Вестник гражданского общества

Новые контрреволюционеры

Этюд в уголовных статьях*

          Если учесть задачи, поставленные перед ВЧК, то можно предположить, что задача противодействия 7 ноября стояли не только перед «белой» контрэлитой, но перед новой большевистской элитой, делавшей всё для того, чтобы самым решительным образом не допустить новую революцию, обращенную уже против неё. Отлично помня о своих приемах борьбы с царизмом и Временным правительством, правящие большевики самым жестоким образом преследовали тех, кто, как им казалось, готовил новую революцию, прежде всего, «троцкистов». Надо сказать, что после разгрома «левой оппозиции» в СССР 1927-29 годах, над правителями России буквально витали не только страх перед белогвардейским подпольем, помогающим потенциальной интервенции, но и перед «новым Октябрем». Именно это обусловило формулировки ст. 58 УК РСФСР, карающей за контрреволюционную деятельность, и ее аналоги, направленные против «врагов народа». При этом уголовное преследование за расизм (имеется ввиду не только призывы к погромам, но любое оскорбление национальных чувств) очевидно отделялось от общего перечня главных антигосударственных преступлений. А за отсутствием демократии никому и в голову не пришло бы опасаться нового «30 января 33-го» (имеется в виду победа Гитлера мирным политическим путём), который стал навязчивым кошмаром западных демократий, начиная с середины 30-х годов. Одним из первых воплощений такого кошмара стал роман Синклера Льюиса «У нас это невозможно», из наиболее известных – рассказ Рей Бредбери «И грянул гром» и роман Стивена Кинга «Мёртвая зона» и его экранизации.
          После Великой Отечественной войны, напуганные появлением различных подпольных кружков, преимущественно «истинно-ленинского» характера, а также появлением протодиссидентского движения, власти законодательство изменили - в УК РСФСР в главе 1 «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ» появилась ст. 70 «Антисоветская агитация и пропаганда:
          Агитация или пропаганда, проводимая в целях подрыва или ослабления Советской власти либо совершения отдельных особо опасных государственных преступлений, распространение в тех же целях клеветнических измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, а равно распространение либо изготовление или хранение в тех же целях литературы такого же содержания
          – наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до семи лет или ссылкой на срок от двух до пяти лет.
          Те же действия, совершенные лицом, ранее осужденным за особо опасные государственные преступления, а равно совершенные в военное время, наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет»
.
          Агитация была выделена в особый состав преступлений, ее отделили от таких классических (бесспорных) антигосударственных преступлений, как организация мятежа, заговора, беспорядков, шпионажа и измены.
          Антисоветская агитация была четко отделена от расистской, и очевидно, рассматривалась как средство противодействия бытовому шовинизму и как упрек Америке, охваченной в те годы расовыми беспорядками и движением за расовое равноправие.

          Ст. 74 УК РСФСР 1960 г.
          «Статья 74. Нарушение равноправия граждан по признаку расы, национальности или отношения к религии
           Умышленные действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды или розни, на унижение национальной чести и достоинства, пропаганду исключительности либо неполноценности граждан по признаку отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, а равно прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии -
наказываются лишением свободы на срок до трех лет или штрафом до шестнадцати минимальных месячных размеров оплаты труда.
          Те же действия, соединенные с насилием, обманом или угрозами, а равно совершенные должностным лицом, -
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет или штрафом до двадцати трех минимальных месячных размеров оплаты труда.
          Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц либо повлекшие гибель людей или иные тяжкие последствия».

          В сентябре 1966 года (после резкого всплеска протестных настроений на фоне дела Синявского и Даниэля) появилась антидиссидентская статья 1901, карающая даже устные обсуждения ситуации в стране: «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй. Систематическое распространение в устной форме заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, а равно изготовление или распространение в письменной, печатной или иной форме произведений такого же содержания
          – Наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до одного года, или штрафом до ста рублей».
(Введена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 сентября 1966 г.)
          Таким образом, в СССР была формально криминализирована любая системная критика. Реально за это карали и раньше, но именно необходимость «правового» оформления тоталитаризма на фоне заметно возросшего диссидентского движения, появления правозащитного движения как отдельного феномена, стремление жертв политических репрессий открыто защищать себя и апеллировать к международной общественности, вынудило брежневское руководство законодательно оформить то, что раньше проходило только намёками. Точно также было закреплено и подробно расписано конституционное доминирование КПСС (пресловутая 6-я статья).

