завершено. Рассмотрение этого вопроса входит в компетенцию уголовного расследования Международной следственной группы, а не Совета безопасности Нидерландов.
 
17 июля 2014 года над зоной военных действий под Донецком пролетали 160 пассажирских самолетов, принадлежащие 61 авиакомпании. Совет безопасности Нидерландов заключил, что правительство королевства, правительство Украины и руководители авиакомпаний недооценили риск выполнения полетов над территорией вооруженного конфликта. Для того, чтобы закрыть воздушное пространство над Украиной для пассажирских полетов, было достаточно оснований, и украинское правительство обязано было принять соответствующее решение, считают члены комиссии. Но так как Украина запретила своим военным самолетам лишь полеты на низких высотах, пассажирские авиалинии пришли к выводу, что полеты на больших высотах не представляют опасности. Этот вывод был ошибочным.
 
Нидерландские юристы уже прокомментировали эту часть доклада: родственники погибших теперь имеют законные основания для того, чтобы подать иски на государство Украина в международные судебные инстанции за несвоевременное закрытие воздушного пространства.
 
Голландские журналисты задают еще один вопрос: если по результатам расследования и опубликованных отчетов станет очевидно, что к катастрофе причастна Россия, будет ли президент Путин сотрудничать с международными судебными инстанциями и готов ли он будет выдать подозреваемых?
 
В нидерландском правительстве считают, что российскому президенту придется проявить добрую волю хотя бы потому, что Россия связана обязательствами по единогласно принятой резолюции 2166 ООН, которая требует суда над подозреваемыми в нападении на рейс МН17.
 
Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте в своем – очень осторожном – выступлении после презентации доклада призвал не делать поспешных выводов о причастности России к нападению на самолет. Он подчеркнул, что российские специалисты принимали участие в расследовании Совета безопасности, и попросил Россию всячески способствовать уголовному расследованию Международной следственной группы, которая занимается поиском виновных.
 
По словам голландского премьера, результаты расследования Совета безопасности "подтвердили самые страшные подозрения". Презентация доклада, иллюстрации и видео к ней "представляли собой проникновенный рассказ, заставляющий посмотреть правде в глаза", - сказал Марк Рютте. По его мнению, доклад внес весомую лепту в процесс поиска виновных. "Доклад преподнес нам несколько уроков, в том числе на международном уровне", - добавил премьер. В качестве примеров он привел необходимость более строгой проверки безопасности воздушного пространства в зонах, над которыми совершаются полеты, и более эффективного ведения пассажирских списков, с которыми в случае рейса МН17 возникла неразбериха.
 
Совет безопасности также пришел к заключению, что все 298 человек на борту рейса МН17 погибли или потеряли сознание почти мгновенно, то есть пробыли в сознании не более полутора минут и вряд ли понимали, что произошло. Ранее сообщалось, что на одном из тел пассажиров была надета кислородная маска. Расследование не смогло определить, надел ли этот пассажир маску сам или она была надета кем-то уже на земле, на мертвое тело. В докладе говорится также, что осколки ракеты обнаружены только в телах троих пилотов.
 
Премьер-министр Нидерландов заявил, что у общественности остался только один вопрос, кто виноват в случившейся трагедии, но ответ на этот вопрос будет получен позже. Прогресс в расследовании по этому поводу есть, но это трудная, долгая и кропотливая работа, заявил он. Рютте призвал Россию активно сотрудничать с продолжающимся уголовным расследованием инцидента. «Сейчас на нас лежит ответственность сделать все от нас зависящее, чтобы все виновные предстали перед судом», — заключил Рютте.
 
Все страны, направившие своих представителей в комиссию Совета безопасности Нидерландов (OVV) по расследованию обстоятельств гибели малайзийского самолета в июле прошлого года, единодушно приветствовали выводы это органа. Исключение составила Россия — МИД назвал расследование предвзятым и выполняющим «политический заказ».
 
Руководство стран, чьи граждане погибли в катастрофе, говорили о неизбежности наказания виновных в трагедии, но воздерживались от прямых обвинений. Комментируя отчет OVV, премьер-министр Малайзии Наджиб Тун Разак, заявил, что мировое сообщество должно «проявлять последовательность до конца, до тех пор, когда виновники этого чудовищного преступления не будут наказаны». Малазийский лидер также подчеркнул, что ни один из 160 рейсов, выполнявшихся 17 июля 2014 года в районе крушения Boeing, не был уведомлен уполномоченными органами об угрозах для полетов.
 
Премьер-министр Австралии Малкольм Тернбулл и глава МИД страны Джули Бишоп выпустили совместное заявление, приветствовав публикацию доклада. При этом они отметили, что выход отчета — лишь начало процесса по привлечению виновных в крушении Boeing к ответственности. «Мы и наши партнеры по сводной следственной группе (ведет уголовное расследование обстоятельств катастрофы) по-прежнему всецело привержены обеспечению торжества справедливости, несмотря на вызывающее разочарование вето, которое Россия в Совете безопасности ООН наложила на получивший широкую поддержку проект резолюции по созданию международного трибунала», — отмечается в заявлении.
 
Совет национальной безопасности США также сделал заявление, назвав доклад «важной вехой в попытке привлечь к ответственности тех, кто сбил лайнер и привел к гибели всех, кто был на борту». Кроме того, этот доклад также служит напоминанием «об этой ужасной трагедии и о том, как она продолжает влиять на жизни родственников погибших».
 
Пресс-секретарь СНБ Тед Прайс отметил, что доклад послужит основой дальнейшего расследования с тем, чтобы определить тех, кто несёт ответственность за гибель 298 пассажиров рейса, поскольку «это независимое расследование Комитета по безопасности Нидерландов было проведено профессионально, в соответствии с международными стандартами и рекомендованными правилами».
 
