Вестник гражданского общества

19.05.2015

Еще один репрессивный закон - о "нежелательных организациях" - приняла сегодня Госдума

Госдума в третьем чтении приняла сегодня закон о "нежелательных организациях" в России. Согласно документу, "нежелательной" может быть признана иностранная или международная неправительственная организация, которая "представляет угрозу основам конституционного строя России, ее обороноспособности и безопасности".

Решение о внесении организации в список "нежелательных" будет принимать Генпрокуратура России по согласованию с министерством иностранных дел. Российские отделения организаций, которые попадут в такой реестр, будут закрыты.

Перечень "нежелательных" НКО будет вести и публиковать Минюст.

Организации, признанные "нежелательными", не смогут переводить в Россию деньги, реализовывать программы, а также открывать тут свои представительства. Также запрещено распространение информационных материалов таких организаций.

За участие в деятельности "нежелательной" НКО предусмотрены штрафы: от 5 тысяч до 15 тысяч рублей для граждан, от 20 тысяч до 50 тысяч - для должностных лиц и от 50 тысяч до 100 тысяч для юридических лиц. Повторное привлечение по этой статье КоАП в течение года чревато уже уголовной ответственностью - для этого в кодекс вводится статья 284.1. За руководство деятельностью "нежелательной" НКО в России сразу предусматривается уголовная, а не административная ответственность.

Статья 284.1 УК предусматривает штраф от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере дохода обвиняемого за срок от двух до трех лет, до 360 обязательных работ, до пяти лет принудительных работ либо от двух до шести лет колонии. Поскольку максимальный срок по этой статье превышает пять лет, она относится к категории тяжких.

Иностранцам, участвующим в деятельности "нежелательной" организации, будет запрещен въезд в Россию.

Документ, внесенный депутатами Александром Тарнавским из «Справедливой России» и Антоном Ищенко из ЛДПР, был принят в первом чтении 20 января. К "нежелательным" в тогдашней редакции законопроекта были отнесены любые структуры, "представляющие угрозу обороноспособности или безопасности государства" либо опасность для "общественного порядка и здоровья населения".

Ко второму чтению в документ внесли ряд принципиальных поправок. Одной из самых существенных стал вывод из-под действия закона коммерческих предприятий. Теперь закон касается только НКО.

Из пояснительной записки к законопроекту

Внутриполитические, военные и международные конфликты, в которые в последнее время втягивается все больше государств, создают почву для развития на их территориях деструктивных организаций - носителей террористических, экстремистских и националистических идей. Эти организации, преследуя свои преступные цели, наносят существенный вред мировому сообществу, стимулируя своей деятельностью возникновение новых очагов политической, межнациональной, межрелигиозной напряженности.

Противодействие проникновению на территорию Российской Федерации этих организаций, блокирование попыток их влияния на социальные и политические институты российского общества должно рассматриваться как одно из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, направленной на защиту основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов российских граждан, национальных интересов Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства и общественного порядка...

...Реализация предложенных мер позволит повысить эффективность препятствования деятельности иностранных структур, представляющих угрозу безопасности государства, формирующих угрозы "цветных революций" или способствующих возникновению очагов напряженности на межэтнической и межконфессиональной основе.


Депутат Дмитрий Гудков, голосовавший против принятия поправок, уверен, что они вредны для экономики РФ. "В условиях рецессии законопроект бьет по инвестиционному климату. Инвесторы вряд ли рискнут вложить деньги в страну, где их деятельность может быть приостановлена без суда, одним решением прокурора", - объяснил депутат в интервью DW.

Законодательная инициатива стала логическим продолжением политики российских властей по борьбе с гражданской активностью, отмечает «Открытая Россия».

У неправительственных организаций в России было два основных этапа развития: эпоха свободы и эпоха выживания. Времена свободы закончились в 2002 году с внесением в закон «О некоммерческих организациях» поправок, которые ввели обязанность предоставлять сведения о себе и своей деятельности. Для многих форм некоммерческих организаций сам факт существования начинался лишь после проставления «государевой печати» — государственной регистрации. Все некоммерческие организации были обязаны пройти перерегистрацию, а тех, кто не прошел, насильно ликвидировали.

Именно с 2002 года власти потихонечку начали закручивать гайки в сфере неправительственных организаций.

Сначала НПО обязали предоставлять отчетность о получении иностранного финансирования, следом начали облагать налогами иностранные гранты, полученные от жертвователей, не попавших в узкий список проверенных российскими властями. Затем был принят закон об «иностранных агентах», который спустя 3 года позволил затолкать туда насильно 64 организации. Большая часть «иностранных агентов» уже ликвидированы или находятся в стадии ликвидации.
Но гражданская деятельность осталась. Более того, власти практически утратили возможность как-то контролировать поступления иностранных денежных средств на гражданскую активность в России. Это стало прямым следствием введенных запретов и ограничений для некоммерческих организаций.