          После августа 1991 г., когда власти России «поместили» себя в европейский политический контекст, к кошмару «нового 7 ноября» добавился западный кошмар «новое 30 января». Характерно, что по неприятию и того, и другого кошмара сложился консенсус, охватывающий и российские правящие круги, и интеллигенцию, и большинство оппозиционных партий (от правых до левых).
          Активное использование радикально-антисемитской риторики антиельцинской оппозицией в 1992-93 гг. и стремление запретить любые «аватары» большевизма заставили включить в новую (охранительную, «остановившую» августовскую революцию) конституцию 1993 года следующий запрещающий пассаж (статья 29): «2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».
        Затем панический страх либеральных кругов перед Жириновским в 1994 году создал условия для объединения в одном нормативно-правовом акте идею борьбы с обоими кошмарами и для официального появления нового термина «политический экстремизм» (обратим на это внимание!), а также прямого ассоциирования экстремизма с фашизмом. Появился знаменитый антифашистский указ Ельцина:
          Указ Президента РФ от 23 марта 1995 г. N 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» (с изменениями от 3 ноября 2004 г.)
          В Российской Федерации участились случаи разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, распространения идей фашизма. Антиконституционная деятельность экстремистски настроенных лиц и объединений приобретает все более широкие масштабы и дерзкий характер; создаются незаконные вооруженные и военизированные формирования; нарастает угроза сращивания последних с некоторыми профсоюзными, коммерческими, финансовыми, а также криминальными структурами.
          Эти крайне опасные явления в жизни нашего общества создают угрозу основам конституционного строя, ведут к попранию конституционных прав и свобод человека и гражданина, подрывают общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации.
          Нельзя допустить, чтобы рост политического экстремизма привел к срыву очередных выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, препятствовал свободному волеизъявлению избирателей, влиял на разрешение трудовых конфликтов, оказывал давление на те или иные государственные и муниципальные органы.
        Деятельность политических экстремистов, многие из которых открыто заявляют об идейном родстве с национал-социализмом, используют фашистские или схожие с ними лозунги, атрибутику и символику, глубоко оскорбляет хранимую россиянами память о жертвах Великой Отечественной войны и чувства ветеранов. В год 50-летия Победы над гитлеровской Германией подобные действия являются особенно вызывающими.
        На эти угрожающие конституционному строю процессы практически не реагируют органы государственной власти и органы местного самоуправления. Нормы, которые являются правовой основой для реальной борьбы с этим явлением, и прежде всего положение статьи 13 Конституции Российской Федерации о запрете создания и деятельности объединений, цели или действия которых являются антиконституционными, почти не применяются.
       Крайне неудовлетворительна и нескоординирована работа в этой сфере органов прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы контрразведки Российской Федерации, в чьи задачи входит пресечение незаконной, антиконституционной деятельности и противодействие экстремистским, националистическим и шовинистическим проявлениям, а также Министерства юстиции Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по печати.
        Являясь гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, в целях обеспечения стабильности конституционного строя, общественной безопасности, сохранения государственной целостности Российской Федерации, на основании статей 13, 15, 80 и 82 Конституции Российской Федерации и статьи 22 Международного пакта о гражданских и политических правах постановляю:
       1. Исполняющему обязанности Генерального прокурора Российской Федерации:
        обеспечить усиление прокурорского надзора за соблюдением всеми предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями на территории Российской Федерации установленных Конституцией Российской Федерации норм о равноправии граждан независимо от социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, об охране достоинства личности, о запрете создания и деятельности объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности государства, подрыв его безопасности, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;
       строго контролировать полноту и всесторонность расследований соответствующих уголовных дел, выявление и привлечение к ответственности всех пособников совершения преступлений (включая лиц, финансирующих и тиражирующих экстремистские издания);
          активно взаимодействовать в борьбе с политическим экстремизмом с Уполномоченным по правам человека, Судебной палатой по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, заинтересованными общественными объединениями, а также средствами массовой информации;
          представить не позднее 1 августа 1995 г. доклад о мерах, принятых органами прокуратуры Российской Федерации во исполнение настоящего Указа.
        2. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе контрразведки Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации в пределах предоставленной им компетенции силами подчиненных органов:
       задерживать и привлекать к установленной действующим законодательством ответственности лиц, распространяющих печатную продукцию, кино-, фото-, аудио- и видеоматериалы, направленные на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
           принимать меры к изъятию такой печатной продукции и материалов.
           Во исполнение настоящего Указа издан приказ ГТК РФ от 10 ноября 1995 г. N 677
          4. Правительству Российской Федерации:
          обеспечить координацию работы Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы контрразведки Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по печати, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, направленной на активизацию борьбы с фашизмом и политическим экстремизмом;
          по мере необходимости заслушивать на заседаниях Правительства Российской Федерации и его Президиума отчеты руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти о состоянии и мерах по усилению борьбы с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма.
          5. Предложить Российской академии наук в 2-недельный срок представить в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации научное разъяснение понятия "фашизм" и связанных с ним понятий и терминов для подготовки предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство.
           6. Рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации:
           обобщить судебную практику применения правовых норм, устанавливающих ответственность граждан, общественных объединений и средств массовой информации за нарушения гарантированного Конституцией Российской Федерации равенства прав и свобод человека и гражданина;
         дать разъяснения содержащихся в действующем законодательстве понятий и терминов, касающихся ответственности за действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
         7. Государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации до 1 мая 1995 г. подготовить и представить Президенту Российской Федерации проекты законов о внесении изменений и дополнений, направленных на установление ответственности за проявления фашизма и иных форм политического экстремизма, в уголовное законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях, о средствах массовой информации и об общественных объединениях для их внесения в установленном порядке в качестве неотложной законодательной инициативы Президента Российской Федерации.
           8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его опубликования.
          Президент Российской Федерации
          Б.Ельцин
          Москва, Кремль, 23 марта 1995 г., N 310


