Вестник гражданского общества

Могучая кучка и двойные стандарты

О состоянии российского феминизма

 
       Феминизм - это движение за права женщин, ставшее наследником суфражизма начала прошлого (уже!) века и весьма популярное сегодня в странах Запада. В России его приверженцы, или, точнее сказать, приверженки - последнее слово даже будет модным у них феминитивом,  тоже есть. Правда, численность их невелика, а влияние очень скромно. Возможно, только пока?
        Российский феминизм сегодня весьма радикален. Точнее, количественно радикалок меньшинство, но они гораздо громче своих более либеральных сестер и легко затыкают им рты, вытесняя на вторые роли во всех изученных мною активных феминистических сообществах Рунета. Собственно, в первую очередь это сообщества в Живом Журнале, во вторую - довольно заметная в последние два-три года деятельность феминисток в других социальных сетях, а также на женских форумах и собственных сайтах. Правда,  всецело феминистические проекты обычно или недолговечны, или непопулярны, или то и другое вместе.
        Но не только виртуальная реальность служит домом для наших дам. Несколько наполовину героических и наполовину истерических активисток «работают» и «в реале», проводя личные малолюдные акции и участвуя в многолюдных, которые организует российская оппозиция. Украинский вопрос, кстати, стал редким внешним событием, вызвавшим раскол в их среде - обычно конфликты между феминистками возникают и потом долго бушуют из-за идеологических разногласий, например, вопроса о том, нужно ли отвергать транссексуалов или стоит ли сепарироваться от мужчин физически, либо только внутренне. Кроме конфликтования, отечественные феминистки занимаются обширной деятельностью по переводу текстов феминисток зарубежных, попытками защитить права женщин или устроить травлю тем или иным мужчинам в Интернете, рекламой различных горячих линий и проектов против семейного насилия, отстаиванием права на аборт, иногда - участием в  круглых столах и общественных дискуссиях оффлайн. Среди заметных деятельниц можно выделить, пожалуй, Татьяну Болотину и Татьяну Сухареву из свежей поросли, да еще Марию Арбатову из старой гвардии. Кстати, при многочисленных недостатках отдельных личностей, этих публичных активисток-одиночек, не скрывающих своих имен, отличает обычно изрядная храбрость и независимость.
        Перспективы феминизма в России туманны. Он явно противоречит господствующему в провластных слоях общества тренду на реставрацию традиционно-религиозной модели социума и не слишком популярен у оппозиционеров, стремящихся защитить права женщин в рамках общего для всех полов либерализма, а не отдельного движения. Не добавляет понимания сторонам и позиция многих феминисток по отношению к мужчинам, подозрительно похожая на женский сексизм. Последнее обстоятельство, кстати, может однажды сподвигнуть государство на запрет, как минимум, радикальной части движения. Единства внутри российского феминизма сейчас нет практически ни по одному вопросу, постоянно происходят громкие конфликты, раздирающие его изнутри и ослабляющие в целом. Доступ к СМИ, как ни странно, у феминисток имеется - но на личном, а не организационном уровне и, как правило, к явно второстепенным.
 

Редакция Вестника CIVITAS приглашает к дискуссии о современном российском феминистическом движении, которое пока предпочитает «вариться в собственном соку». Мы рассчитываем, что статья Ильи Зимина послужит хорошей «затравкой» для более широкого обсуждения этой темы.
 

ИЛЬЯ ЗИМИН


11.12.2015



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.013556003570557