Вестник гражданского общества

Планирование и контроль - путь к успеху

           Прошло двадцать лет с тех пор, как в стране началась "радикальная экономическая реформа". Её результаты хорошо известны и дополнительных комментариев не требуют. Нынешняя власть много сделала, чтобы остановить разрушительные процессы, оттащить страну от черты, у которой она оказалась в 90-е. Но анализ показывает, что этого недостаточно. Думается (это было заметно в период выборной кампании), что положение в стране многими политиками оценивается слишком оптимистично.
          Серьёзной помехой на пути экономического развития является сохраняющаяся низкая производительность труда, на фоне которой продолжает расти заработная плата. Это ведёт к тому, что совокупный спрос всё больше опережает совокупное предложение. Долгосрочные возможности нашей экономики всё больше отстают от наших аппетитов. Наши бесконечно возрастающие потребности всё больше приходится удовлетворять за счёт импорта. Возрастает зависимость страны в обеспечении продуктами питания, одеждой, лекарствами, бытовой техникой, компьютерами и многими другими жизненно важными товарами. Конечно, интеграция в мировую экономическую систему необходима, и это уже свершившийся факт. Но то, что происходит, всё больше напоминает не разумную интеграцию, а приближение к той опасной черте, за которой начинается потеря экономической безопасности и национальной независимости.
          Экономика во многих отношениях остаётся скорее спекулятивной, чем реальной. С уходом от плановой экономики нарушается сбалансированное развитие ключевых отраслей народного хозяйства. Нынешнее состояние энергетики не обеспечит необходимых темпов экономического роста. Неразвитость транспортной инфраструктуры сдерживает рост товарооборота между регионами. Многие отрасли вообще перестали функционировать, и их потребуется восстанавливать практически с нуля. Если представить себе, насколько взаимосвязаны отрасли народного хозяйства и какие это создаёт проблемы, то неизбежен вывод - стране фактически предстоит новая индустриализация. Она потребует не только многомиллиардных вложений, но и строго целевого, грамотного их освоения, потребует полной уверенности в достижении конечных результатов.
          Декларируемые официальной статистикой экономический рост и повышение реальных доходов населения плохо согласуются с реальностью. Продолжаются банкротства ещё недавно успешно работавших предприятий, а адекватной замены не видно. Не принимается достаточных мер для замены изношенного оборудования в машиностроении, в энергетике, в строительстве, на транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве. Серьёзную угрозу здоровью и жизни людей создаёт экономическая вседозволенность в условиях некомпетентности и безответственности. В практику внедряются неграмотные технические решения, нарушаются (или вообще отсутствуют) технологические регламенты. Продолжается неконтролируемое загрязнение окружающей среды. Не секрет, что "положительные" результаты анализов и экспертиз, разрешения, лицензии и сертификаты можно просто купить. Повсеместно обостряется проблема нехватки квалифицированных кадров, разрушается преемственность их подготовки. Человеческий фактор всё чаще становится главной причиной аварий и катастроф. Всё более проблемным становится доступное и качественное медицинское обслуживание населения. В образовании и науке идут негативные процессы снижения качества и имитации реальной работы. Отдельные достижения в этой сфере не отражают общего положения дел.
          Инфляция не ослабевает, что негативно сказывается и на инвестициях, и на сбережениях населения, и на качестве жизни многих граждан. В условиях высокой инфляции нельзя добиться динамичного и устойчивого роста экономики. Думается, всё же не обойтись без серьёзных политических мер по сдерживанию роста цен, разумеется, при одновременном ускоренном развитии отечественного производства жизненно важных потребительских товаров для продажи их населению по доступным регулируемым ценам. Рост цен и тарифов по многим позициям опережает номинальное повышение доходов населения. Основные надежды в борьбе с бедностью возлагаются на общий экономический рост, но парадокс в том, что разрыв в доходах, и без того крайне высокий, продолжает усугубляться. Во властные органы всех уровней проникли необязательность и безответственность. Нечестность и ложь становятся образом нашей жизни, а коррупция - национальным бедствием. Людям трудно планировать своё будущее, жизнь своих семей и своих детей.
          Нельзя и дальше медлить с решением проблемы разваливающегося ЖКХ. Положение в этой сфере медленно, но неуклонно движется к чрезвычайному. Те, от кого зависит принятие решений в этой сфере, заигрались в опасные игры. Они мечтают о привлечении в ЖКХ множества конкурирующих частных собственников, горящих желанием управлять, финансировать и ремонтировать. Возможно, в будущем так и будет. А пока жильцы, в массе своей, боятся новоявленных частных управляющих компаний. Эти компании маломощны и не в состоянии справляться с необходимым объёмом работ. В этих компаниях много нечестных и некомпетентных людей, которые норовят лишь выкачать деньги из жильцов. Более того, в силу дефицита умелых и грамотных кадров, эти компании вполне способны устраивать многочисленные аварии в домах.
