Вестник гражданского общества

Либеральная демократия или авторитаризм?

В порядке полемики

          Развитие цивилизации говорит о том, что демократические общества, независимо от того, какие национальности проживают на их территориях, экономически и интеллектуально развиваются быстрее, динамичнее и результативнее для всех социальных слоев этих обществ. Тоталитаризм и его менее жестокая разновидность – авторитаризм - для большинства стран остались в прошлом, и предпосылок возврата к нему в этих странах нет.
          Однако некоторые страны, в том числе и относительно развитые, находятся на этапе авторитарном, который изменяется, но медленно и с большими издержками. Почему? Вопрос этот очень болезненный для подобных обществ, дискуссионный.
          Причин много: история развития этих обществ, традиции и менталитет населения и его элиты, религиозное мировоззрение, политика власти к населению и его невластной элите, психологические особенности титульной нации; соседние государства; географическое расположение территории, условия климата и прочее, и прочее…
         О причинах существования в настоящее время государств с тоталитарным и авторитарным политическим устройством можно спорить. Однако вывод о направленности развития человечества в сторону демократического устройства обществ и, в частности, в сторону режима либеральной демократии, где большинство социально значимых должностей занимают избранные населением граждане, в том числе и такие должности, как судьи, прокуроры, государственные аудиторы - мало оспорим.
          Непременные условия существование режима либеральной демократии, гарантирующего относительно спокойное и стабильное состояние общества - наличие в обществе равных прав, как в политической, так и в экономической сфере, осуществляемое через принятие и безусловное действие никем не нарушаемых единых правил (законов) для всех граждан; предоставление гражданам реальной возможности конкурировать в политической и экономической сфере при публичности и прозрачности этого процесса; возможность постоянной критики действий любого властного органа через СМИ и путем мирных акций. Еще одно обязательное условие функционирования такого режима: реальное разделение законодательной и исполнительной власти, их взаимозависимое существование в виде «системы сдержек и противовесов», что зарекомендовало себя на протяжении нескольких столетий в ведущих цивилизованных странах. Это можно наблюдать на примерах исторического развития таких разных стран, как США, Япония, Австралия, большинства стран Западной Европы и некоторых стран Латинской Америки.
         Прогрессивное развитие обществ с режимом либеральной демократии позволяет им избегать тяжелых и болезненных межгосударственных конфликтов, находить при их возникновении мирные механизмы разрешения, а также ликвидировать экономические кризисы, как внутри государств, так и на межгосударственном уровне.
         Не думаю, что найдется много убежденных оппонентов этой точки зрения в настоящее время. При нынешнем доступе информации через интернет и иным способами (туризм, СМИ, развитие телекоммуникационных систем) колеблются режимы даже таких тоталитарных государств как Куба, КНДР, Сирия и прочих, считаемых уже на пальцах…
И возникает грустный, даже горестный вопрос: почему мы - граждане России – допустили сдерживание развития России в этом общемировом направлении, допустили, что наша властная элита и ее «обслуга» препятствуют переходу общества от авторитарного к демократическому?!
         Большинство граждан России, даже убежденные сталинисты и монархисты, пожалуй, согласятся с тем, что тенденция, называемая «сворачиванием демократических свобод», имеет место в России. И не только имеет место, но и достаточно жестко, даже жестоко, реализуется. Этому есть огромное множество доказательств.
         Особенно хорошо они (доказательства) просматриваются в законодательстве, где последние 10 лет идет его регулярное «авторитарное изменение», о чем почему-то молчат ведущие ученые правоведы и Конституционный Суд РФ. Пример тому и последний состав Государственной Думы РФ, избранной по авторитарному законодательству и с многочисленными злоупотреблениями властных структур. Руководитель этой «Думы» публично высказался, что высший законодательный орган – не место для дискуссий! Лишь Президент РФ назначает федеральных судей, которые в дальнейшем должны «самостоятельно вершить правосудие», завися не от населения, а от Президента. Мировые судьи также не избираются населением, эту процедуру осуществляют органы субъекта федерации. Выборное законодательство России претерпело такие изменения, что сейчас избираться в органы власти и управления намного сложнее, чем в СССР. Самостоятельно гражданин практически никуда не может избираться.
