Вестник гражданского общества

17.10.2014

Преобразование здравоохранения в Москве доведут до его полной ликвидации

А. Хрипун: «Забота о ветеранах — один из главных приоритетов московского правительства»

Согласно недавно опубликованному на сайте rusmedserver.com внутриведомственному документу Департамента здравоохранения Москвы под названием «План-график реализации структурных преобразований сети медицинских учреждений», сотрудники 28 государственных медучреждений столицы, включая 15 больниц, будут уволены, а помещения высвобождены.

Ликвидацию предполагается проводить в два этапа: сначала одну больницу присоединят к другой и превратят в филиал, затем закроют. Пациенты ликвидированных больниц будут переведены в другие медучреждения – например, в Боткинскую больницу, больницу им. Баумана, НИИ Склифософского. Среди учреждений, запланированных к закрытию, есть и больницы общего профиля, и узкого, а также несколько роддомов.

Между тем, сокращение штата как минимум на 30% коснется всех московских больниц, соответствующее указание получили главные врачи на встрече с руководством департамента здравоохранения в конце сентября, сообщил депутат Госдумы, знакомый с деталями встречи, и один из врачей. Из плана-графика московских властей еще нельзя точно сказать, каков точный объем сокращения коек. «Нельзя сделать вывод, что все окажутся за бортом», – говорит директор центра политики в сфере здравоохранения ВШЭ Сергей Шишкин, который принимал участие в разработке реформы здравоохранения.

Непосредственными исполнителями сокращения медперсонала и ликвидации медучреждений выступит руководство столичного Департамента здравоохранения: новый глава Алексей Хрипун, два его первых заместителя Николай Потекаев и Татьяна Мухтасарова и еще два заместителя Валерий Павлов и Юлия Антипова.

Однако, по мнению «Московского комсомольца», городские поликлиники уже сейчас с трудом справляются даже с теми пациентами, кто приходит на своих ногах. А если объективно, то и с ними не справляются. Врачу на общение с больным на приеме отводится 8 минут. После сокращения среднего и младшего персонала, врачи будут исполнять свой восьмиминутный номер уже в одиночку, без медсестер. В целях оптимизации, разумеется.

Между тем, попавший в интернет план реформы системы здравоохранения Москвы, по которому увольнению подлежат свыше 7,5 тысяч работников московских больниц, является «самым мягким» из трех вариантов, подготовленных экспертами. Об этом агентству городских новостей «Москва» рассказал заммэра по социальным вопросам Леонид Печатников.

«Если бы эти хакеры залезли бы дальше в этот компьютер, который они взломали, то они бы нашли там еще минимум два исследования, которые проходили параллельно. Тот, который стал достоянием гласности - это самый мягкий вариант. В самом жестком мы должны сократить больше половины из 75 тысяч сотрудников больниц. Но даже мягкий вариант кажется нам слишком жестким с учетом социальных осложнений», - пояснил Печатников. Он добавил, что в ближайшее время все три варианта будут обнародованы.

Массовые сокращения медперсонала и медучреждений связаны с тем, что со следующего года все медицинские услуги планируется перевести в систему обязательного медицинского страхования. В ведении бюджета остаются только капремонты, строительство и закупки техники стоимостью свыше 100 тысяч рублей, а также такие отделения, как психиатрическое, туберкулезное и инфекционное. Таким образом, больницам будет невыгодно держать большие отделения для лечения нескольких человек. При этом столичные власти отрицают факт массовых сокращений, на которые указывает персонал больниц. По их словам, уведомления о сокращении работникам начали вручать еще до начала работы комиссии, прямо во время приемов.

О том, как это происходит, рассказал корреспонденту он-лайн издания «Грани.Ру» врач-физиотерапевт филиала №1 ГКБ №24 Семен Гальперин.

- Известно ли, каковы масштабы сокращения? Персонала, коек?

