Вестник гражданского общества

Бил Гейтс и особенности нашей ментальности

          - Обязательно повешу эти заповеди в детской комнате и весьма сожалею, что никто мне не дал подобные советы, когда я был еще маленьким, - сказал один мой знакомый, наткнувшись в Интернете на статью о 11 советах Била Гейтса для школьников*.
          Признаться, познакомившись с назиданиями компьютерного гуру, я тоже пожалел, что мои дети выросли без такого авторитетного и мудрого наставления. Ей Богу, я вывесил бы их не только в детской комнате, но и во всех классах всех школ нашей страны.
          Впрочем, ценность сказанного Билом далеко не ограничивается воспитательным моментом для подрастающего поколения. Я думаю, что оно не менее важно и для всех нас, сформированных в ауре исконной российской ментальности. Особенно пункт первый его наставления: Жизнь несправедлива. Привыкните к этому!
          Однако! - воскликнет россиянин, дух которого со школьной скамьи формировался литературными классиками. Как же нам без Справедливости, без этого столпа русского миросознания?
          Возможно, какая-нибудь экзальтированная дама упадет в обморок, а бритоголовый патриот обложит меня матом, однако я должен сказать, что именно идея вселенской Справедливости весьма вредная вещь, особенно для нас, русских.
          Но почитайте Достоевского, Толстого, Некрасова, святых старцев и прочих формирователей нашей духовности с их извечными поисками русской правды и вы поймете, что в «теории вопроса» мы как раз и одержимы идеей всеобщей Справедливости, как идеала для общественного устройства.
          Тут иной читатель этих строк непременно захочет уязвить меня: «Вот-вот, тогда вполне нормально, что шайка растратчиков держит власть в нашей стране! Ибо ежели Справедливость не нужна, то и будет правильно, когда одни пилят страну и вывозят ее по кускам в Лондон, а другим только и остается, разинув рот, слушать байки про светлое будущее к 2020 году».
          Однако не спешите меня обвинять в прославлении несправедливости. Тут фишка в другом. В бытовом нашем российском понимании понятие «справедливость», как правило, сводится к двум принципиальным идеям.
          Во-первых, к идее воздаяния. Однако же если уж кого и изображать с повязкой на глазах, то не только Фемиду, но и Справедливость. И если у первой повязка символизирует беспристрастность, то вторая зачастую просто закрывает глаза на грехи земные. А от того в реальной жизни истинные праведники как правило страдальцы, а отъявленные негодяи нередко спокойно завершают жизнь в собственной кровати с улыбкой умиротворения на устах и окруженные искренне плачущими наследниками «нажитого непосильным трудом».
          Конечно же, это весьма печально, однако с'est la vie! И хотя правоохранительные органы прилагают массу усилий для исправления слепоты Справедливости, однако же мы должны привыкнуть к тому, что к.п.д. этих усилий далек от того, чтобы считать принцип воздаяния повсеместно реализуемым. К идеалу необходимо стремиться, однако чтобы не впасть в полнейшее жизненное уныние, стоит все же в повседневной практике руководствоваться тем, что жизнь далеко не идеальна.
          Во-вторых, в российском представлении о Справедливости явно прослеживается идея уравнительности. И хотя в известной прибаутке: «Как делить будем - поровну или по справедливости?» - мы сами же ставим под сомнение тезис о тождестве равенства и справедливости, все наше воспитание построено именно на стремлении усреднить всех и вся вокруг себя.
          В конечном счете, именно воздаяние и усреднение и составляет суть понимания Справедливости по-русски.
          Однако нам все же стоит бросить неблагодарное искательство всеобщей Справедливости и руководствоваться в повседневной жизни более продуктивным понятием – обоснованность.
          Тогда все станет на свои места. И если чиновник, получая в месяц 50 тысяч рублей, покупает виллу за несколько десятков миллионов долларов на берегу Лазурного моря, то не стоит стенать по поводу вопиющей несправедливости. Такого понятия в Уголовном Кодексе нет.   Зато вполне могло бы появиться понятие «незаконное обогащение», т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.
          Увы, наше правительство и думцы более склонны разглагольствовать о Справедливости, чем ввести законный контроль обоснованности расходов наших чиновников.
          Именно потому я думаю, что совету Била Гейтса было бы полезно внять не только школьникам, но и всем нам. Пора уже понять, что жизнь по определению несправедлива. В том смысле, что, во-первых, каждому из нас даны Богом или обстоятельствами не только разные условия, но и разные способности. А во-вторых, воздаяние далеко не всегда настигает грешников. Однако это не повод, чтобы рвать на себе волосы и рубашку и считать, что этот мир можно улучшить только предварительно разрушив все до основания.
          Куда продуктивней пытаться самому добиться бОльшего, чем тебе дано в начале жизни. А вот дело государства проследить, насколько законно ты приобрел это большее и насколько обосновано трудами праведными и заслугами честными твое обладание чрезмерными благами. Дабы воздалось тебе по делам твоим.

________________________________________
* Статью о заповедях Била Гейтса можно найти здесь: http://kp.ru/daily/25689.5/893865.


ГЕОРГИЙ КИРЕЕВ


01.06.2011



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.019248962402344