Вестник гражданского общества

01.08.2015

Адвокат семьи Литвиненко: убийство заказал Путин (BBC)

Могила Александра Литвиненко. Фото с сайта Русская служба BBC

В пятницу, 31 июля, в королевском суде Лондона завершилась открытая часть публичного дознания по делу об убийстве в октябре 2006 года бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко.

Юридический советник дознания Робин Там объявил о завершении открытой части публичных слушаний, после которой начнется их закрытая часть, где будут рассмотрены секретные документы британских спецслужб и показания их агентов. Робин Там отметил, что открытая часть слушаний длилась 32 дня и что на ней, помимо показаний, полученных по видеосвязи, были заслушаны показания 62 свидетелей.

Судья Роберт Оуэн, под председательством которого проходили слушания, сообщил, что планирует опубликовать свои заключения к концу 2015 года, передает агентство Reuters. Как уже заявлял судья Оуэн, из публичной версии отчета будут исключены упоминания секретных данных, предоставленных следствию британскими спецслужбами.

Напомним, Александр Литвиненко, бежавший в 2000 году в Великобританию, скончался в ноябре 2006 года вскоре после получения британского гражданства. Самочувствие Литвиненко стало резко ухудшаться после встречи с бывшими коллегами Луговым и Ковтуном и совместного чаепития в лондонском отеле Millennium.

После его смерти специалисты британского Агентства по охране здоровья утверждали, что обнаружили в организме Литвиненко значительное количество радиоактивного полония-210. Основным подозреваемым по делу Литвиненко проходит российский бизнесмен и депутат Луговой. Однако он отрицает выдвинутые в его адрес обвинения, называя их политически мотивированными.

В предыдущие годы по делу Литвиненко проводилось дознание, призванное не назвать виновных, а установить обстоятельства смерти. Однако оно зашло в тупик после объявленного решения не рассматривать некоторые документы, касающиеся предполагаемой роли России в гибели Литвиненко и вопроса о возможном предотвращении британскими властями его гибели.

Открытое разбирательство, в отличие от дознания, позволяло принимать в расчет секретную информацию.

Вопрос о возможности предотвращения гибели Литвиненко британскими властями изначально снят с рассмотрения в ходе процесса. Основным в ходе открытых слушаний стоял вопрос о причастности российских властей к гибели бывшего сотрудника ФСБ.

Открытая часть разбирательства должна была завершиться 31 марта, но в последние дни слушаний российский предприниматель Дмитрий Ковтун, который является одним из двух главных подозреваемых по этому делу, подал ходатайство о наделении его статусом ключевого участника и предоставлении ему возможности также дать показания. Судья удовлетворил его прошение, предоставив ему возможность выступить с 27 по 29 июля.

Выступить Ковтун собирался дистанционно, так как если бы появился на территории Великобритании, то тут же, как и Андрей Луговой, был бы арестован по обвинению в убийстве Литвиненко. На заседании в феврале были продемонстрированы копии ордеров на арест обоих подозреваемых.

Однако на суде Ковтун так и не выступил. 24 июля он известил суд о том, что не сможет принять участие в слушаниях. Ковтун объяснил это тем, что является фигурантом российского расследования дела Литвиненко и не может давать показания без разрешения следователей.

28 июля Дмитрий Ковтун окончательно отказался давать показания в Высоком суде Лондона. Об этом заявил его представитель по видеосвязи. В ходе видеомоста с Москвой также был показан пустой стул, на котором должен был сидеть Ковтун во время дачи показаний.

"Произошедшая досадная череда событий наводит меня на мысль, что возможно господин Ковтун никогда всерьез не собирался давать показания, в таком случае все произошедшее - фарс", - заявил судья Роберт Оуэн.

31 июля на заключительном заседании открытой части публичных слушаний по делу об убийстве Александра Литвиненко выступил адвокат семьи Литвиненко Бен Эммерсон. Русская служба Би-би-си приводит подробный пересказ его речи.

 

Бен Эммерсон

В своем заключительном слове Эммерсон обвинил российское государство и лично Владимира Путина в убийстве Литвиненко. По его словам, научная экспертиза доказала, что Литвиненко убили агенты Кремля Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун, которым Кремль предоставил яд.

Эммерсон настаивал, что Путин и его окружение напрямую связаны с организованной преступностью. Он назвал российского президента "в высшей степени изолированным от мира мелким деспотом и психически неуравновешенной аморальной личностью".

Британский адвокат подчеркнул, что если за убийство ответственность несет российское государство, то, неизбежно, за это отвечает и Владимир Путин, который – как настаивает Бен Эммерсон – лично отдал приказ о ликвидации Литвиненко. "Он лично приказал ликвидировать врага, который решился разоблачить его самого и его ближайшее окружение", - заявил Эммерсон в зале суда. Адвокат назвал Путина "мелкотравчатым деспотом" и "морально неуравновешенным автократом". Текст его показаний опубликован на сайте The Litvinenko Inquiry, который посвящен ходу расследования.