          В создавшейся обстановке крайне безответственно обставлять выделение средств регионам на восстановление жилья нереальным условием насильственного внедрения частников в эту сферу. Это требование напоминает приснопамятную насильственную коллективизацию или кампанию по повсеместному насаждению кукурузы. При нынешнем состоянии ЖКХ непродуманные новации крайне опасны, отрасль может просто рухнуть. Следует срочно и жёстко наводить порядок в существующей структуре ЖКХ, набирать нормальных сантехников (не пьяниц), укреплять дисциплину. И, разумеется, не препятствовать добровольному оказанию частниками всевозможных услуг населению, как в этой сфере, так и в других. Средства на восстановление и развитие ЖКХ должны выделяться как центром, так и регионами в достаточных объёмах и с единственным условием - расходовать их действительно на замену ржавых труб, а не разворовывать. Нужен постоянный жёсткий контроль за целевым расходованием этих средств и реальными конечными результатами. Для этого целесообразно подключить и общественность.
          Необходимо остановить бесконтрольную коммерцию в здравоохранении. Коммерческое здравоохранение допустимо лишь в дополнение к бесплатному, причём бесплатные услуги должны оказываться так же умело и добросовестно, как и коммерческие. Соотношение тех и других услуг должно регулироваться законодательно. Хотя это и трудно, но надо разработать и реализовать меры по привязке оплаты труда врачей к качеству их работы. Следует разработать систему мер по повышению ответственности врачей за достоверность диагностики и эффективность лечения.
          Неуверенность в завтрашнем дне - главная причина демографической проблемы. Она имеет системный характер и не решается только путём финансовых вливаний, здесь требуется общее оздоровление социально-экономической обстановки в стране. В редакционной статье американского журнала "Бостон глоб" под заголовком "Опасная тенденция: России грозит системный упадок", в частности, говорится: "В опубликованном на прошлой неделе прогнозе Фонда населения ООН утверждается, что за ближайшие 40-50 лет население России сократится с нынешних 142 миллионов до 100 миллионов. В докладе этого ведомства высоко оцениваются предпринимаемые в последнее время правительством страны меры по повышению уровня рождаемости и увеличению средней продолжительности жизни россиян. Однако, этого недостаточно, чтобы переломить воздействие факторов, негативно влияющих на демографическую ситуацию: неизбежное сокращение количества женщин репродуктивного возраста, плохое качество здравоохранения, многочисленные автомобильные и промышленные аварии, распространённый алкоголизм, а также социальные условия, не способствующие созданию семьи... Никакие нефтегазовые доходы, попадающие в руки кремлёвских плутократов, не спасут Россию от системного упадка, если эти излишки не будут вкладываться в здравоохранение и социальное обеспечение, модернизацию промышленности и создание реальных стимулов для повышения рождаемости". (http://www.inosmi.ru/stories/08/05/06/3531/241197.html).
          Нам необходимо быстрее повышать уровень жизни большинства граждан и, не допуская уравниловки, устранять чрезмерное социальное расслоение с помощью прогрессивного налогообложения и другими экономическими методами. Должны быть приняты экстренные меры по ликвидации беспризорности, по организации мест ночлега и хотя бы скромного питания для бездомных. Надо разработать и внедрить систему продажи узаконенного минимума жизненно важных товаров по твёрдым ценам малоимущим. Нужно разработать и реализовать государственную программу обеспечения хотя бы скромным жильём всех нуждающихся.
          В последнее время придаётся большое значение необходимости ужесточения мер борьбы с коррупцией. Борьба с коррупцией должна носить системный характер, причём, как в государственном, так и в частном секторах. Ограничиваться исключительно уголовной ответственностью в условиях столь широко распространённой коррупции - значит неизбежно скатиться к приснопамятным массовым репрессиям. Система антикоррупционных мер должна включать соответствующую экспертизу принимаемых законов и механизмов их исполнения, внедрение безналичных расчётов и электронных денег, контроль за прозрачностью и законностью деятельности финансовых учреждений, пересмотр и введение в цивилизованные рамки понятия коммерческой тайны, чёткую регламентацию и контроль деятельности органов
управления на всех уровнях, ужесточение антикоррупционного контроля за деятельностью предприятий всех форм собственности, усиление гласности и повышение роли общественности в борьбе с коррупцией.
