Вестник гражданского общества

26.11.2012

Бунт заключенных копейской колонии Челябинской области из-за насилия в тюрьме

Фото: РИА Новости

В субботу утром в колонии под Копейском начался бунт, к колонии пришли около трех сотен человек, чтобы поддержать бунтующих. По официальной информации, это подвыпившие провокаторы, по словам правозащитников – родственники заключенных, которых разгоняет ОМОН. Двести пятьдесят заключенных исправительной колонии номер 6 в городе Копейске Челябинской области потребовали ослабить режим их содержания под стражей. Как сообщили в пресс-службе ФСИН по Челябинской области, протестующие просили освободить некоторых осужденных из штрафного изолятора, отправленных туда за нарушения правил внутреннего распорядка.

Руководство колонии посчитало выдвижение таких требований незаконным. Сразу после этого около колонии собрались родственники осужденных, большинство из которых через несколько часов покинули территорию.

По сообщению местной полиции, оставшиеся у колонии молодые люди находились в состоянии алкогольного опьянения, пытались нарушить общественный порядок, громко выражались нецензурной бранью.

В итоге полиция задержала около 40 человек, собравшихся у колонии в Челябинской области. В основном это родственники и близкие заключенных.

В воскресенье в исправительное учреждение прибыли начальник Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области Владимир Турбанов и челябинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Александр Яковлев, проводится служебная проверка, выявляются все обстоятельства произошедшего, будет возбуждено уголовное дело.

Лидер движения «Русь сидящая» Ольга Романова поехала в бунтующую колонию. По дороге она по телефону рассказала телеканалу «Дождь» о ситуации в Челябинских исправительных учреждениях: «Ситуация в Копейске, Челябинской колонии всем хорошо известна. Там годы подряд бунты, причем бунты не красивые – они никогда не бывают красивыми – некрасивые с точки зрения руководства. В Копейске и Челябинской области это всегда скрывается. В Копейске после последнего громкого случая четверо работников колонии были осуждены, но серьезного наказания не было».

Местные блогеры пишут о том, что осужденные устроили голодовку в знак протеста против пыток и избиений в колонии.

Владимир Переверзин бывший топ-менеджер компании ЮКОС, недавно вышедший на свободу после семи лет заключения, не понаслышке знаком с челябинскими колониями. «Там такие специалисты работают – это хуже, чем Гестапо. В Гестапо хотя бы убивали и не врали, что они убивали. А это просто уличные мерзавцы и негодяи», - говорит Владимир Переверзин.

Правозащитники сообщают, что председатель президентского совета по правам человека Михаил Федотов попросил координаторов проекта Gulagu.net подготовить материалы по копейской колонии для того, чтобы на проблему компетентно отреагировала профильная рабочая группа совета.

 

Оксана Труфанова – координатор проекта Gulagu.net, единственная, кого во время этих событий хотя бы раз допустили в колонию, сейчас главный источник неофициальной информации о происходящем.
Ее интервью телеканалу «Дождь»:

Шакина: Насколько мне известно, вы пострадали сами в столкновениях, как это случилось?

Труфанова: Это совершенно неожиданно для меня случилось, я шла по направлению к зоне после того, как выложила видео в интернете, я разговаривала по телефону с другой правозащитницей, и в этот момент ОМОН побежал на людей, которые просто стояли разговаривали, в том числе и на нас. Я побежала тоже, получила резиновой дубинкой по голове, упала, меня удерживал ОМОНовец, который сказал не шевелиться, иначе будет еще хуже. Потом я показала ему удостоверение, это не помогло.

Шакина: Как вы можете прокомментировать слова омбудсмена Севастьянова о том, что это были не родственники и они были в состоянии алкогольного опьянения?

Труфанова: Честно говоря, мне не хотелось бы из этических соображений комментировать его слова вообще.

Шакина: Таким образом вы косвенно даете понять, что не считаете их правдой. Как вы можете описать тех, кто собрался вчера и сегодня у колонии?