Свою более чем двухчасовую речь адвокат начал с утверждения, что в этом деле есть ключевая улика, которая служит неопровержимым доказательством вины Лугового и Ковтуна, и никакие их объяснения, версии и отговорки не могут опровергнуть это свидетельство их виновности. Речь идет о колене водопроводной трубы под раковиной ванной комнаты номера 382 отеля "Миллениум", который Дмитрий Ковтун снимал в тот самый день, 1 ноября 2006 года, когда в "Пайн-баре" этого отеля был смертельно отравлен Александр Литвиненко.

Следователи нашли в этом колене остатки полония-210 высокой концентрации. Излучение составляло 390 тысяч беккерелей, и речь могла идти только о так называемом "прямом загрязнении". Это означает, что в раковину был непосредственно вылит раствор, содержавший высокую концентрацию полония-210.

"Возможность побочного загрязнения или вторичного переноса здесь полностью исключена, - заявил Эммерсон. - Неизбежный вывод из этого: человек, который вылил [раствор полония-210] в раковину, сознавал, что оперирует орудием убийства".

Как заявил Бен Эммерсон, даже если бы у следствия не было никаких других улик и доказательств, следов полония-210 в водопроводной трубе гостиничного номера было бы достаточно для суда. Но, как он сказал, этих улик и доказательств множество, и все они складываются в одну стройную картину.

Смертельную дозу полония-210 Литвиненко принял, выпив чай в "Пайн-баре" отеля, где он встретился 1 ноября с Луговым и Ковтуном. По мнению следствия, злоумышленники не знали, с каким конкретно ядом они имеют дело. И тем более они не знали, что чай оставляет на внутренних стенках фарфорового чайника трудно смываемый осадок, содержащий отпечаток преступления - следы этого редчайшего радиоактивного элемента. Поэтому криминологи обнаружили следы чрезвычайно высокой концентрации полония-210 на стенках не только самого чайника, но и его горлышка, что означает, что смертельный чай был налит в чашку.

Бен Эммерсон обратил внимание на необычайно высокую концентрацию полония-210, многократно превышавшую смертельную дозу. Тело Александра Литвиненко после его смерти было источником настолько мощного альфа-излучения, что его пришлось похоронить в цинковом гробу.

Адвокат семьи Литвиненко считает, что убийцы использовали столь огромную дозу, потому что это была уже не первая попытка отравления.

Анализ волос Литвиненко показал наличие двух полос, отражавших два периода, когда в его организм попал полоний-210. Эксперты указали на две даты: промежутки между 14 и 18 октября и между 29 октября и 1 ноября 2006 года. Как известно, Луговой и Ковтун приезжали в Лондон и встречались с Литвиненко 16 октября и 1 ноября. По утверждению следствия, между этими датами была еще одна попытка (Луговой приезжал в Лондон в этот период три раза), закончившаяся полной неудачей. Ни следствие, ни адвокаты не сомневаются, что смертельную дозу Литвиненко получил 1 ноября в баре отеля "Миллениум".

Отвечая на вопрос, почему был убит Александр Литвиненко, Бен Эммерсон утверждает, что это была "комбинация мести и предотвращения дальнейших разоблачений".

Адвокат, представляющий интересы семьи погибшего, заявил в суде, что за Луговым и Ковтуном стояло российское государство и что подобное покушение не могло быть организовано без ведома и согласия высшего руководства страны и лично президента Путина.

Как заявил Бен Эммерсон, анализ передвижений и действий Лугового и Ковтуна, которых он назвал мелкими сошками, показывает, что преступление было бы невозможным без содействия российских властей.

По его словам, полоний-210 такого качества в достаточных количествах производится только на закрытом российском предприятии "Авангард" в Сарове. Поскольку это редчайший, чрезвычайно дорогостоящий элемент, любая его утечка невозможна без ведома властей. Это, по словам Бена Эммерсона, подтвердили многие российские официальные лица – от главы Росатома до директора "Авангарда".

"Семена были посеяны в 2002 году, когда он [Александр Литвиненко] опубликовал свою вторую книгу "Банда с Лубянки". Она раскрыла связи между Путиным и лидерами тамбовско-малышевской группировки Владимиром Барсуковым и Александром Малышевым", - заявил в суде Бен Эммерсон.

Позже, как рассказал Бен Эммерсон, Литвиненко вместе с другим бывшим офицером ФСБ Юрием Швецом занимался расшифровкой так называемых "пленок Кучмы" – подслушанного разговора тогдашнего президента Украины Леонида Кучмы с руководителем украинских спецслужб. В том разговоре Кучма назвал Семена Могилевича российским шпионом, очень близким к Путину. "Но Могилевич был одним из самых известных в России лидеров организованной преступности и находился в первой десятке лиц, разыскивавшихся ФБР, - сказал Бен Эммерсон. – Литвиненко ступил на очень опасный путь".