За годы повышенной отчетности российского неправительственного сектора, постоянных проверок, обысков и слежки за гражданскими активистами российские прокуроры, вполне возможно, уже обзавелись базой иностранных жертвователей, поддерживающих гражданскую активность и правозащитную деятельность на территории России, предполагает «Открытая Россия». Именно эти организации могут оказаться первыми в списке организаций, деятельность которых будет признана нежелательной, а сотрудничающие с ними НКО и граждане окажутся первыми, кого будут привлекать к ответственности.

Возможно, законопроект о нежелательных организациях станет предпоследним шагом по ограничению иностранного финансирования социально полезной деятельности гражданских активистов. Следующим шагом вполне могут стать валютные ограничения для граждан.

Программный директор московского бюро международной правозащитной организации Human Rights Watch Татьяна Локшина уверена, что новый законопроект написан в первую очередь не для иностранных, а для российских граждан. "Международные некоммерческие организации в России и так достаточно уязвимы, - признала Локшина в интервью DW. - Для того, чтобы закрыть их представительства, отдельный закон не нужен - это делается одним росчерком пера в Минюсте".

Таким способом было закрыто российское отделение Международной кризисной группы, напоминает правозащитница: "Им просто пришло по почте письмо, в котором говорилось, что организация лишилась регистрации. Они узнали об этом постфактум".

То же самое касается запрета на въезд в РФ: "Для того, чтобы по требованию ФСБ внести иностранного гражданина в "черный список" невъездных, не нужен отдельный закон", - объясняет Локшина. По ее мнению, новый законопроект нацелен прежде всего на российские организации и российских активистов.

"Участием" в деятельности нежелательной организации теоретически может быть признана любая форма сотрудничества - будь то распространение материалов в соцсетях или участие в международных мероприятиях", - подчеркивает Локшина. И добавляет, что главная цель закона - это запугивание: "Некие организации будут запрещаться как нежелательные, а под санкции будут попадать российские граждане".

Он-лайн издание Грани.Ру приводит комментарии юристов и правозащитников по поводу нового закона.

Сергей Никитин, директор представительства Amnesty International в Москве

Этот закон - очередной отрезвляющий знак, указывающий на то, как стремительно российские власти наступают на основные свободы и подавляют работу независимых общественных организаций в стране.

...Закон вводит расплывчатое понятие "международная организация, представляющая угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения". Учитывая недавнюю практику, есть все основания предполагать, что закон будет принят и применен для удушения международных представителей гражданского общества и для подрыва независимости и свободы действий российских правозащитных организаций, выполняющих крайне важную работу в России.

Максим Крупский, член Адвокатской палаты Москвы

Последствия будут самые печальные, это контрольный выстрел в голову третьему сектору. Это будет самый серьезный удар, особенно с учетом последних поправок. Здесь прослеживается связь с законом об "иностранных агентах". У этих двух законов один порыв: это так называемая борьба с иностранным влиянием, иностранной интервенцией, как ее понимают законодатели. В первую очередь под удар попадут те организации, которые уже попали под удар как раз по закону об "иностранных агентах", потому что их грантодатели могут быть признаны нежелательными организациями. Вопрос не только в ответственности за участие в деятельности (это касается единиц, это не самые серьезные потери), а речь идет о системной блокировке деятельности, потому что с перекрытием финансирования (а не секрет, что независимые правозащитные организации на 90% финансируются из зарубежных фондов) вся деятельность прекращается.

Светлана Ганнушкина, правозащитник

Этот закон будет проблемой не для "Гражданского содействия", а для зарубежных организаций. Российское гражданское общество утратит возможность сотрудничать с Amnesty International, Human Rights Watch, "Врачами без границ" - то есть гражданское общество много утратит. По сути это возведение железного занавеса между миром и Россией. Конечно, первыми под удар попадут правозащитные организации, а какие - тут я не буду подсказывать власти. Дело в том, что именно правозащитные организации - главные критики власти, это наша работа, и нормальная власть заинтересована в критике. Просто наша власть ненормальная.

Сергей Лукашевский, директор Музея и Общественного центра имени Сахарова

Закон о нежелательных организациях может привести к блокированию возможности взаимодействия российских правозащитников и гражданских активистов с их зарубежными коллегами. Этот закон может быть прямо использован против российских правозащитников, так как они не смогут работать совместно со своими международными коллегами (HRW, AI и др.), если те будут объявлены нежелательными организациями. Во-вторых, этот закон направлен против российских неправительственных организаций, которые получают пожертвования из-за рубежа, так как организации-жертвователи могут быть объявлены нежелательными. Кто первым попадет под удар, сказать сложно. Может быть, благотворительные фонды, так как вопрос финансирования все время привлекает болезненное внимание, а может быть, правозащитные организации, так как финансирование уже контролируется через закон об иноагентах.


Вестник CIVITAS

Обсудить в блоге





На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.015727043151855