         Как известно, академикам не удалось сочинить юридически корректное определение фашизма. С моей точки зрения, это произошло, поскольку многие проявления авторитаризма, особенно в разгар первой Чеченской войны (к назначенной формулировке определения фашизма как раз произошли Самашки), в отечественной политике могли попасть под эту дефиницию.
         Затем началась борьба с терроризм.
         В принципе до этого всем было понято, что существуют отдельно:
          - расизм и преступления на почве ненависти;
         - неонацизм;
         - террористические действия (даже если толковать их предельно расширительно, включая в их число участие в партизанских действиях против силовых структур);
          - преступления против государства – заговоры, мятежи, попытки узурпации власти (то, что всегда однозначно трактовалось как правонарушение);
         - оскорбительно-резкая критика властей и призывы к гражданскому неповиновению.

          Следующим этапом стало объединение всех этих видов деятельности в одно – главное – преступление. Таким преступлением стал «экстремизм»**. Своим всеобъемлющим характером он практически сравнялся с «контрреволюционной деятельностью» 20-х годов, с «резиновой» зловещей 58-ой статьей с «литерными преступлениями».
          После взрыва антисемитского плаката в конце мая 2002 года и «футбольного» погрома в центре Москвы в июне того же года на волне паники в либеральных кругах был стремительно принят антиэкстремистский закон, полностью подобный своим всеобъемлющим характером, условно говоря, указам о «коронных» преступлениях. Это дало возможность как бы объединить по степени общественной опасности бытовой расизм с терроризмом и заговорами. Конституционный запрет на социальную рознь, вызванный кошмаром ожидания «нового 1917-го», был реакцией на печальный опыт массовых репрессий по классовому признаку в нашей стране.
          Но здесь происходит важнейшая подмена – криминализация социальной (классовой) вражды заменяется криминализацией вражды по отношению к любой социальной группе (понятие современной наукой принципиально точно не определяемое). Единственным вариантом сдерживания неограниченных репрессий была оговорка в законе про связь социальной розни с насилием или с применением насилия. Теперь по российским законам можно было бы посадить не только Гитлера или Савинкова, но и Ленина.

        Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». (Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года, одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года.)
        Настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
        Статья 1. Основные понятия
       Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
       экстремистская деятельность (экстремизм):
       1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
          подрыв безопасности Российской Федерации;
         захват или присвоение властных полномочий;
         создание незаконных вооруженных формирований; 
         осуществление террористической деятельности;
         возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
унижение национального достоинства;
         осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
         пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
         2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
         3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;
          4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств;
         экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;
         экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

          Однако время шло – разворачивалось протестное движение, проявили себя нацболы и «несогласные» и российское законодательство достигло высшей степени «универсализма» брежневской эпохи.
          В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) нынче относятся:
          • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
          • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
          • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
          • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
          • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
          • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
          • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
          • совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
          • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
          • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
          • публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
         • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
         • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
          (Здесь жирно выделены новые признаки экстремизма, добавленные по итогам активизации оппозиции.)
          В антирасистскую по замыслу статью 282 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») добавилась криминализация пропаганды против «какой-либо социальной группе». Причем, в официальных комментариях термин «социальная группа» никак не уточняется, указываются лишь следующие признаки группы: имущественное, должностное, территориальное положение, «партийность» и (!!!) другие обстоятельства.
          «1. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, -
          наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.
          2. Те же деяния, совершенные:
         а) с применением насилия или с угрозой его применения;
         б) лицом с использованием своего служебного положения;
         в) организованной группой, -
         наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет».
          Комментарий к статье 282 УК РФ
          1. В ст. 19 Конституции государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
          2. Объектом преступления является нарушение конституционного принципа недопустимости экстремизма как деяния, направленного на возбуждение ненависти или вражды по признакам, указанным в ч. 1 комментируемой статьи. Преступление, предусмотренное этой статьей, посягает на равноправие граждан независимо от их пола, языка, происхождения, рода занятий, национальной, расовой принадлежности или отношения к религии. Оно представляет большую общественную опасность, особенно в регионах со сложными межнациональными отношениями. В этой связи данный состав обоснованно включен в раздел преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.
          3. С объективной стороны комментируемый состав преступления состоит в оказании активного воздействия на людей с помощью документов, слов, рисунков и действий, предпринятых с целью побуждения их к совершению определенных действий, зарождению у них решимости и стремления совершить определенные действия или же способствования уже существующему намерению.
          4. Публичность предполагает обращение к неопределенному, как правило, широкому кругу лиц. Если такое обращение адресовано одному или нескольким конкретным лицам, то такие действия не образуют публичности.
          5. Средства массовой информации - это кино, телевидение, радио, печатные издания, подлежащие регистрации, а также сети ЭВМ.
Возбуждение ненависти, вражды, а равно унижение человеческого достоинства может привести к возникновению массовых беспорядков, вооруженному мятежу и другим преступлениям. В подобных случаях содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений.
          Закон не конкретизирует действий, характеризующих объективную сторону преступления, а указывает лишь на их направленность. Действия могут быть направлены на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (призывы к расправе с лицами иной национальности, депортации и т.п.); на унижение национального достоинства (оскорбления, затрагивающие национальные чувства, клевета по расовым или религиозным признакам и т.п.). Это может быть пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.
           6. Преступление окончено с момента совершения действий, указанных в законе, независимо от наступивших последствий.
           7. Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет.
           8. Совершается это преступление только с прямым умыслом. Виновный осознает характер своих действий и желает их совершить. В этой связи необходимо отделять случайные эмоциональные проявления недовольства от принципиальной позиции, например, политика или представителя той организации, к которой принадлежит то или иное лицо.
          9. Ответственность за это преступление несут лица, достигшие 16-летнего возраста.
          10. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицирующие признаки при совершении этого преступления. Прежде всего, это совершение действий, указанных в ч. 1 этой статьи, с применением насилия или угрозой его применения. Имеется в виду как физическое, так и психическое насилие (угроза). Степень насилия закон не указывает, стало быть, она может быть любой. Однако, если насилие привело к убийству потерпевшего или причинению тяжкого вреда здоровью, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений.
Совершение данного преступления лицом с использованием служебного положения (специальный субъект) предполагает, что эти действия совершают не только должностные лица, но и любые другие, чье служебное положение позволяет им использовать его для совершения данного преступления.
          11. Квалифицирующим признаком является также совершение этого преступления организованной группой.
          Рассматриваемое преступление согласно закону (ч. 3 ст. 15 УК) относится к преступлениям средней тяжести.

