Вестник гражданского общества

21.11.2015

Дальнобойщики не хотят кормить Ротенбергов

Акция протеста дальнобойщиков в Ростове-на-Дону. Фото: Валерий Матыцин/ТАСС
 
По всей России вторую неделю продолжаются акции протеста дальнобойщиков, выступающих против принудительного введения платы за пользование федеральными трассами.
 
Основная форма протеста дальнобойщиков – акция  «Улитка», когда многотонные фуры собираются в колоны и едут со скоростью 10 км/ч, провоцируя пробки на трассах.
 
Система взимания платы за проезд грузовиков массой свыше 12 т по федеральным трассам начала работать в России 15 ноября. Вносить сбор перевозчики должны через систему «Платон», оператором которой год назад без конкурса стала компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (по данным СПАРК, оператор на 50% принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю, еще на 50% — бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха»).
 
Для оплаты проезда с помощью системы «Платон» водитель должен зарегистрироваться на ее сайте и перед рейсом пополнить счет в личном кабинете, согласовав маршрут движения грузовика с компанией «РТ-Инвест Транспортные системы». Регистрирует пройденный путь специальное бортовое устройство, которое нужно купить дополнительно. За отсутствие прибора водителям грозят крупные штрафы.
 
В случаях, когда деньги на счете заканчиваются на середине пути, можно продолжить рейс и затем внести оплату в офисе «Платона». Но если по пути от того места, где закончились деньги, до офиса будет хотя бы одна рамка или мобильный передвижной пункт, который зафиксирует проезд без оплаты, также грозит штраф.
 
С 15 ноября по 29 февраля 2016 года водители грузовых автомобилей массой больше 12 тонн будут платить 1,53 рубля за каждый пройденный километр федеральных дорог. Тариф изменят с 1 марта 2016 года: за один километр будут платить уже 3,06 рубля. Эти правила действуют до конца 2018 года.
 
По данным Росавтодора, в проекте бюджета РФ на 2016 год заложены прогнозные сборы с большегрузов в размере около 40 млрд рублей.
 
За пять дней работы система «Платон» заработала 191 миллион рублей, сообщает Росавтодор в субботу, 21 ноября. Как сообщает агентство «РИА Новости» со ссылкой на пресс-службу Росавтодора, собранные деньги пойдут в Федеральный дорожный фонд в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам фурами.
 
«Система работает в штатном режиме, существенных технических сбоев в работе системы нет», — говорится в сообщении Росавтодора.
 
Между тем, сразу после запуска системы многие водители жаловались на сбои в ее работе и некорректную обработку данных.
 
Система сбора денег с водителей большегрузных автомобилей «Платон» оперирует увеличенными расстояниями между городами, и водители вынуждены оплачивать эти аппетиты, рассказала в интервью телеканалу «Дождю» координатор протестов дальнобойщиков Пермского края Наталья Полякова, работающая в сфере перевозок.
 
Карта в системе «взята из какой-то параллельной вселенной», утверждает Полякова. Например, между Тюменью и Москвой, согласно карте, не 2,5 тысячи километров, а 11,7 тысячи. В итоге деньги кончаются, когда водитель еще не доехал до Екатеринбурга, утверждает она. Кроме того, по ее словам, «Платон» по неизвестным причинам иногда списывает деньги со счета еще до выезда.
 
Полякова сетует, что просто чтобы начать движение в новой системе, многим водителям пришлось брать кредиты: «Нам, перевозчикам, деньги оплачивают постфактум: мы перевозку совершили, документы сдали, отчитались - и через неделю-две деньги перечисляются на расчетный счет. А сейчас у нас такое положение, что нам нужно сначала заплатить, а потом поехать».
 
При этом машины до 50% перевозчиков региона «просто стоят и никуда не едут», утверждает Полякова — у кого-то нет денег, кто-то просто выступает против взимания платы за проезд или боится штрафов.
 