Труфанова: Я точно знаю, что это были родственники, я точно знаю, что их было очень много, порядка трехсот человек, даже 400. Это были матери, сестры, жены, дети малолетние, которые тоже пострадали. Были совершенно случайные люди, которые ехали по этой дороге, которая идет вдоль периметра зоны. ОМОНовцы били стекла проезжающим машинам, вытаскивали людей и тоже их били. Это было при мне, я своими глазами видела.

Шакина: Просто машины, которые проезжали мимо этой площадки перед зоной?

Труфанова: Да. Люди ехали из деревни домой, их машины побили ОМОНовцы, они проезжали в тот момент, когда ОМОНовцы побежали на людей. Пришли поддержать даже те, кто когда-то там сидел. Они случайно ехали, случайно оказались в этой заварухе, там был ребенок, это не остановило ОМОНовцев, стекла все выхлестали, побили мужчину, который был за рулем.

Шакина: Есть информация, что сейчас перекрыт город для въезда.

Труфанова: Да, недавно все перекрыли, буквально час назад поступила неофициальная информация, что из Екатеринбурга стягивают военный спецназ и какой-то дополнительный ОМОН. Сейчас из Копейска приходит информация, что уже военный спецназ прибыл и что город закрыли, всех разворачивают. Однако эту информацию не подтвердила мама заключенного, которая там недавно была. Она сказала, что было местное телевидение, они снимали сюжеты.

Шакина: По какой причине все эти родственники приехали в город, по какой причине начался бунт?

Труфанова: Родственники приехали по простой причине. Кто-то говорит, что их подняли, это все ерунда. На самом деле был день открытых дверей по плану, они приехали из различных городов к своим родственникам, к мужьям, отцам, сыновьям, приехали встретиться с ними, их стали разворачивать без объяснения причин. Начальство колонии не выходило к ним до 8 часов вечера, люди стояли на морозе, понимали, что что-то не так, раз стягивается ОМОН, не спешили расходиться, звали на поддержку своих родственников, приезжали люди из пригорода, отовсюду, звали правозащитников. Ко мне звонки начали поступать с утра. Причина очевидна. Я озвучу две версии. Основная – требование послабления режима и освобождение тех, кто сидит в ШИЗО. Другая версия, которую я услышала от родственников заключенных, которые сидят в ШИЗО, - пытки и избиения, потому что несколько дней назад избили нескольких ребят, которые сидят в ШИЗО. К ним заходил адвокат с постановлением Верховного Суда о том, что он имеет право вести съемку. Его не допустили. Впоследствии это все и началось. Видимо, отчаявшиеся ребята, которые бунтуют, просто поняли, что добиться жалобами невозможно, пишут одни и те же отписки под копирку. Я получала сама несколько таких отписок, которые были написаны под копирку, была только разная шапка. Вот это стало основной причиной, люди поняли, что дальше некуда, это край.

Шакина: Насколько я понимаю, те, кого несколько дней назад заключили в ШИЗО, так товарищам и не показывали, просто перепугались, что их там могли и вовсе убить?

Труфанова: Дело в том, что их никому не показывали. Как мне объяснила та же администрация, с которой я имела возможность беседовать, они сказали, что «мы и вам не покажем. Благо, что у нас в ШИЗО не знают, что на территории такая ситуация. Если б ШИЗО знало, была бы еще хуже, они б там все вскрылись».

Шакина: Насколько я поняла, один из тех, кто содержится в ШИЗО, - заключенный, видео с пытками которого совсем не так давно появлялось в интернете.

Труфанова: Да, это Евгений Терехин. Это наш подзащитный, дело которого мы сейчас ждем.

Шакина: Человек, который жаловался на руководство именно этой колонии №6 и которого вернули в эту колонию.

Труфанова: Да, из СИЗО 3 его обратно отправили туда, хотя она написал заявление в Генпрокуратуру, и мы тоже писали заявление в его поддержку в Генеральную прокуратуру РФ, Следственный комитет РФ. К сожалению, пока ответа мы не получили, видимо, 30-дневный срок еще не вышел. Его увезли в ИК 6. По некоторым данным, я тоже слышала, что его подвергли унижению и избиению, но следов насилия, как мне сказали, нет. Действительно ситуация там страшная. Хочется, чтобы они смогли каким-то образом включить здравый смысл, договориться без кровопролития, если оно еще не произошло, нужно подключать общественников. Мы согласны на диалог, быть посредниками, потому что невозможно уже терпеть. У меня сегодня телефон разрывается. 