          Мы видим, как стремительно растет перечень «мыслепреступлений» в нашей стране. В частности, из признаков уголовно наказуемой пропаганды социальной розни выпал «фиговый листок» насильственности.
         Теперь любое выступление против «дважды рожденных каст» (чиновников и силовиков) может караться так же строго, как расизм, а неприятие национально-клерикальной мифологии, постепенно ставшей в России параофициальной идеологией, трактуется как оскорбление религиозных и национальных, понимаемых как неразрывно связанных с религиозными, чувств.
          Это уже не говоря о правоприменительной практике. Двух процессов в отношении Юрия Самодурова (первый раз – его судили вместе с покойной Анной Альчук [была оправдана] и с Людмилой Василовской; сейчас – вместе с Андреем Ерофеевым) было достаточно, чтобы установить цензурный запрет на независимое художественное осмысление православия и русской истории.
         Когда инкриминируют возбуждение вражды по признакам принадлежности к социальной группе, то органы следствия и суда имеют в виду любые, самые произвольные трактовки понятия «социальная группа». Это противоречит Конституции РФ и общепризнанным нормам по правам человека, поскольку носит абсолютно неконкретный характер и создаёт условия для неконституционного ограничения свободы слова и идеологического плюрализма.
        Критика, в том числе очень резкая, определенных идеологических, профессиональных, социокультурных групп и группировок общества, в том числе даже и с требованием уничтожить их как социальное явление (например, такие социальные группы, которые часто используются в общественной полемике, как «номенклатура», коррупционеры, «бюрократия» (в негативном смысле), «оборотни в погонах» и т.п.) является неотъемлемой частью общественной полемики в правовом демократическом государстве.
          Сейчас же речь доходит до анекдотических обвинений, которые, однако, завершаются приговорами, включая лишения свободы.
          В сентябре 2009 г. прокуратура требовала признать экстремистской деятельность Новороссийского общества прав человека из-за плаката на пикете «Права не ждут, права берут», что было истолковано экспертами как призыв свергать власть.
          Нынче отечественная политическая юстиция использует для преследования на основании новых обвинений: а) в разжигание «социальной вражды»; б) в членстве в запрещенных организациях.
          На многих примерах мы убедились, что имеет место необоснованное, нарушающее свободу высказывания политически мотивированные преследований.
          Под понятие социальная группа следствие и суды стали подгонять «менты» (как в деле блоггера Саввы Терентьева), «губернатор и его окружение» (процесс в Екатеринбурге в 2009 г.), «правительство» (как в деле жительницы Хабаровска Натальи Игнатьевой), «УФСИН» (тюремщики), «МВД», «следственные органы», «ФСБ» и «армия» (как в деле правозащитниц из Бурятии, членов Демократического союза Надежды Низовкиной и Татьяны Стецуры), «работники ФСБ» (как в деле екатеринбургского коммуниста Андрея Никифорова). В 2009 г. правозащитники обратились к Дмитрию Медведеву по поводу необходимости прекращения выдвижения таких обвинений. В марте 2010 г. Конституционный суд РФ, без рассмотрения, отказался принять жалобу жителя Костромы Романа Замураева на неконституционность обвинений в разжигание вражды к социальным группам.
          Буквально на поток поставлена фабрикация обвинений в членстве в запрещенных организациях. Прежде всего, это обвинение в членстве в Национал-большевистской партии (НБП), основанной Эдуардом Лимоновым. Партия была ликвидирована в конце 2005 г. за участие ее членов в акциях гражданского неповиновения, до этого партии было отказано в регистрации за заявленную программную цель защиты прав соотечественников (русских и русскоязычных) в странах нового зарубежья. При этом, все привлеченные к ответственности были уже членами других партий и организаций, например, КПРФ (как Андрей Никифоров), или широкой оппозиционной коалиции «Другая Россия». Многочисленные подсудимые утверждали, что они являются просто сторонниками доктрины «национал-большевизм», созданной в 20-х годах русским философом Николаем Устряловым. Эта доктрина предлагала реформирование советского коммунизма и никогда не была признана экстремистской.
          Другой необоснованно запрещенной организацией является «российская секция» сетевой партии «Хизбут-тахрир аль-Ислами». Российские ячейки этой структуры, очевидно, не имеют никакой организационной связи ни с партией, созданной в 1943 году в арабском мире, ни с одноименными организациями в Узбекистане и других странах мусульманского мира. Однако большое количество мусульман в России осуждены только за причастность к «Хизбут-тахрир». Необходимо отметить, что призыв к мирному созданию единого наднационального исламского государства должен уважаться в той же мере, как уважается официальная позиция Русской Православной церкви о преимуществе самодержавно-монархического строя над республиканским.
           Еще одним вызывающим примером преследований за религиозное инакомыслие является уголовное преследование в Тамбове «Свидетелей Иеговы» за разжигание религиозной вражды – их обвинили в том, что они в своих брошюрах поставили под сомнение христианскую Троицу и другие догматы христианства.
          Европейский Суд по правам человека специально неоднократно указывал на допустимость резкой, даже провокационной критики политиков и государственных деятелей. Именно из этого исходил суд, отклонив иск внука Сталина – Евгения Джугашвили к «Новой газете» и Обществу «Мемориал». Очевидно, что данная норма включает возможность резкой критики существующего государственного устройства. Обратное было бы возвращением к законодательству тоталитарных режимов, карающий за критику режима и существующих порядков как за опасное уголовное преступление.