          В науке и образовании пора прекратить хвастливые разговоры о бесконечных "научных достижениях" и о "самом лучшем в мире образовании". Критерием успеха здесь, в конечном счёте, может быть только реальный рост социально-экономического потенциала страны. А пока что несмотря на внушительную армию профессоров и академиков с их реальными или мнимыми достижениями страна никак не может выбраться из разряда отстающих. Не хочется огорчать учёных коллег, но думается, что всё-таки не обойтись и без серьёзной реформы РАН с её институтами, и без создания по-настоящему дееспособных научно-технических комплексов, и без усиления государственного управления в научно-технической сфере. Возник опасный порочный круг: нехватка квалифицированных учителей порождает безграмотность учеников, последняя приводит к безграмотности будущих учителей и т.д. То же относится и к науке. За последние 20 лет Россия потеряла 740 тыс. учёных. За период с 1989 по 2005 г.г. (по данным центра науковедения Института истории естествознания и техники РАН) численность научных работников сократилась с 1 млн. 119 тыс. до 381 тыс. человек, т.е. в 2,9 раза. Особенно опасна возрастающая нехватка учёных среднего возраста. Подготовка таких учёных занимает как минимум семь лет после окончания вуза. Заполнить эту нишу за несколько лет, даже влив в науку крупные денежные суммы, невозможно. Здесь требуется планомерная и продолжительная работа. В противном случае процесс станет необратимым, и Россия вообще лишится отечественной науки. Это относится к академической и, отчасти, к вузовской науке. А что же сказать о нашей прикладной, отраслевой науке? Она развалена, а без неё невозможны разработка и внедрение новых наукоёмких технологических процессов. Только в оборонных отраслях положение ещё терпимое. Но надолго ли? Ведь в экономике всё взаимосвязано.
         Положение в науке усугубляется ещё и развалом отечественной экспериментальной базы для научных исследований. Нами командуют чиновники, преисполненные самых лучших намерений, но зачастую не представляющие себе специфики научного исследования или технологической разработки. Они с апломбом твердят: надо финансировать не институты, а их конечные результаты; надо платить только тем учёным, кто выдаёт на гора много цитируемых публикаций, и так далее в том же духе. Они искренне убеждены, что таким путём они стимулируют научную работу. Но они не понимают, что учёный-экспериментатор работает не дома на кухне и не в чиновничьем кабинете, что он не выковыривает ценные результаты из собственного носа. Чтобы были результаты, учёному-экспериментатору нужны институты с их разветвлённой и сложной инфраструктурой, нужны хорошо оснащённые лаборатории, дорогие современные приборы, установки, вспомогательные материалы и т.д. Всё это, в свою очередь, требует развития соответствующих отраслей промышленности и многолетнего труда. Конечно, есть альтернатива - покупка этого за большие деньги за рубежом, как мы сейчас многое покупаем, вплоть до продовольствия, лекарств и множества других жизненно необходимых товаров... Как же можно не платить за ту самую базу, за её многолетнее поддержание на работоспособном уровне, на которой только и можно получать конкретные результаты?! Каждому, кто сохранил хотя бы элементы здравого смысла, совершенно ясно, что финансировать необходимо и институты, и лаборатории, причём, хорошо финансировать, чтобы их экспериментальная база могла планомерно развиваться и пополняться образцами новых средств научного исследования. Другое дело, и это очень важно, чтобы был оперативный и компетентный контроль за результативностью работы научного учреждения и работающих в нём учёных. А за выдающиеся результаты следует, как это делается за рубежом, выплачивать премии-бонусы. И не какие-то жалкие подачки, а достаточные для того, чтобы учёный, сделавший крупное открытие или пионерское изобретение, становился по-настоящему богатым человеком. Сильная мотивация труда, компетентность и условия для работы - вот три кита, на которых во всём мире держится высокая наука.
         В образовании назрели неотложные меры по повышению его качества в увязке с текущими и перспективными потребностями народного хозяйства. Необходимы новые образовательные стандарты, с уходом от чрезмерного теоретизирования и приближением к специализации и профилю работы будущего молодого специалиста. Требуется увязка работы вузов с работодателями и, возможно, хоть какое-то подобие распределения выпускников для работы по специальности. Жизнь показала, что предоставление учебным заведениям полной самостоятельности и свободы в наших условиях ведёт к снижению качества образования. Поэтому нужна более эффективная система контроля за деятельностью учебных заведений: за соблюдением образовательных стандартов, за качеством чтения лекций и проведения практических занятий, за объективностью всех видов проверки знаний учащихся, за недопущением перегрузки преподавателей в ущерб качеству их работы, за прозрачностью расходования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения. Не умаляя важности проведения научных исследований в вузах, основным критерием оценки их работы должна быть всё-таки образовательная деятельность. Следует повышать требования к работе учёных советов и качеству защищаемых диссертаций. Теперь вузы должны ещё и спасать от полного развала систему начального и среднего профессионального образования (ПТУ). Российским предприятиям становится с каждым годом всё труднее находить на рынке труда квалифицированных рабочих. Положение может исправить разработка и реализация системы включения учреждений начального и среднего профессионального образования в состав профильных вузов в качестве их структурных подразделений. Низкой остаётся заработная плата школьных учителей и профессорско-преподавательского состава вузов. Профессор вуза получает зарплату ниже, чем у квалифицированного рабочего на промышленном предприятии или у секретарши в преуспевающей коммерческой фирме.