 

Около 18 часов в воскресенье ГУ МВД РФ по Челябинской области на сайте ведомства сообщило: "В ходе пресечения административных правонарушений восемь сотрудников ОМОН ГУ МВД России по Челябинской области получили травмы. Размещенная в ряде СМИ информация об избиении граждан сотрудниками ОМОН ГУ МВД России по Челябинской области не соответствует действительности. По данной информации проводится служебная проверка".

То, что ситуацию в ИК № 6 стабилизировать 25 ноября не удалось, признали и в УФСИН по Челябинской области:

– Около 250 человек по-прежнему находятся в жилой зоне, – сообщил «Новой» руководитель пресс-службы главного управления УФСИН по региону Иван Мишанин. – Люди периодически меняются. Требование у осужденных одно – вывести из ШИЗО нарушителей. Но, подчеркиваю, это требование незаконно. Мы не намерены его выполнять. Никаких погромов на территории колонии нет. Сами заключенные называют свои действия не бунтом, а акцией протеста. 

Правозащитники утверждают, что к колонии не проехать: все дороги перекрыты, "никого не пускают и не выпускают, прорваться к колонии не представляется возможным", заявила координатор портала Gulagu.net Евгения Кочетова.

Вечером в воскресенье, как сообщила Труфанова "Русской службе новостей", на территорию колонии вошли бойцы ОМОНа в сопровождении нескольких женщин - родственниц заключенных. «Родным даже позволили без присутствия посторонних пообщаться с заключенными, многие из которых в настоящий момент остаются на крышах бараков», — объяснила Труфанова. Таким образом, бунтующие осужденные смогли рассказать о причинах акции протеста и передать свои требования.

Кроме прекращения издевательств заключенные требуют отстранить от должности начальника колонии Дениса Миханова и его заместителя Константина Щеголя, а также «привести каторжные условия труда в соответствие с нормами».

Как утверждают заключенные, замначальника ИК-6 накануне избил одного из осужденных, который в итоге был вынужден разбить стекло и порезать себе руки, чтобы прекратить издевательства. Кроме того, по словам Труфановой, зеки жалуются на рабский труд на мебельном производстве внутри колонии: они работают более 12 часов в сутки за мизерные деньги (от 12 рублей в месяц). Официальных комментариев во ФСИН на этот счет получить пока не удалось. 

Прокуратура Челябинской области не выявила фактов избиения заключенных колонии № 6 Копейска, сообщает в воскресенье надзорное ведомство.

Между тем местные журналисты сообщают, что протестную акцию в колонии №6 в Копейске поддержали сразу несколько колоний Челябинской области. Заключенные ИК №11, ИК №9, СИЗО №1, СИЗО№4, крытой тюрьмы в Верхнеуральске заявили, что разделяют требования копейских повстанцев, и в знак солидарности присоединяются к протестующим. Выражается это главным образом отказом от пищи. В СИЗО №1 сидельцы забаррикадировались в камерах, отказываются от еды и общения с администрацией.

Обновление

Вызывавшие ранее сомнения заявления о нарушениях в ИК-6 Копейска получили внезапное подтверждение сверху. Вслед за родственниками заключенных губернатор Челябинской области Михаил Юревич заявил, что у него есть информация о денежных поборах в тюрьмах области. Версию о бунте из-за невероятных поборов озвучили и родственники осужденных, побывавшие в колонии.

По словам Юревича, нынешняя ситуация с колонией Копейска является следствием неэффективной системы, выстроенной в ГУФСИН. Как передает "Русская служба новостей", глава региона обвинил в этом прежнее руководство ведомства.
"Существующая система, которая будоражит всю страну, построена при прежнем руководителе ГУФСИН области, ныне покойном. Эта система привела к тому, что в местах лишения свободы огромное количество самоубийств", - заявил Юревич.

Бывший начальник ГУФСИН по Челябинской области Владимир Жидков получил условный срок за укрывательство убийства четырех заключенных в колонии N1 Копейска. Всего по делу проходили 18 подсудимых. Юревич отметил, что новый начальник ГУФСИН области назначен совсем недавно, и власти пока не могут предъявлять ему претензии.

