Вестник гражданского общества

Приборы учета как яблоко раздора

Поверка приборов учета потребления воды – большая афера или законное требование?

Фото: Игорь Супроненко

         На горячую линию Московского Общественного движения «Жилищная солидарность» позвонили сотрудники ГУП города Москвы ДЕЗ района Ховрино и сообщили, что к ним стали массово обращаться граждане с претензиями, что с них необоснованно требуют провести очередную поверку приборов учета потребления горячей и холодной воды, которые они установили в своих квартирах. Поводом для такого обращения явилась статья Елены Хакимовой «Управы не услышали Собянина» , опубликованная в газете «Мир новостей» 19 февраля 2013 года в рубрике «Жизнь и кошелек».
           В ней автор пишет:
          «Россиян призывают устанавливать водосчетчики, чтобы экономить водные ресурсы и собственные средства. На практике получается, что кроме прочего мы посадили на свою шею компании, присосавшиеся к кормушке ЖКХ. Пользуясь пробелами в законодательстве, они сели нам на шею и не хотят с нее слезать.<…> Миллионы москвичей могут вздохнуть свободно: теперь они не обязаны платить за регулярные поверки квартирных приборов учета воды. Но, во-первых, москвичи до сих пор получают письма с требованием осуществить поверку водосчетчиков, а, во-вторых, анализ сделанных нами звонков в ряд организаций подтверждает: никто не слышал о 831-м постановлении, которое 26 декабря 2012 г. подписал Сергей Собянин («О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. № 77-ПП»)».
           Елена Хакимова почему-то утверждает, что постановлением № 831-ПП Правительства Москвы отменено требование проводить поверку приборов учета. Но только ли по Распоряжению Правительства Москвы потребители обязаны проводить поверку приборов учета? А как жителям Казани, Омска, Брянска и далее по всей России? Там тоже действует это распоряжение или в других населенных пунктах приняты свои постановления?
           Приношу извинения за дотошность, но приведу еще две цитаты из этой статьи.
          «ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА. Впервые о существовании межповерочных интервалов жители столицы узнали девять лет назад, когда 10 февраля 2004 г. московское правительство издало постановление №77 «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы г. Москвы». В пункте 7.9 приложения №1 было написано: «Межповерочный интервал, установленный Госстандартом РФ... составляет для приборов учета расхода холодной воды не менее 5 лет, для приборов учета расхода горячей воды - не менее 4 лет. Если через 4 года и 5 лет у тебя возникли сомнения относительно точности работы прибора, - поясняет Елена Хакимова, - можешь обратиться в метрологическую службу, где либо выявят погрешности в работе индивидуального прибора учета (ИПУ) и его придется заменить, либо не выявят никаких отклонений и прибор продолжит считать воду в прежнем режиме».
          «На какие Госстандарты ссылались чиновники московского правительства образца 2004 года, утверждая минимальные межповерочные интервалы? Ни на какие… - утверждает далее Хакимова Е., - Выходит, что на протяжении долгих лет огромное число граждан (по некоторым данным, сейчас в Москве установлено примерно 3 млн ИПУ холодной и горячей воды) дурили, а они велись на красивые слова и ссылки в официальных документах, основанных на взятых с потолка стандартах».
            Не буду утверждать, что автор заблуждается и не обосновано обвинила Правительство Москвы, назвав требование периодической поверки счетчиков – большой аферой, а просто выскажу свое оценочное суждение по поднятому в статье вопросу о поверке приборов учета потребления воды.
          Ответ начнем искать в самом постановлении № 77-ПП Правительства Москвы «О мерах по улучшению системы учета водоснабжения и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы». В нем указано:
           «Сложившаяся в Москве схема управления водоснабжением жилых зданий (в т.ч. горячим и холодным водоснабжением) формировалась в 90-е годы без учета необходимости установки и использования общедомовых и квартирных приборов учета горячей и холодной воды. Приборы учета для осуществления расчетов между сторонами за поставленные ресурсы (холодную и горячую воду) и оказанные услуги канализации используются малоэффективно, а квартирные приборы учета не используются совсем. Причиной этого является отсутствие порядка расчетов с потребителями за холодную и горячую воду по показаниям общедомовых и квартирных приборов учета».
           Как эксперт в вопросах жилищного права и проблемах реформы ЖКХ высказываю свое оценочное мнение, что Правительство Москвы по своему статусу имело право принять Постановление, которыми утвердило порядок расчетов с потребителями за холодную и горячую воду по показаниям общедомовых и квартирных приборов учета. Постановление правильное и своевременное. На тот период не имелось таких Правил, утвержденных на федеральном уровне. В Приложении № 1 к Постановлению 77-ПП указан Порядок организации учета потребления холодной и горячей воды по общедомовым и квартирным приборам учета. Трудно не согласиться с тем, что во всем должен быть порядок. Тем более он нужен в учете потребления ресурсов и оплате за них. Там же указано, что тип приборов учета должен быть утвержден Госстандартом Российской Федерации и внесен в Государственный реестр средств измерений.
