Вестник гражданского общества

12.02.2013

За год в России задержали пять тысяч протестующих, констатирует в своем докладе ассоциация «Агора»

В 2012 году власти усилили давление на гражданских активистов, констатируют правозащитники из «Агоры» в своем докладе «Преследование гражданских активистов в России. Итоги-2012» . Количество уголовных дел на лидеров протеста увеличивалось вместе с суммами штрафов за нарушения, которые, по мнению чиновников, допускали оппозиционеры при проведении своих акций.

В своем докладе правозащитники отмечают, что число акций в минувшем году сопоставимо с тем, что фиксировалось в 2011-м. Главное отличие в публичности. В 2012 году число тех, кто побывал на митингах, возросло более чем на 200 тысяч человек. Если в 2011 году средняя численность акции составляла примерно 550 человек, то в 2012-м – 1200.

Публичность политических мероприятий увеличилась в основном за счет митингов «За честные выборы» в декабре 2011 года и последующих акций оппозиции, которые прошли на проспекте Сахарова и Болотной площади. При этом большая часть акций проходила в Москве.

Согласно подсчетам правозащитников, которые ориентируются на данные движения «ОВД-инфо», в прошлом году в столице насчитывалось более 200 оппозиционных акций. «В целом по всем регионам число публичных мероприятий больше, но задержанных во время них было почти в три раза меньше, поскольку и численность людей на акциях была не такая большая, как в Москве», — констатируют авторы доклада.

Правозащитники отмечают, что власти куда менее активно использовали административный арест в качестве наказания за участие в митингах или пикетах. После вступления в силу поправок в Кодекс об административных правонарушениях, повышающих денежные штрафы за нарушение порядка проведения мероприятий, «политика властей в отношении протестующих приобрела исключительно финансовый характер». Фактически, подчеркивают правозащитники, в России был введен своего рода налог на реализацию конституционных свобод – наложение крупных штрафов, от 10 до 20 тысяч рублей, стало обычным делом. Попавшие под раздачу активисты реагировали на это в судебном порядке. Не менее 10 участников митингов, в том числе Алексей Навальный, направили жалобы в Конституционный суд, которые ждут рассмотрения. Как таковые аресты сохранились в единичных случаях – эту форму санкций власти применяли, когда речь заходила о банальном неповиновении правоохранительным органам или, к примеру, мелком хулиганстве.

Всего правоохранительные органы России в 2012 году задержали более пяти тысяч участников протестных акций. Почти четыре тысячи задержаний пришлось на московский регион. Такие данные в своем докладе приводит правозащитная ассоциация «Агора». Правозащитники подсчитали, что всего в прошлом году было 528 оппозиционных акций, которые прошли в 60 российских регионах. В них участвовало 617 тысяч человек. При этом в 2011 году, по данным «Агоры», на протестные акции вышло 400 тысяч человек, а в 2010 году — 96 тысяч.

Как сказано в докладе, троих участников протестов убили, одного похитили, на 27 оппозиционеров напали, против 42-х возбудили уголовные дела. 

Что же касается насилия по отношению к активистам, то тут в 2012 году наблюдалось два новых тренда. Практика нападения на мусульман впервые в минувшем году демонстративно вышла за пределы Северного Кавказа, где подобного рода насилие уже давно в порядке вещей. По мнению авторов доклада, это самостоятельное явление с трудно разделяемыми политической и религиозной мотивациями. В «Агоре» прежде всего имеют в виду покушения на руководителей Духовного управления мусульман Татарстана (ДУМ) — подрыв автомобиля муфтия республики Илдуса Файзова и убийство в этот же день заместителя муфтия Валиуллы Якупова.

Еще один новый тренд – радикальные православные и их методы борьбы с защитниками прав ЛГБТ или представителями секс-меньшинств.

Самым заметным примером этого нового течения в охранительном движении следует считать деятельность группы под негласным руководством Дмитрия Цорионова, который предпочитает себя называть Дмитрием Энтео. «Его сторонники отметилась десятком фактов, связанных с насилием и угрозами насилия. Основными целями нападений этой группы стали сторонники Pussy Riot», — вспоминают правозащитники.