Касаясь обстановки в колонии N6 города Копейска, Юревич сказал, что ситуация там напряженная. Родственники нескольких заключенных утверждают, что им удалось проникнуть в колонию на встречу с бунтовщиками, чтобы попытаться урегулировать ситуацию мирным путем. "Интерфакс" приводит рассказ одной из таких посетительниц - сестры одного из осужденных Ольги Белоусовой.

"В зале собралось человек 60, стояли все тихо-мирно. Я выступила и сказала, что мы их поддерживаем, что пришли убедиться, что с ними все в порядке, что хотим донести информацию о них за пределы колонии. Они высказали свои претензии", - рассказала женщина, которая, по ее словам, попала в колонию вместе с двумя родственницами других заключенных.

Заключенные рассказали женщинам, что администрация колонии нарушает режим и применяет к осужденным силовые методы воздействия. При этом начальники не только помещают своих подопечных в ШИЗО за самые незначительные провинности, но и унижают человеческое достоинство заключенных.

Еще одной причиной для возмущения в колонии, уверяет Ольга Белоусова, могли стать огромные денежные поборы. "Большие денежные поборы со стороны администрации, повышение расценок. Рамки до такой степени переросли, что уже родители стали возмущаться. Тех, кто несет, не трогают, а к тем, кто не может принести, применяют физическую силу, чтобы вынудить родственников. Платить в колонии надо за все, на каждом этапе", - рассказала она.

Кроме того, сыграла свою роль и безработица, царящая в колонии. "Нет работы для большей части заключенных. Из 1600 заключенных только 700 человек задействованы на работе, работа не оплачивается. Нам ведомости показали - там зарплата 48 рублей, 64 рубля в месяц. Что на эти деньги купить можно в магазине? Цены в тюремном магазине в разы выше рыночных", - отметила сестра арестанта.

Присутствовавший на пресс-конференции уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов в свою очередь заявил, что руководство колонии не ликвидирует все поборы по просьбе некоторых родителей.
"Он готов вообще все отменить, все поборы, но родители против, они готовы за что-то платить, в том числе за дополнительные свидания. Деньги идут на нужды колонии, но часть уходит не на это", - объяснил систему омбудсмен. Комментируя сделанное Ольгой заявление о пытках в колонии, он согласился, что об этом в самом деле поступало много информации, которая обязательно будет проверена.

Между тем ОМОН настаивает на версии нападения группы пьяных, агрессивных граждан. Свой взгляд на происходящее в Копейске журналистам предложил и один из участников событий со стороны правоохранителей - боец отряда ОМОН, прибывшего к колонии, чтобы утихомирить толпу, собравшуюся поддержать бунтующих заключенных.

По его словам, основную массу собравшихся составляли молодые люди и девушки, которые "вели себя агрессивно" и "находились в состоянии алкогольного опьянения". "В отношении нас высказывались угрозы физической расправы и требования пропустить их на территорию колонии", - рассказал боец сайту "Первый областной".

По словам бойца, самые агрессивные участники протеста в скором времени от слов перешли к делу. "Спустя минут 30 после того как прибыли, в нас полетели стеклянные бутылки, камни, палки, у кого-то были замечены обрезки труб, арматуры в руках", - рассказал он.
В результате, по информации полиции, пострадало восемь омоновцев. Пострадавший омоновец получил разрыв локтевого сустава из-за наезда автомобиля, водитель которого позднее был задержан и арестован на пять суток. У других стражей порядка были зубы выбиты, разбиты лица.

В ходе столкновения были задержаны 38 человек в возрасте от 18 до 63 лет, в том числе и одна женщина.

В настоящее время у стен копейской колонии остаются около 30 родственников заключенных, и столько же полицейских. Это местные полицейские из Копейска, областные сотрудники уезжают, уточнила "Интерфаксу" руководитель пресс-службы ГУ МВД РФ по региону Анжелика Чиркова.

Вестник CIVITAS







На эту тему


На главную

!NOTA BENE!

0.021151065826416