Вестник гражданского общества

Губительная нелогичность

          Федеральная антимонопольная служба России на днях выразила недовольство низким уровнем развития конкуренции на отечественном рынке авиаперевозок и предлагает возродить работу ряда закрытых аэропортов. «Выяснилось, что конкуренция развита в недостаточной степени», - заявил зам. главы ведомства Анатолий Голомолзин, выступая во вторник на пресс-конференции в РИА Новости. По его словам, ФАС в ходе исследования рынка обнаружила, что в РФ большинство маршрутов обслуживают одна-две авиакомпании. Более благоприятная ситуация наблюдается только на маршрутах из Москвы в крупные города и центры федеральных округов, - отметил Голомолзин.
          При этом цены на авиабилеты за последние два года выросли на 380 маршрутах внутри РФ на 30%, а на некоторых - в несколько раз, указал он.
          Голомолзин сообщил, что хотя это исследование продлится еще три-шесть месяцев, ФАС в декабре планирует представить Правительственной комиссии по транспорту и связи комплекс мер по развитию конкуренции на рынке авиаперевозок. Среди таких мер он уже назвал возрождение закрытых в предыдущие годы малых и средних аэропортов. ФАС готовится предложить частным инвесторам брать в управление такие аэропорты с целью увеличения числа авиамаршрутов.
          У представителей авиатранспортной общественности не может не вызвать удивление нелогичность действий чиновников из антимонопольного ведомства, которые, проявив преступную халатность, своевременно не отреагировали на монопольный сговор топливно-заправочных комплексов и допустили резкий скачёк цен на авиатопливо, что привело в 2008 г. к банкротству десятков авиакомпаний. Среди пострадавших - калининградская «КД-Авиа», «Аэрофлот-Карго», перевозчики, входившие в альянс AiRUnion – «Красэйр», «Домодедовские авиалинии», «Самару», «Омскавиа» и «Сибавиатранс». По мнению многих финансистов, авиакомпании можно было спасти, но это противоречило планам некоторых деятелей из Минтранса и Росавиации, ратовавших за сокращение числа авиакомпаний и аэропортов.
          Почему ФАС не одернул за рукав вице-премьера правительства России Сергея Иванова, заявлявшего о том, что в России должно остаться 50 авиакомпаний (из действующих 180) , почему не вразумил вторивших ему представителей Минтранса, Росавиации и даже Росавиакосмоса, некоторые из которых предлагали оставить вообще только двух операторов? Почему не раскритиковали скандально известную «Концепцию развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 года», предполагающую резкое сокращение количества аэропортов и как следствие разрушение транспортной целостности страны? Ведь очевидно же было, что сокращение игроков на рынке приведёт к снижению конкуренции и росту тарифов, не говоря уж о том, что в виду банкротства авиапредприятий, армию безработных пополнят тысячи специалистов, государство недополучит миллионы налоговых отчислений.
          Ответ напрашивается только один: на тот период был чей-то конкретный финансовый интерес (очевидно, достигнутый), была не гласная установка – сокращать неугодных и лишних. Сегодня установка, видимо, изменилась. Следует иметь в виду, что ни один частный инвестор не рискнёт и не осилит самостоятельное развитие региональных аэропортов, а значит – речь идёт о реализации совместных с государством проектах, щедрых «откатах» и серьёзных «распилах». Никак иначе столь очевидную нелогичность и стремительную смену решений не объяснить.
          В виду вышесказанного, в рамках модернизации страны уже давно пора создать народную комиссию по надзору над логическим несоответствием и здравым смыслом, наделённую самыми широкими полномочиями. А то российские чиновники последние годы что-то напрочь разучились отвечать за свои слова и дела, из бюджета пропадают миллиарды, цены растут, население беднеет, но ответственности никто не несёт.


СЕРГЕЙ ЧИБИСОВ


26.11.2010



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.011837005615234