Бен Эммерсон также остановился на действиях Следственного комитета и других компетентных российских органов, пытавшихся помешать ходу дознания: скрыть некоторые показания Лугового, сокрыть некоторые улики и, вместо сотрудничества с британской стороной в целях установления истины, ставить ему палки в колеса, как, например, в истории с несостоявшимися показаниями Дмитрия Ковтуна.

Как заявил адвокат, Луговой и Ковтун были защищены от возмездия "коррумпированными элементами в Кремле". Об этом, в частности, по его мнению, свидетельствует стремительная политическая карьера Андрея Лугового в Государственной думе и награждение его в марте медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Это награждение адвокат назвал "приуроченным по времени и точно направленным вызовом".

"С типичным для него бахвальством и притворным равнодушием президент Российской Федерации был полон решимости доказать ту самую связь, которую он так старался скрыть", - заявил Бен Эммерсон.

"Сэр, если все эти доказательства рассмотреть в совокупности, как это и должно быть сделано, они вне всяких разумных сомнений устанавливают ответственность российского государства за убийство Литвиненко, и если ответственность несет государство Россия, то ответственен и Владимир Путин", - заявил, обращаясь к судье Роберту Оуэну, адвокат Бен Эммерсон.

Днем ранее, 30 июля, на слушаниях с заключительной речью выступил адвокат Ричард Хоруэлл, представляющий лондонскую полицию. Он также обвинил российские власти в причастности к убийству Литвиненко и назвал Лугового и Ковтуна убийцами. Пересказ его выступления в суде приводит Русская служба Би-би-си.

 

Ричард Хоруэлл

Хоруэлл, представляющий на слушаниях Скотленд-ярд, заявил, что в течение нескольких месяцев следствие намеренно не высказывало свою позицию, чтобы не повлиять на ход дознания. Но настал момент и для нашего выступления, сказал Хоруэл и произнес речь, продолжавшуюся более двух часов.

Прежде всего, представитель Скотленд-ярда заявил, что следствие не руководствовалось какими-либо политическими соображениями или конспирологическими теориями и было основано в первую очередь на результатах криминалистической экспертизы и научно подтвержденных материальных уликах и доказательствах. Это стало возможным благодаря тому, что орудие убийства в данном случае было крайне экзотическим – радиоактивный полоний-210.

По словам Хоруэлла, полоний-210, с одной стороны, идеальное оружие, поскольку он никогда не использовался в подобных случаях и обнаружить его почти невозможно. Что почти и произошло: лишь благодаря череде случайных совпадений и гениальному озарению одного из экспертов умирающего Литвиненко за несколько часов до его смерти решили проверить на всякий случай на альфа-излучение.

Если бы этого не произошло, смерть Литвиненко была бы смертью по неизвестной причине, и не было бы ни следствия, ни этих слушаний в Высоком суде. Но как только полоний-210 был обнаружен, из идеального оружия он превратился в полную противоположность: этот редчайший радиоактивный элемент, микроскопические дозы которого стоят миллионы долларов, оставляет за собой повсюду след, позволяющий восстановить картину произошедшего.

В непосредственном исполнении преступления Хоруэлл обвинил бывшего сотрудника ФСБ, а ныне депутата Госдумы России Андрея Лугового и российского предпринимателя Дмитрия Ковтуна. "Даже горячие приверженцы конспирологии не могли не признать, что следы полония связывают Литвиненко только с Луговым и Ковтуном", - пояснил юрист.

Как рассказал Ричард Хоруэлл, подозреваемые в убийстве Литвиненко Дмитрий Ковтун и Андрей Луговой, скорее всего, понятия не имели, что представляет собой выданный им "очень дорогой яд", и обращались с ним крайне неуклюже.

По сведениям Скотленд-ярда, Литвиненко пытались отравить трижды, и все три раза Андрей Луговой оставлял за собой убедительный полониевый след – от самолета, в котором он прилетал в Лондон, и до ванной комнаты в отелях, где он селился.

Дважды, как считает следствие, Луговой выливал остатки полония-210 в раковину (в обоих случаях след высокой концентрации был обнаружен в колене водопроводной трубы). А в ходе второго приезда, когда попытка отравления закончилась неудачей, согласно одной из версий, он разлил радиоактивный яд в ванной, вытерев пол полотенцами, на которых альфа-излучение впоследствии просто зашкаливало.

Хоруэлл представил множество других подробностей, не только связанных с полониевым следом, которые в целом составляют весьма убедительную картину. По его словам, улики полностью доказывают вину Лугового и Ковтуна, в то время как никаких внушающих доверие свидетельств о возможной причастности к преступлению других лиц расследованием (в котором в разные периоды участвовало до 100 следователей) не обнаружено.

