Вестник гражданского общества

Без руля и без ветрил...

Нужны ли российским библиотекам московские начальники?

         Представляя проект федерального бюджета на 2009 год, Правительство похвалилось, что расходы на культуру возрастут в следующем году на 30%. Если верить данным  Министерства культуры, прирост будет еще выше - почти 75%, что в абсолютных цифрах составит более 90 млрд. рублей. Много это или мало на самом деле, можно сказать, только зная ответы на два классических бюджетных вопроса: кому и сколько, однако, на сколько частей придется делить культурный бюджет известно лишь приблизительно.
          Выступая в ноябре 2007 года на Всероссийском совещании руководителей федеральных и центральных региональных библиотек России «Библиотеки Российской Федерации: новый этап развития», заместитель Министра культуры Андрей Бусыгин обозначил ряд злободневных проблем, стоящих перед библиотечным сообществом, и возможные пути их решения. По мнению Бусыгина, «новый этап развития» следует начать с переписи российских библиотек, которая не проводилась уже 20 лет.
         Проведение переписи, по данным заместителя министра, должно занять около 10 дней, однако вот уже 21-й год, как у его подчиненных не находится времени подсчитать количество библиотек, которыми они руководят. Впрочем, а чем вообще должны руководить федеральные чиновники в приблизительно 37 тысячах публичных библиотек?
         «Положение о Министерстве культуры Российской Федерации», целиком списанное в этой части с «Положения об упраздненном Федеральном агентстве по культуре и кинематографии», отвечает на поставленный вопрос следующим образом: организовывать «сохранение и реставрацию музейных предметов и музейных коллекций ... находящихся в федеральной собственности библиотечных фондов» и заниматься созданием «кооперированных библиотечных систем и информационно-библиотечных сетей, сводного каталога библиотек Российской Федерации, современных систем безопасности государственных музеев и библиотек».
        Для решения этой нелегкой задачи в агентстве существовал целый отдел библиотек в составе 6 человек, которые после упразднения агентства перекочевали в вышестоящие министерство. Ни один из шестерых за все время своей работы или ее имитации не задался вопросом о размерах подведомственного хозяйства. Возможно, были более важные и срочные дела?
         Фамилии сотрудников отдела библиотек можно найти в списках членов оргкомитетов, докладчиков и участников разнообразных библиотечных мероприятий, они упоминаются в связи с «обсуждением», «выработкой» и другими действиями по имитации действий в области руководства российскими библиотеками, однако понять какое же общественное благо производится в результате этого «руководства» не так-то легко.
         Некоторое представление о деятельности отдела библиотек в 2007 году нам может дать «информация об основных итогах деятельности федеральных органов исполнительной власти», представленная ими в Правительство. В части библиотечной деятельности за Роскультурой значится 3 достижения: проведение Всероссийского библиотечного конгресса, Всероссийского форума публичных библиотек и Всероссийского конкурса «Лучшее в библиотеках России».
         Разумеется, этот список отражает не всю деятельность отдела библиотек в 2007 году, а лишь наиболее великие свершения, к которым, впрочем, ни отдел, ни Роскультура не имели абсолютно никакого отношения, кроме выделения денежных средств организациям, которые на самом деле организовывали и проводили эти мероприятия. Средств, следует отметить, не собственных, а бюджетных.
         То есть вся деятельность отдела библиотек по «проведению» упомянутых мероприятий сводилась к функции финансового посредника между Федеральным казначейством и организациями - получателями бюджетных средств. Не надорвались ли вшестером-то?
         Если задать этот вопрос Генеральной прокуратуре, Счетной палате и Федеральной антимонопольной службе, ответ будет однозначен - нет. Материалы этих ведомств (см. например http://genproc.gov.ru/news/news-5778/), призванных следить, в том числе, за надлежащим расходованием бюджетных средств, пестрят упоминаниями о многочисленных нарушениях, допущенных сотрудниками Роскультуры при распределении бюджетных средств. В «Национальном рейтинге прозрачности закупок - 2007» Роскультура занимает малопочетное четвертое место, с конца, разумеется.
         На самом деле львиную долю средств на свое существование: обновление фондов, закупку оборудования, зарплаты сотрудникам, оплату коммунальных услуг, ремонт помещений и т.д. - все библиотеки, кроме 9 федеральных, получают не из федерального, а из региональных бюджетов. Руководство ими также осуществляется на региональном уровне силами субъектовых и муниципальных органов управления культурой, которые, между прочим, совершенно точно знают, сколько библиотек находится у них в подчинении.
         Координацией деятельности библиотек, их методической поддержкой, обменом опытом уже много лет успешно занимаются Российская библиотечная ассоциация (РБА) и ряд других общественных и коммерческих организаций, созданных, в том числе, и самими специалистами-практиками библиотечного дела.
         РБА представляет российские библиотеки на международных библиотечных мероприятиях, проводит национальные конференции для российских библиотекарей, адаптирует и разрабатывает методические и нормативные документы для библиотек, формирует библиотечную политику. Зачем в таком случае Министерству культуры нужен целый отдел библиотек?
         Ответ на этот вопрос лежит вне обычной логики целесообразности: просто государство российское привыкло стремиться к контролю всего и вся, не задумываясь над необходимостью и эффективностью своих руководящих, надзорных и контролирующих органов, которые в данном случае не имеют даже представления о количестве подведомственных им учреждений.
          Возможно оно и к лучшему, что лишенные федерального присмотра библиотеки развивались так, как считали нужным, сообразуясь с запросами своих посетителей, местными реалиями и опытом коллег, а не директивами из Москвы. Иначе неизвестно еще, что бы им науказывали руководители, не способные за 20 лет провести даже элементарную инвентаризацию.
         Вот только нужно ли содержать этих горе-руководителей за счет налогоплательщиков, и не окажется ли так, что любое увеличение культурной строки бюджета будет нивелировано ее умелым распределением по лишь приблизительно известному числу получателей?


КСЕНИЯ ЛАВРИШОВА


09.09.2008



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.01301121711731