          Прибор учёта (счётчик) является сложным техническим устройством. Со временем его детали изнашиваются, деформируются, и счётчик может давать неправильные показания, как в сторону уменьшения реально прошедшего объёма воды, так и в сторону его увеличения. Поэтому периодически необходимо проверять его работу (поверять). Прибор учета должен иметь паспорт, сертификат соответствия, выданный органом по сертификации, аккредитованным Госстандартом Российской Федерации.
          Первоначальная поверка счётчиков производится службой ОТК завода–изготовителя при выпуске прибора из производства, о чём делается отметка в паспорте счётчика. Это проводится в соответствии с требованиями ГОСТ 8.156, который введен в действие 01.07.1985 года и действует по настоящее время. Также в паспорте указывается первоначальный межповерочный интервал, то есть, через какой срок эксплуатации он требует регулировки. В соответствии с пунктом 2.9 Приказа госстандарта РФ от 18.07.1994 № 125 (ред. от 26.11.2001) «Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений» (зарегистрировано в минюсте РФ 21.07.1994 № 640) первый межповерочный интервал устанавливается при утверждении типа прибора учета потребления воды.
           Изготовитель в паспорте на прибор учета указывает гарантированный интервал времени, в течение которого показания счётчика можно считать достоверными (межповерочный интервал). Этот интервал устанавливается производителем счётчиков по согласованию с Государственной метрологической службой при регистрации типа прибора. На практике этот интервал составляет от 3 до 12 лет в зависимости от типа прибора.
           Разброс в сроках межповерочного периода приборов учета потребления ресурса большой. Например, для приборов учета потребления газа производители - Радиозавод им. А.С. Попова ОАО ОмПО (г. Омск) и Бетар ПКФ (г. Чистополь) согласовали с Государственной метрологической службой межповерочный период для одного типа прибора только на 3 года, а для другого типа прибора – на 5 лет, а изготовители приборов учета Эльстер Газэлектроника ООО (г. Арзамас) и СПб ЗИЛ ООО (г. Санкт-Петербург) изготовили такой тип прибора учета потребления газа, который прошел согласование межповерочного периода на 10 лет. Аналогично устанавливаются межповерочные периоды и для приборов учета других ресурсов.
          Думаю, что мне удалось убедить автора статьи «Управы не услышали Собянина» Елену Хакимову, редакцию газеты «Мир новостей» и ее читателей, что есть основания у Единых расчетных центров требовать своевременного прохождения очередной поверки приборов учета потребления воды. Если не убедил – читаем далее.
          Точность приборов учета – залог Вашей экономии и отсутствия конфликтов с ресурсоснабжающей и обслуживающей организациями. Единственным способом обнаружения неисправностей в работе водосчетчиков, сбоев или отклонений в показаниях является процедура поверки.
           Необходимость проведения поверки приборов учета воды определена Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (Статья 9 «…к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку…»). По истечении этих сроков счетчики должны быть поверены (либо заменены на новые).
           Обращаю Ваше внимание на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» - в случае неисправности индивидуального прибора учета или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, расчет за коммунальные услуги производится по средним тарифам. Приборы, не прошедшие поверку, к дальнейшей эксплуатации не допускаются!
          В пункте 59 Постановления правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, от 27.08.2012 N 857) указано, что в случае истечения срока эксплуатации прибора учета, определяемого периодом времени до очередной поверки – начисления за потребленную воду производятся исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем.
          Называя требование проведения поверки счетчиков «большой аферой», автор высказала свое личное мнение, но не убедила меня в своей правоте.
          Как эксперт по ЖКХ с достаточной судебной практикой рекомендую гражданам, проводящим расчеты за потребленную воду по показаниям установленных в квартире счетчиков воды, строго следить за сроком очередной их поверки. Все по Закону! 


           Мнение редакции 

          Безусловно, автор прав, утверждая, что приборы учета потребления ресурсов должны работать исправно, для чего необходимо периодически проводить проверку правильности их работы. К сожалению, в этой статье он не поднимает вопрос о том, что учет потребленных ресурсов для их оплаты должен быть единообразным и максимально прозрачным. А для этого необходимо и достаточно оборудовать единообразными счетчиками на воду, газ, электричество все жилища, в которых пользуются услугами ЖКХ, и осуществлять их поверку планово и непосредственно местными отделениями компаний, поставляющих эти услуги. Причем, счетчики должны быть установлены в местах, легко доступных как для проверяющих, так и для самих потребителей. Точно также должны быть установлены счетчики на общедомовые нужды в многоквартирных домах, и их показания должны равномерно распределяться по количеству квартир.
          Тот бардак, который царит сейчас в сфере учета потребляемых услуг ЖКХ, является питательной средой как для коррупции и мошенничества в этой области, так и для мифотворчества населения, не верящего ни управляющим компаниям, ни правительству, ни законам.


ВИКТОР ФЕДОРУК


05.03.2013



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.015522003173828