Причастность российского государства к этой истории не столь ясна, как непосредственная картина событий в Лондоне. Никто в Москве за руку схвачен не был, но у следствия есть все основания утверждать, что за Луговым и Ковтуном стояли государственные органы – хотя бы потому, что ни у кого из этих двоих не было мотива для убийства.

Как сказал Ричард Хоруэлл, невозможно (да и не нужно) пытаться найти какую-либо одну причину убийства Литвиненко – будь то его книга "ФСБ взрывает Россию", крайне порочащие обвинения в адрес президента Путина или компрометирующие материалы на Виктора Иванова.

Александр Литвиненко, бывший офицер ФСБ, нарушивший кодекс чести этой организации, в глазах многих своих бывших коллег был предателем Родины. Хоруэлл привел в пример бывшего шефа Литвиненко, полковника ФСБ Виктора Шебалина, порекомендовавшего беглецу написать завещание. Представитель Скотленд-ярда вспомнил, среди прочих, и высказывание генерала ФСБ Хохолькова, заявившего не только, что Литвиненко должен умереть, но и что он убил бы его собственными руками.

Сами по себе эти слова, конечно, не являются доказательством причастности вышеназванных сотрудников ФСБ к убийству, но они рисуют убедительную картину отношения ФСБ к Александру Литвиненко.

Об участии российских властей, по словам Хоруэлла, говорят и попытки ввести в заблуждение следствие. К примеру, российские власти сообщили, что в самолете "Аэрофлота", в котором летел Андрей Луговой, не было найдено следов полония-210. Но когда британские эксперты получили возможность его исследовать, они обнаружили явные следы полония-210 в той части салона, где сидел Луговой.

Роберт Хоруэлл сказал, что у российских властей был не один, а много мотивов желать смерти Литвиненко, и его убийство не могло состояться без участия государственных органов России.

"Россиянам хорошо известна фраза Сталина "нет человека – нет проблемы", - сказал Хоруэлл. - Убийство Литвиненко имело целью решить проблему, которой тот стал. Но оно породило другую, куда более серьезную проблему, и это дознание гарантирует, что она никуда не исчезнет".

По его словам, сейчас невозможно указать на организатора преступления, но через 10 или 20 лет мы будем знать больше.

"Тем или иным образом российское государство участвовало в убийстве Литвиненко", - констатировал Хоруэлл в своем подводящем итоги заявлении на слушаниях в Высоком суде Лондона.

"Александр Литвиненко был убит в результате отравления полонием-210, которое произошло 16 октября и 1 ноября 2006 года, - сказал представитель Скотленд-ярда, обращаясь к судье Роберту Оуэну. – Его отравили Луговой и Ковтун, и вы на основании свидетельств, открытых и закрытых, решите, стояло ли за ними российское государство".

Вдова убитого, Марина Литвиненко, которая многие годы добивалась проведения открытого дознания, состоявшегося во многом благодаря ее настойчивости, заявила, что, по ее мнению, "убийцы и их хозяева раскрыты".

По ее словам, ее муж пообещал выявлять коррупцию в ФСБ и высших эшелонах власти. "Его действия считались предательством, и он заплатил за это страшную цену", - заявила Марина Литвиненко.

 

Марина Литвиненко с сыном Анатолием

"Любой разумный человек, ознакомившись с представленными на дознании уликами, поймет, что мой муж был убит агентами российского государства в первом случае ядерного терроризма на улицах Лондона. Это не могло произойти без ведома и согласия Путина", - добавила она.

В Москве скептически отнеслись к заявлениям британской стороны о причастности российских властей к смерти Литвиненко и подчеркнули, что не доверяют расследованию этого дела. "Это не наша повестка дня, это внутреннее расследование Великобритании, поэтому мы не имеем к нему никакого отношения и не хотели бы иметь", - цитирует пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова агентство "Интерфакс".

По его словам, Скотланд-Ярд требует, чтобы Луговой и Ковтун предстали перед судом в Великобритании. Британские власти давно настаивают на экстрадиции подозреваемых по делу Литвиненко, но Москва отказывается их выдавать, ссылаясь на российскую конституцию.

В российском МИДе также считают, что дело об убийстве Литвиненко является политизированным и произвольно интерпретирует факты. "В августе 2014 г. Следственный комитет был вынужден отказаться от участия в "публичном расследовании". Связано это исключительно с тем, что оно, вопреки своему названию, не является транспарентным ни для российской стороны, ни для общественности. Соответственно, имелись серьезные опасения в связи с его возможной политизацией", - приводит сайт ведомства слова директора департамента информации и печати МИД России Александра Бикантова.


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.014529943466187