18 января 2012 г. друзья и ученики Анатолия Рябова пришли в Мосгорсуд
поздравить его с днем рождения. Фото с сайта ryabov.org
Я поздравляю вас всех, российские музыканты и деятели культуры, особенно на фортепианном ее поприще. Мы, наконец, дошли до той искомой точки, к которой стремились многие годы!
Прошлый, 2011 год, был особо знаковым для страны.
Закрылась последняя фортепианная фабрика в стране, зато открылось дело против пианиста и педагога Анатолия Рябова. Оба дела были затеяны нечеловеческими силами, и оба я воспринял близко к сердцу.
Последнюю фабрику «Лира» закрывали долго, и то, что она обречена, известно было за много лет до закрытия.
Дело Рябова открыли за несколько недель, зато посадили его мгновенно, а выпустили временно и неохотно - за наши с вами 1,5 млн. рублей, которые мы собрали у входа в Мосгорсуд. И жаждут отправить учителя обратно в тюрьму.
Одинаково нечеловеческие силы я вижу не только в этих процессах.
Разоряются музеи, расхищаются коллекции музыкальных инструментов, почти нет приличных нотных издателей, ничтожно мало концертных залов - достойных и хорошо оснащенных, педагоги вымирают или уезжают из страны. Теперь их - тех, кто не уехал, - уже медленно убивают.
У российских детей всё меньше шансов подняться до достойного уровня музыкального образования (да и любого другого).
Всё, что связано с культурным возрождением и воспитанием, происходит медленно. А быстро идёт только такое дело, когда нужно что-либо сломать или отремонтировать/построить/провести по деньгам. Распил бюджета – любимое занятие деловых людей.
Российским бюджетом спонсируются многие семьи фортепианостроителей в Германии и Китае, Корее и Японии.
Но эти изготовители инструментов, в отличие от российских дореволюционных производителей, таких как Шрёдер, Беккер, Дидерихс, - не создают музыкальных конкурсов, не дарят лучшим музыкантам роялей, не поддерживают композиторов и ното- и книгопечатанье, не устраивают салоны и концертные залы в России. Они эти деньги - наши с вами деньги - вкладывают в своё.
Но если деревяшки - части от пианино и роялей, проданные на отделку особняков - ничего не скажут, то живой человек Рябов - защищается, старается отстоять свою свободу, чтобы его не «закрыли» по чудовищно несправедливому обвинению с подразумевающимся смертным приговором в конце (учитывая его возраст и состояние здоровья).
День за днём этот человек – старый и больной, но несломленный духом – ходит в зал заседаний Мосгорсуда. И мы туда с ним ходим, хоть нас и держат за дверью прячущегося от дневного света злобного действа. Каждый день несет всё новые и новые удары, бесконечен поток лжи и злости, изливаемый в суде вынужденными лгать до конца обвинителями. Начав однажды, они уже не могут остановиться.
А молчаливое большинство равнодушно наблюдает, как губят одного из последних оставшихся в стране представителей русской фортепианной педагогики. Этот человек мог уехать на ПМЖ в любую страну мира в любой момент. По всему свету разбросаны его ученики.
Но он остался. Чтобы теперь на родине умереть в тюрьме, с поруганной честью?.. А классическую школу во всех сферах постепенно вытеснил победный баян.
Всё это - повод всех нас поздравить с достижением новых нечеловеческих высот в деле разрушения в России культурных ценностей, материальных и духовных.
P.S.: Тему мне навеяло обращение М.Аркадьева «Я обвиняю», уж извините.