Вестник гражданского общества

На зеркало неча пенять…

Премьера к юбилею Н.В.Гоголя

Кадр из фильма «Тарас Бульба

          Возможно, меня бы это не так задело, если бы Николай Васильевич Гоголь не был одним из самых моих любимых писателей.
          Собственно говоря, я не про то, что празднование его юбилея оказалось вполне в духе традиции чествования наших российских культурных светил: слова, слова, слова, которые никак не материализуются в некую вещность, питающую нашу память о юбиляре.
          Полного собрания его сочинений нет, в России нет даже настоящего музея Гоголя. А перфоманс, который втиснули перед юбилеем в несколько комнат на Никитском бульваре в Москве, даже по мнению членов юбилейного оргкомитета определяется как «смесь антикварки с Рублёвки и Диснейленда самого низкопробного качества». И это притом, что память о Гоголе уже материализована в реальных музеях, но, увы, только не в нашем Отечестве!
          СМИ обозначились в меру своей культурной «продвинутости» юбилейными передачами и статьями в диапазоне от байки о похороненном заживо и украденной голове, до вдохновенных редакционным заданием сентенций на тему «поэт в России больше, чем поэт».
          Конечно, можно сослаться на кризис и отсутствие денег для достойной памяти. Однако же и полное собрание сочинений, и музеи - это те вещности, которые не обязательно привязаны к юбилейным датам. Или, если до сих пор в России не сподобились на это, то сейчас уже не стоит и пыжиться?
         Однако на кое-что у нас денег все же не пожалели. Мало того, это кое-что превратили в апофеоз юбилейной государственной программы. Конечно, вы уже догадались, что речь идет о фильме Владимира Бортко «Тарас Бульба».
         Замечу сразу, что сам по себе этот фильм, наверное, действительно высокохудожественное действо. Это обещает нам имя режиссера, не звездные, а реально талантливые актеры, занятые в постановке. И все же, при всем этом, я думаю, что экранизация «Тараса Бульбы» - это худшее, что можно было сделать не только по отношению к Гоголю, но и ко всем нам. Тем более в это время. Хотя для нашей власти, которая, собственно, и есть его заказчик, фильм сделан весьма кстати. Именно здесь и сейчас. Ибо при всем моем уважении к Николаю Васильевичу и его повести как художественному явлению, эта юбилейная экранизация стала очередной, причем талантливо сделанной инъекцией в народную душу самого примитивного свинцового шовинизма.
         Наша власть использовала юбилей Гоголя как подходящий «информационный повод» для очередного всплеска компании по оживлению образа врага, столь необходимого ей именно сегодня, дабы списать свою несостоятельность на происки супостатов!
         Тем более что и враги-то вполне для России привычные, можно сказать, даже совсем родные враги, на которых вскормлено не одно поколение наших патриотов – жиды да ляхи!
         Отдадим должное таланту Гоголя: в «Тарасе Бульбе» он создал один из самых омерзительных образов евреев в нашей литературе. Простим ему это, он и так уже наказан провидением. Однако за экранизацию именно этой повести ухватилась наша власть и, в конечном счете, все это превратилось в художественную прокламацию российской государственной политики в отношении наших соседей (не только поляков) и соотечественников еврейской (только ли?) национальности.
         Как смакуется в рекламных роликах клич «На Польшу!», как спесивы, дерзостны, либо жалки враги наши, которым мы по сию пору не можем простить 1612 года!
         Как и евреи, поляки уже давно стали для русского человека национальным комплексом, настолько глубоким, что изгнание кучки наемников из московского Кремля мы возвели в ранг национального подвига и общегосударственного праздника. «Забыв» при этом (в это «забытье» мы введены официальной псевдоисторией), что сами же привели их в Москву и сами же устроили смуту, в которой поляки играли едва ли даже третьестепенную роль.
         Далеко не все отдают себе отчет в том, что, призывая Бортко и Гоголя рождать в нас патриотические чувства и национальное сплочение, их, тем не менее, заставляют возбуждать в нас также и самые низменные инстинкты и фобии! Какая все же иезуитская эксплуатация талантливого режиссера и гениального автора!
         О, бедный Гоголь, ему и так не давали покоя, даже в могиле. Теперь же его дух вновь вызывают PR-шаманы из кремлевского агитпропа, чтобы не столько возвеличить наши национальные достоинства, сколько еще раз умалить тех, кто рядом с нами.
         Зачем? Неужели мы сами настолько несостоятельны и немощны духом, что для того чтобы сравняться с живущими рядом, нам нужно обязательно их унизить?
         И если Лев Толстой был «зеркалом нашей революции», то в отношении Гоголя можно сказать, что он стал зеркалом нашего представления о мире. Это зеркало перед юбилеем протерли, но вместо лика гения в нем явилось рыло великорусского Хама, для которого унизить соседа, как два пальца…


ГЕОРГИЙ КИРЕЕВ

07.04.2009


Обсудить в блоге



На главную

!NOTA BENE!

0.014158010482788