Вестник гражданского общества

Фиктивная забота

О доступности социальной поддержки для инвалидов

           На прошлой неделе Президент РФ Дмитрий Медведев распорядился принять предложение Правительства РФ о подписании Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, и поручил МИД России подписать от имени Российской Федерации указанную Конвенцию.
          А теперь посмотрим, как на практике осуществляется защита прав инвалидов в России.
Человек нетрудоспособный в связи с нуждаемостью в постоянном постороннем уходе имеет право на получение компенсационной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006 № 1455. Этим Указом была установлена ежемесячная компенсационная выплата в размере 500 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет. Целью этой выплаты, как сказано в Указе, является усиление социальной защищенности нетрудоспособных граждан.
          В Указе президента все просто и понятно - компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
         Сложности начинаются при изучении постановления Правительства РФ, принятого во исполнение Указа. Как и любая бюрократическая процедура, эта может «свести на нет» благую идею заботы государства о своих гражданах.
          Как указывает Правительство РФ в постановлении от 04.06.2007 № 343, компенсационная выплата осуществляется к пенсии, назначенной нетрудоспособному гражданину. Таким образом, получая пенсию, нетрудоспособный гражданин получает и компенсацию тех затрат (хотя бы их части), которые он несет в связи с оплатой работы своим помощникам, тем, кто помогает ему решать бытовые проблемы, посещать официальные учреждения, подавать обращения и совершать тому подобные необходимые для каждого действия сверх тех, которые осуществляют социальные работники государственной социальной защиты (за частичную оплату). Но назначается она тому, кто осуществляет уход.
         Дальше процедура описывает требования к этому «кандидату». Он не должен был работающим, не должен быть получателем пенсии и пособия по безработице (что должен, естественно, подтвердить соответствующими документами). Таким образом, деньги предназначаются лишь для такого помощника, кто не имеет иных средств к существованию, кроме как уход за нетрудоспособным. То есть это его постоянная профессиональная деятельность - ухаживать за нетрудоспособными. А теперь простая арифметика подскажет, сколько нужно «взять на обслуживание» нетрудоспособных, чтобы обеспечить себе хотя бы официальный прожиточный минимум: 10 человек. Ну и каково качество такого ухода? Вопрос риторический.
         Справедливости ради нужно сказать, что с первого июля 2008 года эта сумма увеличена до 1200 рублей. То есть теперь, чтобы обеспечить себе официально установленный прожиточный минимум достаточно взять на обслуживание и пятерых граждан. Правда, каждому из них достанется не больше чем 1 день в неделю, но все же это лучше, чем ничего.
        Много ли при такой арифметике неработающих граждан захочет зарабатывать себе на жизнь обслуживанием инвалидов и престарелых? Опять-таки вопрос риторический. За 1200 рублей в месяц (в Архангельске сумма с районным коэффициентом составит 1440 рублей) ухаживать за человеком с не очень простым характером и большими трудностями в обустройстве жизненного пространства? Поднять инвалида-колясочника и помочь ему принять душ, помыть полы и окна, выслушать жалобы на боли и проблемы - все это требует не только сил и здоровья, но и соответствующего характера. Как правило, к социальной работе имеют склонность люди, сами пережившие трудные жизненные ситуации, имеющие не только жизненный опыт, но и мудрость, те, кто понимают, как тяжело жить с физическими ограничениями.
         Вот, что говорит Анна, инвалид I группы, «колясочник»: «Такого человека найти почти нереально среди родственников. Все, как правило, заняты. А среди чужих людей: оказывается пенсионеры и безработные не могут ухаживать за инвалидом. Столько условий в постановлении Правительства РФ, что легко можно запутаться, для обычного человека это слишком сложно. Сама процедура очень бюрократична, нужно собирать много бумаг для назначения этой выплаты, для чужого человека это тоже работа, за которую надо платить. Так что легче отказаться от этой затеи, чем настаивать на выплате».
         Несмотря на направленность правительственного постановления на улучшение социальной поддержки нетрудоспособных граждан, качество подготовки этого акта вызывает сомнения. Логика правительственного акта явно хромает. Если гражданин осуществляет уход за одним инвалидом, то разве не должен он рассматриваться как работающий (занятый)? Ведь деньги он должен получать по трудовому договору или договору возмездного оказания услуг. Соответственно, как же он может принимать на обслуживание других нетрудоспособных граждан? Если человек фактически имеет возможность осуществлять уход (по силам и по времени), но является пенсионером по старости или получает пособие по безработице, то почему установлен запрет на назначение его получателем выплаты? Разве препятствует осуществлению ухода получение пенсии или поиск работы, пока ее нет? Кстати человек, ищущий работу, но не получающий пособие по безработице, имеет право на получение данной компенсационной выплаты. Снова возникает вопрос, почему такие разные права у безработных. Например, безработные, направляемые на общественные работы, сохраняют право на пособие по безработице (под общественными работами Закон РФ «О занятости населения в РФ» имеет в виду трудовую деятельность, имеющую социально полезную направленность и организуемую в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу). Чем же отличаются эти безработные от тех, кто выполняет социально важную функцию ухода за нетрудоспособными людьми?
         Еще одно обстоятельство нужно учесть. Государство в принципе исходит из того, что человек не может получать две социальные выплаты одновременно (например, две пенсии или два пособия). Может быть, отсюда надо сделать вывод, что получать пенсию и деньги от
нетрудоспособного человека за осуществление ухода за ним противоречит этому принципу? На самом деле компенсационная выплата не является обычной государственной помощью для получателя выплаты, он эти деньги получает за работу, поэтому никакого противоречия здесь нет.
         Может быть, от такой компенсационной выплаты нетрудоспособные граждане будут отказываться? Тогда сэкономим государственные средства, а в то же время, материальная поддержка со стороны государства вроде бы существует.
         Вопросов слишком много, ответы на них может дать лишь орган, издавший данный нормативный акт, либо Верховный суд РФ. В связи с этим юристы правового центра Архангельского союза объединений инвалидов готовят обращение к Президенту РФ Дмитрию Медведеву о доступности социальной поддержки для инвалидов.

________________________________________
Автор статьи - председатель Союза общественных объединений инвалидов Архангельской области


НИКОЛАЙ МЯКШИН


13.08.2008



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.018836975097656