         Сравним, как эти проблемы были решены в Германии.
          Ст.131. Уголовного кодекса Федеративной Республики Германии:
          Изображение насилия; разжигание расовой ненависти.
          1. Наказанию подлежат попытки публикаций, разжигающих расовую ненависть или изображающих чудовищные или иные бесчеловечные злодеяния против людей, в виде рисунков, которые выражают восхваление или преуменьшение таких злодеяний, или изображают злодеяния и бесчеловечное прошлое в оскорбительной для человеческого достоинства форме. Лица, которые эти публикации
          а) распространяют,
          б) публично выставляют, вывешивают, демонстрируют или иным способом делают доступными,
          в) предлагают, предоставляют или делают их доступными лицам до 18 лет или
          г) изготовляют, пересылают, поставляют, складируют, предлагают, извещают, рекламируют, ввозят на территорию действия этого закона или с тем, чтобы такие материалы или из них изготовленные вещи использовать или помочь другим использовать их в целях, указанных в пунктах а) - в),
          - подлежат наказанию лишением свободы до 1 года или денежным штрафом.
          2. Так же подлежат наказанию лица, распространяющие по радио изложенные в абзаце 1 сведения.
          3. Положение абзацев 1 и 2 не действуют, если распространение сведений служит освещению исторических событий.