         Нормы закона власть трактует, как хочет, так, с Лимонова взыскивают 500 000 рублей в пользу «оскорбленного и переживающего Лужкова» за высказывание о «влиянии последнего на суды Москвы», в то время как в пользу тысяч и тысяч граждан, которых государство в той или иной форме «обижало», в том числе и ошибочно привлекало к уголовной ответственности, взыскивается в среднем от 30 до 60 тысяч рублей, а иногда и меньше.
         С точки зрения мировых стандартов, Конституции РФ и федерального законодательства наделение граждан чужого государства (Республики Грузии) паспортами РФ, ввод войск России на территорию Грузии, обещание выделить миллиарды рублей на восстановление «самоопределившегося государства» без участия в этом органа, который утверждает бюджет (ГД РФ), также не характеризует нашу страну, как демократическую…
         Почему это происходит?.. Из-за того, что большевистская идеология, торжествовавшая с 1917 года, продолжает реализовываться и сейчас: управление обществом только одной узкой группой людей, жестокость по отношению к политическим и экономическим оппонентам, сосредоточение в руках этой группы практически все средств массовой информации, и, через СМИ, массированное и целенаправленное пропагандистское воздействие на население, как на толпу, желающую «хлеба, зрелищ, больших и малых побед всегда и везде».
         После 1917 года вся интеллектуальная и экономическая элита, а также любой несогласный с идеологией большевиков, истреблялись (именно истреблялись!). Это была огромная потеря для страны, которая затормозила ее развитие! Развитие страны осуществлялось не за счет эффективного использования ее интеллектуальных и материальных ресурсов, а за счет нещадной эксплуатации большинства населения под страхом уголовной ответственности и даже физического истребления. В большинстве граждан жил и до сих пор продолжает жить страх! Страх и уверенность, что нельзя ничего говорить против власти, причем, в любой сфере, не только политической, но и экономической, и научной, и прочее. Господствовал и господствует по настоящее время тезис: власть всегда права, а если не права, то правы будут только те, кто придет к этой власти! Нельзя перечить власти! Это закреплено на уровне подсознания. Нельзя! Общество и сейчас запугивают на примерах Политковской, Литвиненко, Щекочихина и «более счастливого» Ходорковского.
         Лица, прорвавшиеся во власть, как правило, полулегитимно, а иногда и вне рамок легитимности (фальсификация выборов, коррупция, угрозы и прочее) очень и очень хотят там остаться, поскольку понимают, что вне властных структур будут жить гораздо хуже, что, потеряв власть, станут «козлами отпущения» для новых властителей. У тех, кто сейчас при власти и около власти, хватательный инстинкт такой, что они органически и биологически отторгают возможность реализации в России реальной демократии, тем более, либеральной, реализующейся в цивилизованном мире.
         Подавляющее число «властных людей» не хотят и не могут хотеть демократии, потому что они понимают и осознают, что в условиях равной конкуренции в политике и экономике они могут остаться не у дел, и также не у дел останутся их родные, друзья… Поэтому им не нужно равной конкуренции в политике и экономике, и при нахождении у власти этих лиц ее не будет.
         Большинство населения всегда при существующем режиме будет жить намного хуже, даже катастрофически хуже тех, которые «при власти».
         Нам важно понять, что без реализации принципа: равные права в экономике и политике для всех граждан общества – мы будем систематически отставать от цивилизованных стран, и в перспективе нас ждет распад на воюющие между собой регионы, если только нынешние правители в отсутствии какого-либо элементарного контроля над собой «не напишут» обществу еще более худший сценарий.
Все написанное выше - мнение гражданина, желающего жить в цивилизованном, демократическом обществе. Может быть, я и не прав, но эта тема спокойной и обстоятельной дискуссии, а не повод для «принуждения меня к миру и полному взаимопониманию с властью».


МИХАИЛ АНУЧИН


19.08.2008



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.022097826004028