Власть на переговоры с протестующими дальнобойщиками не идет, а на их акции отвечает запретами. Так в субботу Рокомнадзор по требованию Генпрокуратуры заблокировал сайт коммунистического рабочего движения «Рабочий путь». Ресурс внесен в реестр сайтов, содержащих призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, по основаниям, предусмотренным статьей 15.3 федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
 
Поводом для его блокировки, как пишут участники группы «Дальнобойщики» в социальной сети «ВКонтакте», стало размещение на ресурсе информации об акциях протеста дальнобойщиков, которые сейчас проходят по всей стране. В частности, как пишут участники группы, «Рабочий путь» опубликовал перечень предстоящих акций протеста и имена их координаторов.
 
Как сообщается на сайте Znak.com, в настоящее время сайт «Рабочего пути» не доступен, хотя страница, вызвавшая недовольство Генпрокуратуры, с сайта удалена.
 
Между тем, дополнительный налог за грузоперевозки коснется не только водителей-дальнобойщиков. Многие эксперты утверждают, что дополнительная финансовая нагрузка на логистическую отрасль в первую очередь ударит по потребителям товаров, которые перевозят большегрузы: дополнительные расходы, в конечном счете, могут сказаться на конечном потребителе, заявляют в транспортно-логистических компаниях.
 
Накануне отраслевая ассоциация АКОРТ, представляющая интересы 39 крупнейших ретейлеров России, подсчитала объемы недопоставок в магазины и распределительные центры продовольственных ретейлеров за первые дни работы новой системы платы за проезд грузовиков. По ее данным, в зависимости от категории товара в период с 16 по 19 ноября 2015 года включительно до розничных точек и складов вовремя не доезжало от 1 до 9% продукции (такая доля продукции приехала с опозданием или не приехала вовсе).
 
Основные проблемы с недопоставками розница испытывала на крупнейших розничных рынках страны — в Москве и Московской области. На эти регионы пришлось 45% объема недопоставки, рассказали в АКОРТ.
 
Политическая оппозиция пока никак не реагирует на протесты дальнобойщиков. Официально их поддержало только движение Михаила Ходорковского «Открытая Россия». На сайте движения 21 ноября опубликовано  заявление «Открытой России» под названием «Власть взваливает ответственность за собственную политику на плечи рядовых граждан».
 
Текст заявления «Открытой России»
 
«Тысячи людей собираются в самых разных точках страны — от Махачкалы до Дальнего Востока, — чтобы перекрыть дороги. Обычно власть именует протестующих пятой колонной и обвиняет во всем печеньки Госдепа, но сейчас вышла незадача: протестуют самые обычные россияне, узнающие новости о пятой колонне от Дмитрия Киселева по воскресеньям. Это люди, которые поддержали присоединение Крыма и которых опросы «Левада-Центра» причисляют к 86 (точнее, уже к 89,9) процентам. Это люди, которые просто трудились на тяжелой работе, чтобы кормить своих детей.
 
Но власти нужно кормить Ротенбергов. И поэтому она взваливает ответственность за собственную политику на плечи рядовых граждан. Это та самая власть, которая предыдущие пятнадцать лет позволяла бизнес-элите выкидывать на помойку триллионы нефтяных денег вместо того, чтобы выстроить качественную инфраструктуру. Теперь оказывается, что дорог в России нет не потому, что их забыли построить, пока воровали выделенные из бюджета деньги, а по вине дальнобойщиков, которые по этим дорогам осмелились ездить.
 
По такому поводу власть решила нанести ответный удар по внутренним коммуникациям, мешающим региональным элитам в их нелегком деле окончательной монополизации внутрирегиональных рынков. Это еще один шаг к разрушению и без того шаткого единства нашей страны.
 
Наша общая цель — не допустить этого, невзирая на разные интересы и взгляды по другим вопросам. Причем не только до выборов, когда власть может пойти на уступки, не желая терять рейтинг, но и после».


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге



На главную

!NOTA BENE!

0.032274007797241