- Сокращают 30-40% всех врачей, из 65 больниц должны остаться 28. К апрелю нас не просто уничтожат как учреждение, но и здания будут проданы в частные руки, это следует из документа (№17, с. 31—32).Реформа объяснялась тем, что есть плохие, неэффективные, неудачно расположенные, пустующие больницы. А начали с самой высоколиквидной недвижимости. Первой была больница №63 на проспекте Мира. Сразу закрыть крупную больницу нельзя - будет возмущение в обществе. Поэтому сначала объединяются несколько больниц, ранее самостоятельная больница становится филиалом, а филиал уже проще уничтожить. Сейчас там бегают крысы.
Теперь подошла очередь нашей больницы. Технология такая же. Государству не нужны непрофильные активы, они не приносят достаточно денег. Лучше сдать это здание в аренду, а что население остается без медпомощи, так населения у нас и так много. Избыток больниц и избыток населения. Они будут сокращаться параллельно.

- Для вас это стало сюрпризом?

- Мы также некоторое время назад стали филиалом (больницы №24), хотя раньше были самостоятельным учреждением ГКБ №11. До объединения мы работали нормально. Потом снизились зарплаты, кто не хотел уйти сам, того увольняли. "Скорой" запретили привозить к нам больных, больным врали, что больница не принимает. Технология знакомая.

- Врачи вашей больницы уже получали уведомления?

- Да, у меня есть уведомление. По закону они предлагают другие места: у нас же массовых увольнений нет. Моя должность будет сокращена. Хотя профком это не обсуждал, хотя я кандидат медицинских наук, мне предложили почетную должность санитара. И не мне одному: заместителю главврача также предложили стать санитаром.

- С какого времени вы должны быть уволены?

- С 1 декабря. Думаю, я приму предложение и перейду на должность санитара. Я не могу подставить коллег, которых я представляю в профкоме, и уйти из больницы. У меня уже есть бейджик "кандидат медицинских наук, санитар". Я не боюсь работы, я умею драить палубу. И так поступлю не я один.

- Какое будет выходное пособие?

- Этого я не знаю. Поскольку я перейду на другую должность, пособия у меня скорее всего вообще не будет. А зарплата будет 11 тысяч.

- Это намного меньше, чем у врача сейчас?

- По документам у нас средняя зарплата по больнице порядка 23 тысяч. Это похоже на правду. До объединения мы зарабатывали по 60 тысяч примерно.

- Были ли попытки добиться от людей увольнения по собственному желанию? Как это происходит?

- Приходит линейный контроль, находит пыль на стене или отмечает, что в кабинете нет какой-то инструкции. Ответственность будет нести заведующий подразделением - а вернее, тот, на кого укажет администрация. Объявляется один выговор, потом другой. В третий раз сотрудника приглашают и ставят перед выбором: написать заявление или быть уволенным по несоответствию занимаемой должности.

- Вас не пытались уволить таким образом?

- Меня не пытались - видимо, опасаются.

- По каким критериям проводятся сокращения?

- Думаю, в зависимости от отношений с начальством. Есть разные по ценности специалисты. У нас есть заместитель главврача, он по своим обязанностям оценивает качество лечебной работы - делает замечания, учит врачей лечить. Он не имеет лечебного образования. Он биохимик и учится вечерами на втором курсе лечебного факультета. Такие специалисты останутся. Я не знаю в точности, какие у него отношения с начальством, но в 2012 году, когда его принимали на работу, в первый же день ему дали надбавку в размере 250% от зарплаты за качество выполняемой работы.

- Что в итоге будет?

- Наше физиотерапевтическое отделение, видимо, исчезнет - хотя в его составе есть центр по лечению рассеянного склероза. В целом результат приватизации будет как в 90-х, только с более жесткими последствиями для населения. Тогда уходили торговать на рынок инженеры, теперь уйдут врачи. Население станет вымирать. Но население - это непрофильный актив.

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.012360095977783