При этом он подчеркнул, что США «полностью поддерживают все усилия по привлечению виновных к ответственности».
 
Президент Украины Петр Порошенко по телефону обсудил выводы расследования с премьер-министром Нидерландов Марком Рютте. Украинский президент назвал публикацию «важным шагом на пути к поиску и привлечению к ответственности всех виновных в этом ужасном преступлении».
 
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон выразил уверенность, что отчет OVV поможет установить обстоятельства крушения лайнера. «Мы всегда четко заявляли, что все жертвы крушения MH17 должны увидеть торжество правосудия, и опубликованный сегодня отчет позволил нам сделать очередной шаг на пути к установлению истины. Мы совместно с нашими партнерами продолжим посылать четкий сигнал — виновные в уничтожении этого лайнера будут привлечены к ответственности», — заявил Кэмерон.
 
О выводах Совета безопасности Нидерландов сообщили все западные СМИ, сделав эту новость главной. В заголовках большинства изданий, например, The New York Times и The Washington Post, вынесен факт производства ракеты ЗРК «Бук», сбившей Boeing, в России. Но, следуя логике доклада, газеты не комментируют возможную причастность России к гибели Boeing.
 
Западные СМИ также проявили солидарность, указывая на недостаточные действия Украины по обеспечению безопасности полетов над зоной боевых действий. «Никто из авиационных организаций не учел рисков, связанных с наземной военной операцией. Было достаточно оснований закрыть воздушное пространство над этой территорией», — цитирует руководителя голландского следствия Тьиббе Яустру The Financial Times.
 
Наконец, ведущие мировые СМИ написали о самостоятельных выводах расследования катастрофы, сделанных российской корпорацией «Алмаз-Антей» — производителем системы «Бук». Ее результаты также были представлены во вторник — за несколько часов до голландской презентации итогов расследования.
 
Россия попыталась возложить ответственность за катастрофу на Украину, отмечается в тексте FT. «Алмаз-Антей» предполагает, что лайнер был сбит из «Бука», но ракетами, которые уже не используются Россией. Основываясь исключительно на данных собственного моделирования, без привлечения данных голландских экспертов, «Алмаз-Антей» утверждает, что ракета, ставшая причиной катастрофы, не могла быть выпущена из подконтрольного ополченцам села Снежное. Район пуска российский концерн определяет как расположенный неподалеку от села Зарощенское, которое на тот момент якобы находилось под контролем украинской армии. The New York Times пишет, что с самого момента трагедии Москва выдвигала различные версии, среди которых было и попадание в Boeing ракеты «воздух-воздух».
 
Версия «Алмаз-Антея» о том, что пуск ракеты был осуществлен из села Зарощенское, также была опровергнута, в том числе и в расследовании международной группы волонтеров Bellingcat. По словам ее участников, дата на представленных «Алмаз-Антеем» спутниковых снимках, на которых украинские «Буки» видны в Зарощенском, сфальсифицирована, а опросы людей в этом селе показали, что никто из них не видел и не слышал пуска ракеты 17 июля – в отличие от села Снежное, где такие свидетели есть.
 
Итоговый доклад экспертно-журналистской группы Bellingcat, которая в течение года проводила собственное расследование катастрофы по открытым источникам, был опубликован на прошлой неделе. В Bellingcat утверждают, что им удалось установить личности четырех человек, которые могли вести машину, транспортировавшую "Бук", до границы с Украиной. По данным расследования Bellingcat, "Бук", из которого был сбит пассажирский "Боинг", до прибытия в Донбасс находился в составе 53-й зенитно-ракетной бригады ВС РФ, дислоцированной недалеко от Курска.
 
Ожидается, что результаты расследования Международной следственной группы, которая должна ответить на вопрос, кто виновен в гибели пассажиров «Боинга»,  появятся в начале 2016 года. Но даже если будут названы конкретные имена подозреваемых, вряд ли будет дан ответ на последний и самый больной в этой трагической эпопее вопрос: будут ли они преданы суду?
 
Правительства стран, чьи граждане погибли в катастрофе, добивались организации международного трибунала по делу о нападении на пассажирский рейс МН17, однако Россия наложила вето на резолюцию ООН о создании такого трибунала.
 
В конце сентября 2015 года бельгийский премьер Шарль Мишель, после встречи с представителями пострадавших стран, пообещал, что решение о том, в какой форме будет проводиться судебный процесс по делу о нападении на "Боинг" Малайзийских авиалиний, будет обнародовано в текущем году. Пять стран – участников Международной следственной группы (Нидерланды, Бельгия, Малайзия, Австралия и Украина) обсуждают возможности создания собственного трибунала.
 
Накануне посол Нидерландов в Москве Рон ван Дартел заявил, что страны-участницы международной следственной группы отказались от идеи международного трибунала ООН, на создание которого Россия накладывает вето.
 
Вместо этого рассматриваются другие варианты — обращение в суды стран, чьи граждане погибли в авиакатастрофе, или рассмотрение дела в Международном уголовном суде.
 
Между тем, во вторник, после публикации доклада Совета по безопасности Нидерландов, международная команда следователей, ведущая уголовное расследование гибели пассажирского авиалайнера, заявила, что установила имена подозреваемых в запуске ракеты по пассажирскому «Боингу» на востоке Украины в 2014 году. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на заявление следствия.
 
Комментируя публикацию отчета Нидерландского совета по безопасности, представители следственной группы подчеркнули, что полученные в ходе независимых друг от друга расследований сведения «указывают в одном и том же направлении», передает агентство. Имена подозреваемых не были обнародованы, уточняет Reuters.


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.058243989944458