          Этот важный момент также особо закреплён в ст. 86. УК ФРГ:
          Распространение пропагандистских материалов антиконституционных организаций.
          1. Тот, кто на территории действия этого закона распространяет или изготовляет для распространения на этой территории, складирует или ввозит на эту территорию пропагандистские материалы
          а) партии, объявленной антиконституционной Федеральным конституционным судом, или партии или объединения, в отношении которых неоспоримо установлено, что они становятся эрзацорганизацией такой партии,
          б) объединение, которое неоспоримо запрещено, поскольку оно выступает против конституционного строя или против строя или против идеи взаимопонимания народов, или в отношении которого неоспоримо установлено, что оно является эрзацорганизацией такого запрещенного объединения,
         в) правительства, объединения, учреждения, находящиеся за пределами действия данного закона, которые действуют в интересах указанных в пунктах а) и б) партий и объединений, или 
         г) пропагандистские средства (материалы), которые по своему содержанию предназначены продолжать осуществлять устремления бывшей национал-социалистической организации
- подлежит наказанию лишением свободы до 3 лет или денежным штрафом».
          2. Пропагандистскими материалами в смысле абзаца 1 считаются только такие публикации, содержание которых направлено против свободного демократического строя или идеи взаимопонимания народов.
          3. Абзац 1 не действует, если пропагандистские материалы или действия служат цели просвещения граждан, искусству или науке, исследованиям или преподаванию, ознакомлению с событиями прошлого или с историей или предпринимаются в аналогичных целях.

          Среди выходов путем эволюции - инициировать внесение изменения в ч. 1 ст. 282 УК РФ или содействовать принятию Пленумом Верховного Суда России постановления по делам, связанным с применением антиэкстремистского законодательства. Формулировка «принадлежность к какой-либо социальной группе» могла быть заменена на «по признакам имущественного положения, половой принадлежности, социального статуса, социального происхождения, законных политических или философских убеждений» или была бы разъяснена подобным образом для правоохранительных или правоприменительных органов Верховным Судом.
           Необходимо также точно и конкретно определить, что именно может рассматриваться как призывы к свержению законной власти. Важно однозначно определить, что подобные призывы могут быть составом преступления только в том случае, если они носят прямой и однозначный характер и были рассчитаны на реализацию (т.е. были обращены к вооруженным сторонникам или значительной группе, явно готовой на насильственные действия), а не быть просто высказываниями в дискуссии в Интернете, на пикете или мирном митинге, т.е. там, где отсутствует субъективный состав деяния, поскольку явно не могли наступить реальные последствия призыва.

________________________________________
          * Статья написана на основе доклада «Криминализация экстремизма», подготовленного для Общественных Слушаний «20 лет нового российского парламентаризма – взлёт и падение», которые прошли в Музее и общественном центре им. А.Д. Сахарова 13 апреля 2010 года.

          ** После своего выступления на Слушаниях автор столкнулся с непониманием того, как он относится к применению термина «экстремизм». По моему мнению, если суммировать нынешнюю семантику термина «экстремизм», то это означает как бы революционный, но с негативным оттенком: плохой революционер, революционер против нас. И в англосаксонской, и во французской, и в русской историографии слово «революция» традиционно носит позитивный оттенок, поэтому и реформатор президент Барак Обама и революционер президент Борис Ельцин, и западноевропейцы назвали своих врагов «экстремистами».
          Сейчас понятие «экстремист» в российском политико-юридическом дискурсе является полным эквивалентом понятия «контрреволюционер» в двадцатые годы прошлого века. Автора не интересовала адекватность применения термина (это очень отдельная тема, не нравится, говорите по-другому, например, «преступный радикализм»). Термин экстремизм есть, он широко применяться в мире. Уже активно пишутся диссертации на эту тему. Главное было - обратить внимание на спекулятивность объединения в одном законе и подготовку переворота, и бытовую ксенофобию.


ЕВГЕНИЙ ИХЛОВ


15.04.2010



Обсудить в блоге


На главную

!NOTA BENE!

0.01821494102478