          Переломить описанные выше негативные тенденции можно только на основе тщательно разработанного плана, с конкретными результатами и сроками. Необходима координация экономической деятельности всех регионов, всех отраслей, предприятий всех форм собственности для достижения общей цели - всестороннего социально-экономического развития страны. Без этого все наши "сценарии" и "стратегии" останутся лишь на бумаге. Планирование, учёт и контроль отнюдь не противоречат современной рыночной экономике. Не создают они препятствий и для развития малого и среднего бизнеса. Напротив, продуктивный (а не криминальный) бизнес займёт свою нишу в общих усилиях, обретёт уверенность и перспективы в работе.
          Следует прекратить разрушительную практику "демонополизации", "дерегулирования" и насаждения конкуренции даже там, где она неуместна и вредна. Эта практика давно себя скомпрометировала. Конечно, необходимо поощрять честных и умелых бизнесменов, создавая им благоприятные условия. Но нельзя объявлять "нерыночными мерами" и "избыточным государственным вмешательством" законные действия по недопущению на рынок безграмотных и безответственных "предпринимателей". Их активная "деятельность" не только наносит обществу моральный и экономический ущерб, но и всё чаще становится причиной аварий и катастроф.
          Ни в коем случае нельзя ослаблять роль государства в управлении важными отраслями экономики. Напротив, необходимо способствовать созданию дееспособных и эффективных вертикально интегрированных структур, расширять систему государственных заказов с охватом всех ключевых отраслей и с участием предприятий всех форм собственности. Необходим жёсткий контроль над целевым расходованием средств и реальными конечными результатами. Для повышения мотивации работников госаппарата на добросовестную и эффективную работу целесообразно, сократив штаты, значительно увеличить остальным заработную плату, с одновременным повышением административной ответственности за упущения и введением более суровой уголовной ответственности за злоупотребления и нарушения законности.
          В советское время планирование было возведено в ранг закона. При этом государство по отношению к предприятию выступало в ролях и заказчика, и поставщика, и инвестора. Это обстоятельство обеспечивало высокую степень определенности и значительно облегчало задачу планирования. В условиях рынка эти три основные составляющие процесса планирования представляют собой группы независимых и, более того, неопределенных факторов. По сугубо политическим мотивам планирование в российской экономике было свёрнуто. Это было вызвано превратным пониманием рыночных процессов как стихийных и неуправляемых. Безусловно, роль и принципы планирования в условиях рынка принципиально отличаются от тех, которые были в условиях государственной плановой экономики. Однако в условиях современного рынка роль планирования значительно возрастает.
          Многие ли российские предприятия имеют стратегию и планы своего развития? План - это продуманные действия, а не рефлексивная суета. План позволяет определить критерии и контролировать эффективность работы менеджмента. Безусловно, идеальных планов, которые будут выполнены в точности, как это задумывалось первоначально, не существует. Планы разрабатываются для определения стратегии и тактики, а жизнь вносит в них свои коррективы. План позволяет мобилизовать необходимые ресурсы для достижения совершенно определенных целей и превратить процесс принятия управленческих решений из хаотичного в целенаправленный, хорошо организованный и последовательный.
          Государство, полностью отказавшееся от планирования в промышленности, обречено на гибель. Оно не в состоянии эффективно управлять экономикой. Единственным реальным источником бюджетных поступлений являются предприятия и организации, осуществляющие активную экономическую деятельность. Прогнозирование бюджетных поступлений и до сих пор часто осуществляется без учета действительного и будущего состояния ключевых отраслей и бюджетообразующих предприятий. Поскольку ситуация на предприятиях может быстро изменяться, а также и потому, что многие из них требуют серьезных преобразований или уже находятся в процессе реконструкции, использование реальной информации о состоянии и планах развития предприятий, особенно крупных, является обязательным условием достоверности прогнозов доходов государственных бюджетов всех уровней.
