Вестник гражданского общества

Минюст предложил все неугодное объявить политическим

Рис. Алексея Меринова
 
          Одним из основных признаков тоталитарного государства является отнесение к сфере политики любой общественной активности и оценка такой активности исключительно с точки зрения соответствие её государственной или государственно-партийной политики. В том числе политики, цели которой не публичны. Например, если в тоталитарном или авторитарном режиме осуществляются гонения на некую социальную, конфессиональную или этническую группу и это является результатом скрытно принятого решения, то публичная защита этих групп со стороны тех, кто исходит из приверженности официальному осуждению дискриминации, воспринимается как опасная оппозиционная политическая акция, хотя формально такое осуждение дискриминации является манифестацией верности публично заявленным принципам государства.
          Развитие гражданского общества, правозащитного движения в рамках демократического государства основано на чёткой сепарации политики как партийной деятельности, связанной с политической конкуренцией различных политико-идеологических и социально-экономических проектов, и гражданскими кампаниями, направленными принципиально в иную, непартийную плоскость. Со времён Гегеля разделяются понятия «государство», к которому относятся и партии, как субъекты демократической политики, и «гражданское общество». Гражданское же общество, по Гегелю - это «семья, сословные отношения [сейчас — взаимоотношения социальных групп], религия, право, мораль, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов».
          Двухлетняя борьба между независимыми неправительственными организациями (НКО)  и Минюстом, стремящимся любым путём занести эти НКО в реестр «иностранных агентов», проходившая преимущественно в судах и практически полностью завершившаяся победой Минюста, привела к появлению огромного числа очень странных судебных решений, относящих к политической любую деятельность, которая может создать неудобство для чиновников и государственных ведомств. При этом происходит подмена понятия «государство» понятием «ведомство».
          Существующее российское законодательство относит выработку политики только к полномочиям органов исполнительной и законодательной власти. Федеральным ведомствам поручается «проведение политики», причём, немедленно оговаривается, что задачей проведения политики является соблюдения прав и свобод человека и гражданина.   Соединение в одно целое «выработки политики» и «реализации политики» превращает любое решение должностного лица, и даже планирование таково решения, в политику, хотя такая трактовка противоречит и законам, и принципам демократического общества.   Поэтому, следуя правовой логике, любая деятельность, направленная на защиту прав человека и гражданина (включая права на благоприятную природную среду или культурное или мировоззренческое разнообразие), является не стремлением изменить государственную политику, а содействием в проведение государством, его ведомствами и должностными лицами государственной политики.  Характерно, что еще два года назад таковой была и позиция Минюста, но ситуация поменялась.
          Самостоятельно обобщая судебную практику, Минюст РФ подготовил поправки в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», которые уточняют понятие «политическая деятельность». Соответствующий документ размещен на портале проектов правовых актов. Приводим текст проекта, уже в понедельник, 25 января, выносимого на нулевое чтение в Госдуму от имени правительства. Вот его ударная часть:  
          «Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства и основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, обеспечения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, функционирования политической системы, органов государственной власти и местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния  на выработку и реализацию государственной политики, на формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
          Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:
          1) участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, в организации и проведении публичных дискуссий, выступлений;
          2) участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, в формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
          3) публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на их деятельность, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных правовых актов;
          4) распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики;
          5) осуществление деятельности, направленной на формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения и обнародования опросов общественного мнения или иных социологических исследований;
          6) вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;
          7) финансирование указанной деятельности.
          К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества при условии, что эта деятельность не осуществляется в целях, указанных в абзаце втором пункта 6 настоящей статьи и выходящих за пределы (рамки) соответствующей области деятельности.».
          Таким образом, закон возвращает нас к принципу тоталитарной государственности, согласно которому политика есть прерогатива любого должностного лица, а любое влияние на его решения — суть политическая деятельность. 