17 августа 2012 года у Хамовнического районного суда Москвы, где оглашали приговор по делу Pussy Riot, к активистам Юлии Архиповой и Ивану Чернявскому подошли несколько человек. Один из них держал в руках воду в емкости, похожей на ковш. Они потребовали у девушки снять футболку с надписью «СВБД ПСРТ» (свободу Pussy Riot) и изображением иконы в маске. Православные активисты заявили, что их оскорбляет футболка Архиповой и что они благословенны бороться с «кощунницами». Архипова снять футболку отказалась, и тогда один из молодых людей с ковшом попытался облить ее и Чернявского водой. Дмитрий Цорионов схватил активистку за руки и стал кричать: «Покайся!», пообещав, что в следующий раз вместо воды будет краска. Друзья Архиповой передали активиста сотрудникам полиции, но те разбираться не стали и отпустили воинствующего православного.

Дальше Цорионов только наращивал активность. 27 августа появилась информация о нападении неизвестных на Павелецком вокзале на Алексея Мысливца. Цорионов вместе с соратниками на перроне при входе в вагон «Аэроэкспресса» до аэропорта Домодедово сорвал с Мысливца футболку с надписью «СВБД ПСРТ» и иконой в маске — содрав футболку, он немедленно его разорвал. Как позже рассказывал Мысливец, один из нападавших начал креститься и, держа в руках порванную футболку, говорить: «Русь святая, храни веру православную... Так будет с любым «кощунником»…..

Впрочем, нападение православных – сугубо столичное явление, говорится в докладе. В других регионах подобного в 2012 году не фиксировалось.

Авторы доклада разделяют уголовное преследование активистов на два периода: до и после инаугурации Владимира Путина 7 мая 2012 года. В первом периоде тон задавало дело панк-группы Pussy Riot и трех ее участниц — Марии Алехиной, Надежды Толоконниковой и Екатерины Самуцевич, которые были арестованы в марте 2012 года. 17 августа Хамовнический районный суд Москвы приговорил участниц молебна в храме Христа Спасителя к двум годам колонии. 10 октября приговор был оставлен без изменения для Алехиной и Толоконниковой, а Самуцевич реальный срок заменен на условный.

После инаугурации Путина и до конца года число уголовных дел в отношении активистов начало расти в геометрической прогрессии. Активизация правоохранительных органов была вызвана «Маршем миллионов» на Болотной площади накануне инаугурации. Число фигурантов «болотного дела» продолжает расти – сейчас их уже 20 человек.

«Впервые Следственный комитет задействовал огромные людские ресурсы — более 150 следователей по очевидно политически мотивированному делу. Ранее такие крупные следственные группы создавались только после мощных стихийных бедствий и катастроф. Фактически впервые в 2012 году Следственный комитет был использован российскими властями для массового уголовного преследования», — говорят представители «Агоры». В рамках «болотного дела» было проведено огромное количество обысков и выемок. Общее количество обысков выросло почти в 3,5 раза.

Начиная с июня 2012 года уголовному преследованию подверглись Алексей Навальный, Сергей Удальцов, несколько членов созданного осенью Координационного совета оппозиции из числа националистов. Правоохранительным органам в этих делах активно подыгрывало государственное телевидение, создавая соответствующий фон «Анатомиями протеста». Из-за усилившегося давления участились случаи политэмиграции. Если до 2012 года активисты уезжали в основном «по-тихому», констатируют в «Агоре», то в прошлом году это стало отдельным трендом, особенно после истории с Леонидом Развозжаевым, которого с Украины вывезли российские спецслужбы. Помимо истории с Развозжаевым правозащитники отмечают события вокруг члена «Другой России» Александра Долматова. Не получив политического убежища в Голландии, он повесился в департационной тюрьме в Голландии в январе этого года.
Что касается случаев насилия, то, как утверждают в «Агоре», протестующие чаще всего становятся жертвами неонацистов или радикальных православных. Если первые обычно нападают на антифашистов, то вторые — на ЛГБТ-активистов, сторонников Pussy Riot, а также открытых сторонников феминистских, либеральных и антиклерикальных взглядов.

О случаях насилия над представителями сексуальных меньшинств Агора подготовила отдельное исследование, сообщается 12 февраля на сайте газеты «Коммерсантъ». По данным правозащитников, с 2006 года по 2012 год на российских геев и лесбиянок напали 58 раз. При этом правоохранительные органы либо вовсе не возбуждали уголовные дела по этим случаям, либо закрывали их, так как не могли найти подозреваемых.

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.022162914276123