          Только достоверная информация о планах развития предприятий позволяет сделать выводы, без которых невозможно развитие современной экономики. Сколько будет создано новых
рабочих мест? Будут ли сохранены старые рабочие места? В каком направлении должна развиваться система переподготовки кадров, какие затраты планировать на обучение? Сколько денег потребуется на выплаты пособий по безработице? Какие планируются "технологические цепочки", когда одно предприятие может получить заказ от другого и, следовательно, рационально загрузить производственные мощности? Какой уровень потребления электроэнергии, топлива, воды и т.д. ожидается в будущем? Какой объем ресурсов потребуется для реализации планов основных промышленных потребителей? Все эти и многие другие вопросы нельзя решить без планирования. Правда, некоторые из тех, кто относит себя к экономической элите, до сих пор продолжают нам внушать, что в рыночной экономике эти вопросы решаются автоматически, сами собой. Но догмы, вычитанные из устаревших экономических учебников, уже давным-давно неприменимы к современной рыночной экономике.
         Без планирования невозможно и разумное привлечение инвестиций. На рынке России сложилась парадоксальная ситуация. Есть немало инвесторов, особенно иностранных, желающих инвестировать. И есть практически полное отсутствие профессионально подготовленных предложений со стороны предприятий. Если предприятие не в состоянии представить реалистичный бизнес-план, демонстрирующий стратегию развития и эффективность инвестиционного проекта, то оно не может рассчитывать на привлечение инвестиций. При этом бизнес-план должен быть подготовлен в полном соответствии с международными стандартами, независимо от того, кто является потенциальным инвестором. Принципы планирования и оценки эффективности инвестиций сегодня едины, как в России, так и в других странах.
          Без планирования нельзя решить и задачу создания ответственных и эффективных собственников. Анализ итогов массовой приватизации начала 90-х показывает, что главная ее цель - создание эффективного собственника - так и не была достигнута. Эффективный собственник - это тот, кто готов принять на себя всю полноту ответственности за предприятие, находящееся в его собственности. В России отсутствуют реальные механизмы контроля над приватизированной собственностью. Более того, сама идея такого контроля подвергается обструкции как чуждая либеральной экономике. Неужели директор предприятия, на котором работают сотни, а иногда и тысячи людей, не должен быть ответственен перед государством за те социальные последствия, которые могут возникнуть в результате его непрофессиональной работы? Ведь именно государство сплошь и рядом расплачивается за негативные последствия безответственных и некомпетентных действий собственников. Государство обязано и контролировать процесс приватизации, и предвидеть его последствия. Необходимо ввести в практику жесткое требование: разрешение на приватизацию может получить только тот инвестор, который предлагает эффективную и реалистичную программу развития предприятия. Должны быть предусмотрены и санкции по отношению к инвесторам в случае невыполнения продекларированных ими программ или планов развития, вплоть до смены собственника. Существующая процедура банкротства сложна и громоздка, необходимы более действенные и менее коррупционные инструменты.
          Задача государства - в кратчайшие сроки создать единую и сквозную систему планирования, которая позволит эффективно решать указанные выше задачи. Современный уровень развития информационных технологий и вычислительной техники позволяет решить эту проблему. С методической точки зрения, имеются и российские разработки в области стратегического планирования, и разработки в США, Великобритании, Франции, Италии, Германии, Японии, Китае. В специфических российских условиях представляется важным учёт инициативы регионов, увязка региональных планов с общефедеральными. В конечном итоге, планирование в центре и в регионах должно быть совместным.
          В американской газете "Вашингтон пост" 30 июня 2008 г. напечатана статья Джима Хогланда "Свобода действий для России" (http://www.inosmi.ru/stories/07/04/25/3510/242267.html). Смысл этого заголовка в том, что Америке следует не нажимать на Россию, а наоборот предоставить ей полную свободу действий с тем, чтобы Россия смогла сама убедиться в правильности американского прогноза. Что же предрекается нашей стране? Прогноз отнюдь не оптимистичен: "Экспорт энергоресурсов приносит России огромные валютные доходы. Но ресурсный бум скрывает общую неспособность страны развивать другие отрасли экономики. Промышленность находится в стагнации, а годовые темпы инфляции составляют 12 процентов... Российская экономика - это колосс на глиняных ногах". Неужели это мрачное пророчество сбудется? Наша страна не раз бывала в трудных ситуациях. И каждый раз своевременно осознавала реальное положение дел, находила в себе силу и мужество для победы. Так должно быть и на этот раз!


ВЛАДИСЛАВ ФЕЛЬДБЛЮМ


03.07.2008



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.0296311378479