          Самым феерическим является отнесение к политике формирование взглядов и убеждений (таковые по определению являются общественно-политическими) и проведение соцопросов! Таким образом, не только любая социологическая деятельность, но и учебно-просветительская стала политической. Не надо утешаться тем, что указанные тоталитарные по сути определения относятся только к НКО. Поскольку в российском законодательстве не никакого иного определения политической деятельности, то ведомства и суды будут обязаны исходить из данных дефиниций. Выполняя поручение Президента РФ, который в ответ на многочисленные обращения об абсурдности происходящего (например, управление Минюста по Владимирской области признало политической деятельность Общественного совета при региональном управлении внутренних дел), указал на необходимость уточнить размытый характер критериев политической деятельности, Минюст РФ предложил предельно широкий критерий политической деятельности, фактически обозначив любую публичную активность НКО в качестве политической деятельности. Общественная палата РФ предложила ввести некоторые количественные ограничения, например, сколько митингов можно проводить в год (предлагается свыше 2, но распространяется на всю организацию по стране) или сколько можно тратить средств на изучение политики (т.е. всей общественной жизни) без риска считаться занятым политикой.
          Разумеется, это не может изменить ситуацию с приравниванием публичной деятельности к политической. Два года эпопеи с иноагентами привели к тому, что организации буквально шарахаются от любых контактов с заграницей, поскольку финансированием НКО суды уже признали приглашение члена организации за счёт принимающей стороны или выплату гонораров за выступление, предоставление помещения для круглых столов и конференций.
          Стремление записать в политику любую правозащитную деятельность, кроме юрконсультаций, выделения юриста для процессов и направления запросов и жалоб чиновникам, приведёт к искусственному противопоставлению правозащитных и природозащитных организаций социальным. За этим стоит нехитрая идея лишить «политиков», уже лишенных иностранных источников поддержки, и внутрироссийского финансирования. Это приведёт к фактическому разделению независимой общественной активности на партийную и социально-благотворительную.
           Но любая значимая социальная организация, просто не может эффективно действовать, не воздействуя на должностных лиц и ведомства. Это значит, что в случае недовольства её активностью, ей будут угрожать отнесением к политическим организациям, а следовательно, и лишением финансирования. Например, природозащитная деятельность без обращений в органы власти, публичных обсуждений и публичной презентации экспертиз — абсолютно невозможна. Таким образом, даже не проводящая митингов и пикетов, любая общественная экологическая деятельность становится политической.
          Университет, имеющий статус НКО, становится политической организацией, если в нём преподаются социологические или политологические дисциплины.
          Если ректор некоммерческого Университета (должностное лицо, имеющее право представлять Университет без доверенности) выступил с осуждением решений по ограничениям бюджета или с протестом по поводу реорганизации Академии наук — весь вуз считается занимающимся политической деятельностью. И достаточно будет одного договора или контракта с заграницей или гонорара за выступление или публикацию — и ВУЗ попадает в иностранные агенты.
          И, разумеется, политическими организациями становятся все неправительственные социологические службы.
          Признание общественного (непартийного) наблюдения на выборах политической деятельностью означает только одно — власть будет стараться в принципе ликвидировать внепартийный гражданский контроль над деятельностью партий.
          По сути, клеймление НКО «иноагентами» в ближайшие месяцы сменится клеймлением «политиками». 
          Приемлемым вариантом может быть только возвращение к конституционному определению политической деятельности организации, согласно которому политическая деятельность — это деятельность организации, связанная с выработкой, проведением или изменением государственной политики, а именно:
          - публичная поддержка организацией конкретных решений органов законодательной и исполнительной власти, конкретных политических партий (фракций) или кандидатов в ходе предвыборной кампании и конкретной позиции по референдумам;
          - публичные действия организации с целью изменения персонального состава органов власти, включая органы местного самоуправления - участие в выборах путём выдвижения кандидатов или участие в предвыборной кампании на уровне решения всей организации, или участие в инициировании референдумов;
          - публичные действия организации с целью принятия или изменения конкретных решений органов законодательных или исполнительных органов власти, совершаемые в интересах конкретной партии, фракции, депутатов, глав и членов федерального и региональных правительств (администраций).
           Деятельность, связанная с воздействием на органы местного самоуправления, кроме прямого участия в выборах или в избирательных кампаниях и организации местных референдумах, не может рассматриваться как политическая.
 

ЕВГЕНИЙ ИХЛОВ


25.01.2016



Обсудить в блоге




На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.013313055038452